Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР № 11 (334) 22 марта 2021 года о от О "□ Z3 о Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина Поговорим о театре Когда-то Шекспир обронил: «Весь мир — театр». Вспоминая строки русской поэтессы Анны Ахматовой, можно продолжить: «И от лености или со скуки все поверили — так и живут^» Иными словами, мы очень часто переносим театральные реалии в повседневную жизнь и используем сценические термины в соответствии со своим представлением. Наверное, поколение 20-летних абсолютно, хотя и ошибочно, уверено в том, что «аншлаг» — «это когда смешно». Поэтому пора, наверное, внимая призыву великого критика Виссариона Белинского: «О, ступайте, ступайте в театр^», — нам всем войти в «сей храм искусства» и поговорить о высоком или о самом насущно-земном, правильно употребляя необходимые термины, а заодно и ориентируясь в реальном пространстве театра. Итак, предположим, что анонс («предварительное объявление о спектакле») привлёк наше внимание к оригинальной постановке и мы, несмотря на аншлаг («объявление о том, что все билеты проданы»), сумели приобрести заветный билетик в партер («места в зрительном зале, расположенные ниже уровня сцены») или амфитеатр («возвышающиеся друг над другом в виде лестницы ряды в зрительном зале») и попасть на бенефис («спектакль в честь или в пользу одного из его участников») артиста, выступающего в определённом амплуа («тип ролей: герой-любовник, простак, комик, лирик, трагик»). В качестве гостей (почему бы и нет?) в спектакле могут принимать участие прима («ведущая актриса в театральной труппе»), премьер («артист, играющий главные роли») и примадонна («певица, исполняющая первые партии в опере или оперетте»). Как видим, театр веками существовал без Аллы Борисовны Пугачёвой^ Конечно, в антракте мы обсудим особенности премьеры (родители школьников, сдающих ЕГЭ, напомните им, что «премьера» не нуждается в определении «первая»). В конце вечера актёры будут выходить за цветами на авансцену («передняя часть сцены, слегка выдвинутая в зрительный зал») к самой рампе («осветительная аппаратура на полу сцены по переднему краю, скрытая от зрителей бортом»), а режиссёр скромно раскланяется из бенуара («театральная ложа на уровне сцены или несколько ниже сбоку от партера»). Да-да! В зале Липецкого академического театра драмы имеются два бенуара. Погрузившись в атмосферу театра, мы будем мечтать о том, чтобы хотя бы раз стать частью труппы пусть и в роли статиста («актёр массовки, исполняющий роли без слов»). Завершая наш слегка ироничный экскурс, просим прощения за, возможно, излишнее резонёрство. Но очень надеемся, что эти заметки благодаря родителям- театралам «случайно» попадутся на глаза детям. Вероятно, тогда в следующий раз они захотят заглянуть за кулисы («боковой щит в театральной декорации») вместе с нами и с трепетом будут ждать открытия занавеса («ткань, отделяющая сценическое пространство от зрительного зала»). «О, идёмте, идёмте в театр!» t. БРОНИРОВАНИЕ БИЛЕТОВ: 48-36-86 9 г. Л ипецк , ул . С тудёновская , 124 а (3 этаж ) Ж vk . com / rc _ flint нз Мария Колычева-Кайзер: Я АДВОКАТ ЗРИТЕЛЯ п п 7s В липецких режиссёров — Марией Колыче вой-Кайзер. Зрителю она известна по таким спек таклям, как «Шикарная свадьба», «Коварство и любовь», «В день свадьбы», «Слишком жена тый таксист», «Огниво» и «Бесприданница». 20 марта в театре драмы имени Толстого при пол ном аншлаге прошла её премьерная постановка по пьесе Жана Ануя «Эвридика». Почему харак терная актриса ушла в мужскую профессию, есть ли разница между режиссёром-мужчиной и ре жиссёром-женщиной и когда она возьмётся за Шекспира — в интервью «Первому номеру». канун Дня театра «Первый номер» встре тился с одним из самых ярких молодых — Мария, так трудно ли быть женщине режиссёром? — Никогда не думала об этом. Меня это даже немножко обижает, потому что режиссёр — беспо лый. Режиссёру нужно понимать, как чувствуют себя и мужчина, и женщина. Иногда даже муж ские персонажи я лучше чувствую, чем женские. — То, что вы актриса, к тому же действующая, помогает? — Многие большие режиссёры, такие как Тов стоногов, Туминас, начинали с актёрства. Когда я училась в театральном институте имени Щуки на, актёрское мастерство было важно и для нас, режиссёров. Режиссёр обязан обладать чувством правды: понимать психологию персонажа, пра вильно ли артист работает, будет ли ему верить зритель или нет. Так что актёрство очень помога ет. Хотя играю сейчас очень мало. Я люблю харак терные роли. Последняя премьерная роль у меня была в «Экспонатах». СПРАВКА Мария Колычева-Кайзер. Родилась в 1980 году. Училась в школах № 4 и 5. Окончила Липецкий кооперативный техникум и Белгородский университет кооперации. Выпускница театральной студии ЛГАТД имени Толстого. В 2007 году окончила актёрский факультет РАТИ (ГИТИС). На сцене театра сыграла более 40 ролей, среди которых Даша в «Ангеле Марии», Агафья Тихоновна в «Женитьбе», Марья Антоновна в «Ревизоре». В 2017 году окончила режиссёрское отделение театрального института имени Щукина, курс народного артиста России Юрия Ерёмина. В 2019 году её постановка «В день свадьбы: получила приз в номинации «Лучший спектакль» на конкурсе- фестивале «В зеркале сцены». В 2020 году по итогам международного театрального фестиваля «Липецкие театральные встречи» постановка «Бесприданница» получила одну из главных наград — «Лучшая мужская роль» (Владимир Борисов за роль Карандышева) и два актёрских диплома (Роман Коновалов и Светлана Кузнецова). 1 Ж: ХОЛЛАНД РИПЛИ : , ПОСТУПЬ Ч 4'^? ХАОСА . S.. , П НИЮМУНЕСКРЫТЬСЯОТШУМА 16+ I» — А если в своём спектакле сыграть? — Как-то репетировала один из спектаклей. Актриса заболела. Небольшая роль. И я решила: выйду за неё, я же тоже артистка. Вышла и по няла, что ничего не могу. Когда сидишь на ре жиссёрском месте, мозги по-другому работают. У актёра в первую очередь проявляются эмоции и темперамент. Режиссёр кроме чувств должен много работать головой. Он думает, как сделать сцену так, чтобы зритель понял смысл спекта кля, его образное решение. Как у Чехова: люди просто пьют чай, а в этот момент решаются их судьбы — и важно, чтобы зритель это почувство вал. — На кого из режиссёров ориентируетесь? — Нравятся очень Римас Туминас (художе ственный руководитель театра имени Вахтанго К «ПОСТУПЬ ХАОСА» Режиссёр: Даг Лайман Жанр: фантастика, приключения В ролях: Том Холланд, Дэйзи Ридли, Демиан Бичир ^s 00 00 об о -е- о ч S о п и О I I «НИКТО» Режиссёр: Илья Найшуллер Жанр: боевик, триллер, криминал В ролях: Боб Оденкёрк, Конни Нильсен, Кристофер Ллойд I «ГОДЗИЛЛА ПРОТИВ КОНГА Режиссёр: Адам Вингард Жанр: фантастика, боевик, триллер В ролях: Александр Скарсгард, Милли Бобби Браун, Ребекка Холл
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz