Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 9 марта 2021 года № 09 (332) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ «БЕЗЫМЯННАЯ СКАЗКА» «Судьба пошепталась с ангелом новорождённого, и жизнь малыша была начертана на звёздах: он станет поэтом. Лучшим поэтом из всех, что пели когда-то. У вельможи был шут. Шут целыми днями паясничал и смешил слуг и господ. Его колпак с бубенцами мелькал и звенел повсюду. Никто не знал, что шут был пророком. Он видел всё печальное. Когда-то шут был великим магом, но предсказал своему королю дурную смерть и чудом спасся от казни. С тех пор шут знал всё: он чувствовал все судьбы вокруг себя, но никогда ни одно пророчество не сорвалось с его уст. Он стал шутом, и это было безопаснее, чем всю жизнь бродить опальным волшебником. Прячась по углам ото всех, как будто понарошку, шут проник в спальню младенца. Бывший маг видел утреннее солнце, и таким большим оно ещё не было. Он чувствовал, что гномы1 глубоко в подземельях затеяли возню. Он слышал, как звенят в их сокровищнице шпаги и кинжалы1, роняемые на каменный пол, как летучие мыши скребутся под неведомым потолком, как дрожит огонёк свечи и воск капает вниз. Он знал, что древний гном ищет корону, чтобы своими руками надеть её на голову короля. Шут остановился над кроваткой ребёнка, свет и тьма затмили ему глаза. «Его Величество. Ребёнок, который родился королём. Было ли такое? — подумал шут, и дар пророчества проснулся в его душе. — Умрёшь в величии и нищете, поэт». И шут вышел из спальни. В тот день к вечеру пошёл густой снег». пример, догмы воспитания, генети ку и прочее, характеры у детей абсо лютно разные и не похожи на мой. Их поведение, мировоззрение, реакции совершенно отличны от моих. И даже то, что я им проповедую, они могут совершенно по-другому воспринимать и транслировать в своей жизни. Всегда хочется воспитать совершенного, иде ального человека. При этом понима ешь, что в жизни это будет не так. Вли ять будут и судьба, и окружение. Важно, чтобы у человека была цель и он к ней шёл. Чтобы был твёрдым характер, ко торый не даст сломаться ему как чело веку. Считаю, что есть определённого рода родительские обязанности: родил, выкормил, на ноги поставил, научил ездить на велосипеде, писать, считать, плавать. У меня была книжка про ры царей. В ней говорилось, что рыцарь должен уметь делать 10 вещей. В их числе шахматы, поэзия, верховая езда. Сегодня можно воспитать рыцарей, но у них всё равно будет другое представ ление о мире. И миру нужны уже дру гие подходы. Я лишь могу заложить фундамент, строить взаимоотношение с миром дети будут сами. Главное, что бы они прислушивались к моим сове там и считали меня авторитетом. в ней есть Шут-пророк, Время, таскаю щее колесо времени, и главный герой — лучший Поэт, который когда-либо рож дался. Когда написала эту сказку, поняла: не знаю, как её назвать. В итоге она ста ла Безымянной. У меня часто герои без имён и все главные персонажи — маль чики. Мне кажется, им проще что-то нести в этот мир, чем девочкам. Потому что девочки рано или поздно сбиваются на материнство. Направлять людей, рас ставлять приоритеты под силу больше мужчинам. Эту теорию подтверждает и мировая история. Если женщины как- то выделяются, это сразу отражается на их личной жизни. Так и у меня, я больше хочу заниматься своими детьми. Литера тура — отдельная жизнь. НЕНАВЯЗЧИВЫЙ РАЗГОВОР С ЧИТАТЕЛЕМ Галина Арутюнова, издатель — Во время чтения у меня было ощущение, будто это не сказки, а притчи. У персонажей нет имён, нет привязки ко времени. Есть просто обобщённые образы: Шут, Король, Принцесса и так далее. Эти образы на уровне ощущений. Через них проходят где-то библейские истины, где-то человеческие. Присутствует интересный момент мягкой, плавной и ненавязчивой передачи серьёзных вещей через образы. Также приятно смотреть на иллюстрации. Возникает ощущение, что картины написаны под сказки — это хорошее соответствие настроения. СКАЗКИ ВЛАМЫВАЮТСЯ В БЫЛЬ — Сказки — это часто метафора жизненных ситуаций. В твоих есть автобиографичность? — Если только какие-то недопонима ния с одноклассниками. Или что поэт не признан. Что-то в этом духе. А так, сказка всё-таки больше вымысел, и в моём слу чае это некий посыл, что в нашем мире всё не случайно, каждый человек важен, ценен и всё не просто так. Мои внутрен ние вопросы юношеского периода и отве ты на них. — У тебя два сына, как ты их воспитываешь? Бывают сложности? — У меня прекрасные дети. Слож ностей в воспитании нет. Тех, с кото рыми сталкиваются мои знакомые. Не перестаю удивляться двум вещам: как часто, будучи родителями, мы вспоми наем своё детство и моменты взаимо отношений со своими мамой и папой. И второе, несмотря на родительский — Своим детям ты уже читала сказки? — Из моих детей никто не читал мои сказки. Со старшим в детстве много чего прошли, у него есть своя библиотека, сейчас он почти не читает. Младшему на ночь рассказываю сказки. Как мне моя мама рассказывала про меня, так и я сво им детям рассказываю про них. Сочиняю их по ходу засыпания ребёнка. Дети гово рят, о чём они хотят услышать, и я приду мываю истории. Мне кажется, это лучше, чем я сяду и буду читать свою книгу. Для начала ребёнок должен узнать сказки мировой литературы. Тем не менее отклик поколения есть. Недавно подарила знакомой девочке книгу. Она читала её своему шестилет нему сыну. Ему так понравилась сказка «Домик над фьордом», что он снялся в видео, где пересказал все приключения главного героя. Ребёнка совершенно не смутило, что в истории кто-то умер. Для детей важно уловить суть. Она не в том, что человек завершил свой земной путь, а в том, что после него осталось. — Почему «Безымянная сказка» стала главной историей? — Эта сказка интересна сквозными образами и символизмом. Например, «РАЙЯ И ПОСЛЕДНИЙ ДРАКОН» Режиссёр: Дон Холл Жанр: мультфильм, мюзикл, фэнтези ю со 10 00 об о -е- о ч S о п и О I I 12 + и и «ПАРА ИЗ БУДУЩЕГО» Режиссёр: Алексей Нужный Жанр: комедия, фантастика, В ролях: Сергей Бурунов, Мария Аронова, Денис Парамонов — В книге 15 сказок и 19 иллюстраций. Для современных книг достаточно много. Кто стал иллюстратором? — Иллюстратором книги стал фото граф, художник Иван Пархоменко. Мы познакомились как раз в тот период, когда я писала сказки. Пришла на фо тосессию в его мастерскую. Увидела его картины, но тогда у меня не возникло мысли, что они похожи на мои сказки. Я просто восхитилась его картинами и сфотографировалась на фоне одной из них. Когда готовила книгу к изданию, вспомнила, что картины Ивана идеаль но подходят к моим сказкам. Он близок мне философски. Для него — главное пе редать внутреннее состояние. Когда ему написала, он мне любезно предоставил ссылку на свои работы — так сложилась книга. А картина, на фоне которой я сфо тографировалась много лет назад, стала обложкой моей «Безымянной сказки». — По жизни ты — поэт. По профессии — журналист, как и твоя мама. Она повлияла на выбор? — Обязательно. Я хотела поступить в литературный институт. Но мама ска зала, что нужно зарабатывать на кусок хлеба, желательно с маслом, а литерату ра такой возможности не даст. Поэтому я окончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственно го университета и потом поняла, что литературное образование мне, в прин ципе, не нужно. Потому что чьим-то влиянием оно могло меня сбить с пути или переориентировать на другие фор маты. Думаю, хорошо, что так всё полу чилось. Текст: Виктория Толчеева Фото: Павел Покидов Татьяна Двуреченская, руководитель БИЦ имени Бартенева — Книга получилась весьма изящной. При всём бережном отношении к лучшим традициям сказочного жанра автору и художнику удалось создать свой, неповторимый мир сказочного бытия. Привлекательно сюжетное многообразие сказок. Но, казалось бы, общеизвестные и распространённые мотивы осмысливаются автором совершенно иначе. Ключ к пониманию, на мой взгляд, в сказке «Февралёк в подснежниковом лесу». В ней автор называет свои истории «непривередливыми друзьями-сказками», которые приходят совершенно неожиданно, как необязательные гости, не договорившись о своём визите. Они вламываются в сознание и быль, как лучшие друзья, и только потому, что они — действительно таковые, им позволено всё. Забыты работа, утренний и никогда не слышимый (наверно, из-за лукавства подсознания) звон будильника, неурядицы, проблемы, безденежье. Обо всём этом приходится вспоминать, и в памяти эти бытовые вещи по сравнению с пришедшей на стакан воды на ночь глядя сказкой, лёгкой, непринуждённой, занимают самое невзрачное место. Мир сказок Алёны Воробьёвой своеобразен и живописен. Здесь есть все неотъемлемые атрибуты этого жанра: чудодейственные предметы, невидимые силы, фантастические существа. Разные персонажи живут в этих сказках. По воле автора они собрались все вместе в этой чудесной книге, проникнутой особым дыханием, мягким лиризмом, раздумчивостью и философичностью. МЫ ХОДИМ В МАСКАХ Иван Пархоменко, фотограф, художник, иллюстратор — Картины писались не под рассказы. Серия была создана ещё в 2000-е годы на заказ. Для ресторана «Маска». Прошло 20 лет, и мы ходим в масках. Тогда меня затронула эта тема. Ведь мы ежедневно надеваем разные маски в зависимости от того, с кем общаемся: с родителями, детьми, коллегами. В русском фольклоре практически отсутствует тема масок, поэтому в картинах преобладают европейские мотивы. Когда познакомились с Алёной, оказалось, что и ей интересна эта тема. 00 00 об о -е- о о п и о I I «РАШН ЮГ» Режиссёр: Антон Федотов Жанр: комедия, мелодрама В ролях: Семён Трескунов, Стася Милославская, Риналь Мухаметов «ГУЛЯЙ, ВАСЯ! СВИДАНИЕ НА БАЛИ Режиссёр: Роман Каримов Жанр: комедия В ролях: Любовь Аксёнова, Борис Дергачёв, Роман Курцын
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz