Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР № 10 (333) 15 марта 2021 года Галина Соболева , библиотекарь БИЦ «Преображение» 7s Т т о ГЛ о СП О (JO "□ гп Т гп КРУЖЕВНАЯ СКАЗКА Славянское фэнтези Книга Михаила Успенского «Приключения Жихаря» включает в себя роман «Там, где нас нет» и две повести — «Время ОНО» и «Кого за Смертью посылать». Трилогию, изданную ещё в 1995 году, сразу же назвали шедевром юмористического славянского фэнтези. Помните маленького Жихарку из сказки, которого воспитывали кот и петух? В трилогии, правда, вместо петуха оказался Дрозд, и были они на пару с Котом разбойниками. А рыжий Жихарка вырос, превратился в богатыря, вобравшего в себя черты былинного добра молодца, сказочных Ивана-дурака и Ивана-царевича, пушкинского Балды и гоголевского Вакулы и ещё много всего — исторического, литературного, древнего и вполне современного. На контрасте эпох построено много остроумных шуток, которые вызывают у читателя не просто улыбку, а порой откровенный хохот. Успенский создаёт свою сказку строго по канонам, которые описал Владимир Пропп в исследовании «Морфология волшебной сказки». «Зов приключений» герою не слышен, скорее его вынудили встать на путь приключений неприятные обстоятельства. Но далее всё по схеме: инициация у неклюда Беломора, начало странствий, встреча с такими же, как он сам, героями, огромное количество забавных ситуаций, проверяющих богатырей на прочность, и в конце — награда: Жихарь становится князем и берёт в жёны княжну. И, конечно, весь путь героя — это борьба с главным врагом Мироедом, в котором легко угадываются образы дьявола из разных культур. Чем больше человек начитан, образован, тем интереснее ему читать Успенского. Случается, читатель понимает, что в том или ином месте автор на что-то намекает, но не хватает культурного багажа, чтоб выхватить весь смысл. Например, кто читал апокрифическое «Сказание о Соломоне и Китоврасе»? Или — запутанного «Коркиса-Боркиса»? Успенский как будто играет с читателем. Там что ни слово, то загадка. Тогда и начинаешь понимать, насколько гениален был Михаил Успенский, если смог собрать воедино эту мозаику из фольклора, истории и уроков мировой литературы. И, несмотря на огромное количество аллюзий, книга захватывает, завораживает. Это произведение выходит за рамки своего жанра, поэтому читать книгу можно всем. Прекрасным солнечным днём тёплый весенний ветер подул со стороны Тульской области и принёс в Историко-культурный музей Липецка атмосферу утончённой женственности, сплетённой в тонкое, самобытное кружево, — в музее открылась выставка «Белёвское кружево» (0+). П ервая весенняя выставка в музее получилась совершенно женской. Перемещаясь среди кружевных работ, оформленных на белой, красной и чёрной ткани, попадаешь в настоящее ажурное кружевное царство. Здесь всё ды шит утончённой красотой и изяществом. Филигранно исполненные шёлковые и льняные воротники, палантины, ко- сынки-фаншонки, выполненные по ста ринным образцам, возрождают в памяти образы прекрасных дам позапрошлого века и желание самой стать прекрасной незнакомкой — надеть шёлковое платье и взять в руки веер. народный мастер СПРАВКА Ольга Александровна Скворцова. Народный мастер России, член Союза художников РФ, член международной организации кружевниц OIDFA. Родилась в 1949 году в Порт-Артуре (Китай) в семье морского офицера. В 1953 году семья переехала в Тулу, на родину отца. В 1969 году будущая мастерица поступила в Московское художественно-промышленное училище имени Калинина. 23 года преподавала кружевоплетение в Тульском областном колледже культуры и искусства. Работы Ольги Александровны хранятся в музеях и частных коллекциях. Сюжеты для своих работ черпает из жизни, отражая то, что сердцу дорого: «Соловьи поют», «Апрель в деревне Филимоново», «Конь на воле», «Зима в Поленово», «Ясная Поляна», «Лесная прогулка», «Сирень цветёт». Авторская работа Автор этих работ России, художник вышивального и ко клюшечного кружевного искусства Ольга Скворцова. Уже много лет она разрабатыва ет сколки — схемы кружев. Художественным кружевоплетением Ольга Александровна заинтересовалась в 1969 году, учась в Мо сковском художественно-промышленном училище имени Калинина (МХПУ). Ольга Скворцова при создании ав торских экземпляров кружева исполь зует разные техники. Так, в некоторых работах можно увидеть так называемую «скань» — плотную витую пару ниток, значительно толще основных льня ных, которые вплетены в основной узор полотнянки — полосы плотного плетения. нён в нескольких видах кружевоплете- ния в России, очень часто используется и в елецком кружеве. В работах можно увидеть универсальные для многих ви дов кружева «плетёшки», образующие воздушные петельки, «насновки» — плотные овальные элементы, формиру ющие орнамент цветка. Однако основой большинства работ кружевницы являет ся именно плетение в технике белёвского кружева. Такой приём распростра 5Н ЭД ^звлекательный центр №тров капитана Флинта» № требуется is ПОВАР К 18+ 00 00 об о ■е- о =; s о п и О I =; ю со 10 00 об График работы и з/п при собеседовании *7 910 742 95 71 нз «БЫВШАЯ» Режиссёр: Евгений Пузыревский Жанр: ужасы, триллер В ролях: Константин Белошапка, Вера Кинчева, Сергей Двойников «НИКТО» Режиссёр: Илья Найшуллер Жанр: боевик, триллер, криминал В ролях: Боб Оденкёрк, Конни Нильсен, Кристофер Ллойд I о о п и о I «ДЕНЬ КУРКА Режиссёр: Джо Карнахан Жанр: фантастика, боевик В ролях: Фрэнк Грилло, Мэл Гибсон, Наоми Уоттс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz