Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
22 ЛИПЕЦК: ОТ АЗЪ ДО ИЖИЦЫ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 15 (338) 19 апреля 2021 года Н аверное, нет в русском языке буквы капризнее и загадочнее, чем «ю». Есть мнение, что форму ей «подарила» греческая лигатура, соединение двух букв. Если вы употребляете «ю» после «б», «п», «в», «ф» или «м», почти всегда требуется отделение мягким знаком. Во всех языках есть слова, состоящие из одной буквы. Но ни в одном из языков вы не найдёте слова, состоящего из одной буквы «ю». Впрочем, она входит в названия объектов и событий, знаковых для истории нашего города. Очередная страница липецкого алфави та «Первого номера» кого-то отправит в ностальгиче ское путешествие в детство или юность, а кому-то пода рит полезные знания о родном городе. Тп I _ Т1 X « Юбилейный» Легкоатлетический манеж «Юбилейный» построили в 1984 году. Тогда НЛМК исполнялось 50 лет, поэтому название было вполне оправданным. В тот год в Липец ке появились первые автобусы-«гармошки нённые «Икарусы-280». На улице Терешковой открыли первую в городе «Пиццерию», где кроме пиццы пода вали коктейли «Монферато» и «Мишель». В 1984-м прозвенел первый тревожный звонок для Липецкого тракторного завода. Тракторы ЛТЗ имели низкое каче ство, и Министерство госконтроля СССР ввело на заводе особый режим: ни один трактор не выезжал за ворота предприятия без проверки министерских экспертов, а 10 — 15 бракованных машин в день возвращали обрат но на конвейер. Из всего этого на сегодняшний день не осталось ничего, кроме итальянской пиццы. «Икарусы» отправили на металлолом, ЛТЗ перестал существовать, а «Юбилейный» взорвали специалисты ФГУП «Рос- взрывпром». Дворец спорта был одним из крупнейших в Черноземье спортивных сооружений. Площадь его арены Вобщем,выводкомиссиибылтаким: «техническоесостоя составляла около 5 000 кв. м. Характеристики комплекса соответствовали международным стандартам и подходили даже для олимпийских соревнований. Кроме того, Манеж безопасноепроведениеспортивныхикультурно-массовых был главной концертной площадкой Липецка. Там вы ступали все звёзды социалистического лагеря 1980-х от Карела Готта с Ротару и Пугачёвой до Кобзона, Киркоро ва и Розенбаума. Снесли «Юбилейный» по простой причине — он пе рестал отвечать требованиям безопасности. Дворец об следовала специальная комиссия. В акте проверки было 25 пунктов, и по каждому из них в Манеже нельзя было проводить никаких мероприятий. Писали, например, что здание построено из панелей, но металлические закладные просто сгнили, не держат плиты, и дворец может сложиться как карточный домик. Между прочим, крупнопанельные хрущёвки, построенные по той же технологии, стоят до сих пор. Дело в том, что к середине 80-х на советских предприятиях начался обвал качества — у нас стали делать не только некачественные тракто ра, но и спортивные сооружения. Вдокументе такжеговорилось, что из-запросадки фун дамента начал разрушаться цоколь, а некоторые металли ческие фермы, державшие крышу, которые, по заверению » сочле- ЛИПЕЦК НА^НЬ » специалистов института «Проектстальконструкция», должны были служить 25 лет, на 21-м году прогнулись. Юров Сергей Дмитриевич Юров Сергей Дмитриевич и краевед. В детстве увлекался книгами об индейцах. На первом этапе своего творчества изучал культуру, российский писатель ние здания и инженерных систем «Юбилейного» являет ся неудовлетворительным и не обеспечивает дальнейшее обычаи и традиции индейских племён США. И первые книги Юрова были об индейцах Дикого Запада, за что он получил прозвище «русский Фенимор Купер». Многим Юров известен как очень добросовестный краевед, который буквально пропадает в архивах и по крупицам собирает исторические сведения о нашем го роде и его жителях. Книгу «Липецк в прошлом. Усадь бы и их владельцы в конце Х^Ш — начале XX века» он писал 10 лет. Липецкие блогеры назвали произведение «исто рическим подвигом, плодами которого будут пользо ваться не только современники, но и новые поколения мероприятий». Манеж можно было реконструировать за 70 млн рублей, но все, от кого это зависело, решили, что лучше всё же дворец снести, а на его месте построить что-то новое — не дай бог, произойдёт трагедия, как в московском Ясенево. Там в 2004-м в «Трансвааль-пар- ке» обрушилась крыша и погибло 28 человек. На месте Манежа решили строить аквапарк. Идея принадлежала Михаилу Гулевскому. Известно, что ещё до того, как Дворец спорта превратили в груду камней, мэрия вела переговоры с российско-немецкой компа нией «КИТ-Кэпитал», которая специализировалась на исследователей». строительстве аквапарков. По проекту площадь липец кого аквапарка должна была составить 28 тысяч кв. м. В нём одновременно смогли бы отдыхать до тысячи че ловек, а суточная вместимость составляла бы пять ты сяч. Посчитали даже, сколько на этом заведении можно заработать. Если в сутки аквапарк будет посещать 700 человек, компания может рассчитывать на 4,5 млн дол ларов чистой прибыли в год. Но аквапарк, как известно, не построили. В последние годы Юров пишет и художественные книги на краеведческом материале. Недавно вышел в свет его новый ретродетектив «Убийство на Дворян ской». Хотя события книги происходят в тихом курорт ном Петродаре, каждый из нас узнает в этом городе свой Липецк. Текст: Виктор Унрау Фото с сайта sports.ru л ш =1 о н m Они сделали всё, что смогли Метрах в двухстах от села Буховое на бетонном пьедестале в форме пятиконечной звезды стоит стабилизатор от самолёта. На нём портреты двух лётчиков-истребителей, двух офицеров Военно-воздушных сил. Рассказывают, Владимир Новосёлов был несказанно рад, когда узнал, что замполитом к нему в эскадрилью назначают Евгения Захарова. Тот спокойный, рассудительный, слов на ветер не бросал. А кроме того, ещё и однокашник по Качинскому училищу. Да и Захаров лучшего комэска пожелать себе не мог. Новосёлов — командир молодой, смелый. Здесь, в части, раскрылись его незаурядные лётные способности. Владимиру прочили большое будущее. Он и сам к нему стремился: два года пробивал себе дорогу в лётчики-испытатели. Когда сложился этот «дуэт», все в части отметили: эскадрилья устремилась вперёд с набором высоты. По-летнему тёплый день. Обычный тренировочный полёт на «спарке» — это двухместный вариант одноместного самолёта. Политработник — в передней кабине, командир — на месте лётчика-инструктора. — Погода стояла такая, что лучше, наверное, и не бывает, — вспоминает их сослуживец. — Видимость миллион на миллион. Солнце. Голубизна над аэродромом без дна_ В эту сияющую солнцем голубизну стрелой рванулся первый сверхзвуковой истребитель. Ему предстояло выступить «целью». За ним — «спарка» Захарова. Минута, и им, схватившимся в жарком воздушном бою, стало тесно в том огромном, «без дна», небе. Вдруг, выполняя один из манёвров, самолёт Захарова будто наткнулся на невидимый барьер. Скорость мгновенно упала, и машина свалилась на крыло. Два года назад Новосёлов исследовал подобную ситуацию в полёте. Захаров тоже хорошо знал, как поступать в таких случаях. Первое — вывести машину. Это можно было сделать только скоростью. Машина наконец-то опустила нос. Теряя высоту, но и набирая скорость, она шла к земле. На пятистах метрах самолёт, словно нехотя, с большим трудом начал изменять угол атаки и постепенно выходить из пикирования. И тут лётчики увидели: под крылом совхозная усадьба. Во что бы то ни стало удержать машину, уйти за село. Отвести беду от людей. Словно раненая птица, истребитель, теряя высоту, тянул от домов к зелёному квадрату поля. Умения и сил хватило. Катапульты сработали безотказно. Но — увы! Высоты оказалось слишком мало — купола парашютов не наполнились воздухом. Впереди была долгая жизнь и блестящая карьера: Владимиру только исполнилось тридцать, Евгению — тридцать три. Но они честно и до конца исполнили воинский долг «защищать». Сослуживцы отмечают: они сделали всё, что могли, ведь они не могли иначе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz