Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 15 марта 2021 года № 10 (333) НАШИ ЛЮДИ 19 Л юбую деятельность можно пре вратить в познавательный экспе римент. Обычная прогулка стано вится веселее, если начать исследование окружающего мира — так считает вос питатель Светлана Болгова. В работе она придерживается направления, которое называется экспериментальная иссле довательская деятельность. Его суть за ключается в превращении любого, даже самого обычного занятия, в интересный опыт. Так её воспитанники-дошколята познают устройство мира. «Педагогическая поэма» К этому методу выпускница филоло гического факультета ЛГПУ шла долго. В 2009 году по окончании университе та волею судьбы устроилась на работу в детский сад «Малыш» в Усмани. Там началась её собственная «педагогическая поэма», которая получила развитие в Ли пецке в детском саду «Перспектива» при школе № 59. Молодая учительница не планирова ла надолго задерживаться в детском саду. Думала, поработает немного и уйдёт. — Не ожидала, что это моё. Но в про цессе работы поняла: профессия воспи тателя именно то, что я действительно люблю и умею делать, — рассказывает Светлана Андреевна. Идея построить свою работу с до школятами в виде исследовательской деятельности появилась благодаря лю бознательности воспитанников. Их во просы «что?», «как?», «почему?», «а вы знаете?» вдохновили педагога на работу по этой методике. Чемоданчик идей У каждого воспитателя есть свои се креты, как занять детей учёбой и игрой. Светлана Андреевна выбрала метод экс периментов, который очень подошёл «Перспективе». Здесь воспитывают буду щих учёных. Эти ребята с самого детства знают, как происходят простейшие хими ческие реакции. — Мой первый опыт был проведён с детьми ещё в усманском «Малыше». Мы изучали свойства воды. Ребята на приме рах узнавали, что вода не имеет цвета, вкуса, запаха и формы. Я, филолог, вме сте с ребятами заболела химией. Сейчас у нас в группе есть «Чемоданчик идей», куда ребята бросают записочки, которые им помогают оформлять мамы и папы. Далее я сортирую эти идеи, и мы перехо дим к опытам. — Все опыты мы проводим в нашей маленькой детсадовской лаборатории. Все открытия ребята делают самосто ятельно. Я лишь направляю их мысли и деятельность в нужное практическое русло, — открывает секреты педагоги ческого мастерства Светлана Андре евна. У каждого ребёнка есть свой инстру ментарий. Для опытов используют ло жечки различной формы, мерные ста каны, часовые стёкла, колбы, пробирки, лупы. В лаборатории есть горючие веще ства, которые использует только воспи- Его Величество татель. С их помощью ребята под руко- па, куда родители ребят скидывали фото Эксперимент водством наставника нагревают металл, Ребята Светланы Андреевны интере- создают вулканы, получают снег летом. суются буквально всем. Опыты разделя ются на четыре вида: с водой, воздухом, Опыты на кухонном бумагой и природным материалом. Ис- столе следователи проверяют, как растворяют ся различные вещества в воде, как при помощи смешивания одних веществ по лучить нечто иное — новое. На занятиях изучаются свойства магнита, какие мате риалы он притягивает. Ребята уже с дет ского сада узнают о важности кислоро да, знакомятся со свойствами крахмала, муки, сахара, соли, соды. ВОСПИТАТЬ МЕНДЕЛЕЕВА В Липецке подвели итоги городского этапа конкурса «Воспитатель года-2021». Абсолютной победительницей стала педагог школы № 59 «Перспектива» Светлана Болгова. Она представит Липецк на областном этапе конкурса. Недавно воспитанники Светланы Ан дреевны приручили «фараонову змею». Для её создания в горке из песка, пропи танного спиртом, делается углубление. Смешивается немного сахара и четверть чайной ложки соды. Всё это осторожно высыпается в углубление и поджигается. Смесь на глазах у юных химиков чернеет и превращается в змею. Здесь же, в детсадовской лаборато рии, создали «неньютоновскую жид кость» — юные химики смешали крахмал и воду. Когда такая жидкость находится в состоянии покоя, она твёрдая. Стоит учают энциклопедии — сейчас ребятиш- начать совершать с ней какие-то движе ния — растекается. Так при помощи про стого эксперимента ребята познакоми лись со свойствами крахмала. В период самоизоляции ребята не пре кращали исследовательскую деятельность и проводили «Опыты на кухонном столе». Семьями делали вулканы, желеобразных червяков. В мессенджере была создана груп- прошли этот путь, когда ты узнаёшь ре бёнка, а он узнаёт тебя. Я давно понимаю, кого нужно похвалить, кого приободрить или погладить по голове. Каждый ребё нок — в первую очередь личность, — уве рена Светлана Андреевна. Как и у любого педагога, у воспитате ля года есть свои педагогические риту алы. Утро начинается с того, что ребята рассказывают, как у них дела, как они провели вечер или выходные. На проща ние воспитатель обязательно скажет им, что их будут ждать здесь завтра. графии и комментировали опыты. ра рьё Иг — дело се зное Помимо экспериментов и исследова ний ребята очень любят гулять на свежем воздухе и играть в «змейку», «ручеёк», «море волнуется раз». После прогулки наступает время для лото, конструктора лего и шашек. — Когда мы рассыпаем лего, в груп пе наступает тишина. Это верный спо соб «поймать тишину» среди детей, — делится Светлана Андреевна. Находится время и для чтения книг. Список литературы обширен: в детском саду читают рассказы Льва Толстого, Ми хаила Пришвина, Виталия Бианки. Из- ки «болеют» динозаврами. Самое главное в работе педагога — идти за интересами ре бёнка с учётом индивидуального подхода к каждому, считает Светлана Андреевна. А это и умение понимать, слышать, заме чать перепады настроения и быть на од ной волне с воспитанниками. — С нынешней группой мы также Текст: Виктория Дьяченкова Фото: Сергей Паршин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz