Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 9 марта 2021 года № 09 (332) КУЛЬТУРНЫЙ КОД 21 ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ «БЕЗЫМЯННАЯ СКАЗКА» «Судьба пошепталась с ангелом новорождённого, и жизнь малыша была начертана на звёздах: он станет поэтом. Лучшим поэтом из всех, что пели когда-то. У вельможи был шут. Шут целыми днями паясничал и смешил слуг и господ. Его колпак с бубенцами мелькал и звенел повсюду. Никто не знал, что шут был пророком. Он видел всё печальное. Когда-то шут был великим магом, но предсказал своему королю дурную смерть и чудом спасся от казни. С тех пор шут знал всё: он чувствовал все судьбы вокруг себя, но никогда ни одно пророчество не сорвалось с его уст. Он стал шутом, и это было безопаснее, чем всю жизнь бродить опальным волшебником. Прячась по углам ото всех, как будто понарошку, шут проник в спальню младенца. Бывший маг видел утреннее солнце, и таким большим оно ещё не было. Он чувствовал, что гномы1 глубоко в подземельях затеяли возню. Он слышал, как звенят в их сокровищнице шпаги и кинжалы1, роняемые на каменный пол, как летучие мыши скребутся под неведомым потолком, как дрожит огонёк свечи и воск капает вниз. Он знал, что древний гном ищет корону, чтобы своими руками надеть её на голову короля. Шут остановился над кроваткой ребёнка, свет и тьма затмили ему глаза. «Его Величество. Ребёнок, который родился королём. Было ли такое? — подумал шут, и дар пророчества проснулся в его душе. — Умрёшь в величии и нищете, поэт». И шут вышел из спальни. В тот день к вечеру пошёл густой снег». пример, догмы воспитания, генети ­ ку и прочее, характеры у детей абсо ­ лютно разные и не похожи на мой. Их поведение, мировоззрение, реакции совершенно отличны от моих. И даже то, что я им проповедую, они могут совершенно по-другому воспринимать и транслировать в своей жизни. Всегда хочется воспитать совершенного, иде ­ ального человека. При этом понима ­ ешь, что в жизни это будет не так. Вли ­ ять будут и судьба, и окружение. Важно, чтобы у человека была цель и он к ней шёл. Чтобы был твёрдым характер, ко ­ торый не даст сломаться ему как чело ­ веку. Считаю, что есть определённого рода родительские обязанности: родил, выкормил, на ноги поставил, научил ездить на велосипеде, писать, считать, плавать. У меня была книжка про ры ­ царей. В ней говорилось, что рыцарь должен уметь делать 10 вещей. В их числе шахматы, поэзия, верховая езда. Сегодня можно воспитать рыцарей, но у них всё равно будет другое представ ­ ление о мире. И миру нужны уже дру ­ гие подходы. Я лишь могу заложить фундамент, строить взаимоотношение с миром дети будут сами. Главное, что ­ бы они прислушивались к моим сове ­ там и считали меня авторитетом. в ней есть Шут-пророк, Время, таскаю ­ щее колесо времени, и главный герой — лучший Поэт, который когда-либо рож ­ дался. Когда написала эту сказку, поняла: не знаю, как её назвать. В итоге она ста ­ ла Безымянной. У меня часто герои без имён и все главные персонажи — маль ­ чики. Мне кажется, им проще что-то нести в этот мир, чем девочкам. Потому что девочки рано или поздно сбиваются на материнство. Направлять людей, рас ­ ставлять приоритеты под силу больше мужчинам. Эту теорию подтверждает и мировая история. Если женщины как- то выделяются, это сразу отражается на их личной жизни. Так и у меня, я больше хочу заниматься своими детьми. Литера ­ тура — отдельная жизнь. НЕНАВЯЗЧИВЫЙ РАЗГОВОР С ЧИТАТЕЛЕМ Галина Арутюнова, издатель — Во время чтения у меня было ощущение, будто это не сказки, а притчи. У персонажей нет имён, нет привязки ко времени. Есть просто обобщённые образы: Шут, Король, Принцесса и так далее. Эти образы на уровне ощущений. Через них проходят где-то библейские истины, где-то человеческие. Присутствует интересный момент мягкой, плавной и ненавязчивой передачи серьёзных вещей через образы. Также приятно смотреть на иллюстрации. Возникает ощущение, что картины написаны под сказки — это хорошее соответствие настроения. СКАЗКИ ВЛАМЫВАЮТСЯ В БЫЛЬ — Сказки — это часто метафора жизненных ситуаций. В твоих есть автобиографичность? — Если только какие-то недопонима ­ ния с одноклассниками. Или что поэт не признан. Что-то в этом духе. А так, сказка всё-таки больше вымысел, и в моём слу ­ чае это некий посыл, что в нашем мире всё не случайно, каждый человек важен, ценен и всё не просто так. Мои внутрен ­ ние вопросы юношеского периода и отве ­ ты на них. — У тебя два сына, как ты их воспитываешь? Бывают сложности? — У меня прекрасные дети. Слож ­ ностей в воспитании нет. Тех, с кото ­ рыми сталкиваются мои знакомые. Не перестаю удивляться двум вещам: как часто, будучи родителями, мы вспоми ­ наем своё детство и моменты взаимо ­ отношений со своими мамой и папой. И второе, несмотря на родительский — Своим детям ты уже читала сказки? — Из моих детей никто не читал мои сказки. Со старшим в детстве много чего прошли, у него есть своя библиотека, сейчас он почти не читает. Младшему на ночь рассказываю сказки. Как мне моя мама рассказывала про меня, так и я сво ­ им детям рассказываю про них. Сочиняю их по ходу засыпания ребёнка. Дети гово ­ рят, о чём они хотят услышать, и я приду ­ мываю истории. Мне кажется, это лучше, чем я сяду и буду читать свою книгу. Для начала ребёнок должен узнать сказки мировой литературы. Тем не менее отклик поколения есть. Недавно подарила знакомой девочке книгу. Она читала её своему шестилет ­ нему сыну. Ему так понравилась сказка «Домик над фьордом», что он снялся в видео, где пересказал все приключения главного героя. Ребёнка совершенно не смутило, что в истории кто-то умер. Для детей важно уловить суть. Она не в том, что человек завершил свой земной путь, а в том, что после него осталось. — Почему «Безымянная сказка» стала главной историей? — Эта сказка интересна сквозными образами и символизмом. Например, «РАЙЯ И ПОСЛЕДНИЙ ДРАКОН» Режиссёр: Дон Холл Жанр: мультфильм, мюзикл, фэнтези ю со 10 00 об о -е- о ч S о п и О I I 12 + и и «ПАРА ИЗ БУДУЩЕГО» Режиссёр: Алексей Нужный Жанр: комедия, фантастика, В ролях: Сергей Бурунов, Мария Аронова, Денис Парамонов — В книге 15 сказок и 19 иллюстраций. Для современных книг достаточно много. Кто стал иллюстратором? — Иллюстратором книги стал фото ­ граф, художник Иван Пархоменко. Мы познакомились как раз в тот период, когда я писала сказки. Пришла на фо ­ тосессию в его мастерскую. Увидела его картины, но тогда у меня не возникло мысли, что они похожи на мои сказки. Я просто восхитилась его картинами и сфотографировалась на фоне одной из них. Когда готовила книгу к изданию, вспомнила, что картины Ивана идеаль ­ но подходят к моим сказкам. Он близок мне философски. Для него — главное пе ­ редать внутреннее состояние. Когда ему написала, он мне любезно предоставил ссылку на свои работы — так сложилась книга. А картина, на фоне которой я сфо ­ тографировалась много лет назад, стала обложкой моей «Безымянной сказки». — По жизни ты — поэт. По профессии — журналист, как и твоя мама. Она повлияла на выбор? — Обязательно. Я хотела поступить в литературный институт. Но мама ска ­ зала, что нужно зарабатывать на кусок хлеба, желательно с маслом, а литерату ­ ра такой возможности не даст. Поэтому я окончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственно ­ го университета и потом поняла, что литературное образование мне, в прин ­ ципе, не нужно. Потому что чьим-то влиянием оно могло меня сбить с пути или переориентировать на другие фор ­ маты. Думаю, хорошо, что так всё полу ­ чилось. Текст: Виктория Толчеева Фото: Павел Покидов Татьяна Двуреченская, руководитель БИЦ имени Бартенева — Книга получилась весьма изящной. При всём бережном отношении к лучшим традициям сказочного жанра автору и художнику удалось создать свой, неповторимый мир сказочного бытия. Привлекательно сюжетное многообразие сказок. Но, казалось бы, общеизвестные и распространённые мотивы осмысливаются автором совершенно иначе. Ключ к пониманию, на мой взгляд, в сказке «Февралёк в подснежниковом лесу». В ней автор называет свои истории «непривередливыми друзьями-сказками», которые приходят совершенно неожиданно, как необязательные гости, не договорившись о своём визите. Они вламываются в сознание и быль, как лучшие друзья, и только потому, что они — действительно таковые, им позволено всё. Забыты работа, утренний и никогда не слышимый (наверно, из-за лукавства подсознания) звон будильника, неурядицы, проблемы, безденежье. Обо всём этом приходится вспоминать, и в памяти эти бытовые вещи по сравнению с пришедшей на стакан воды на ночь глядя сказкой, лёгкой, непринуждённой, занимают самое невзрачное место. Мир сказок Алёны Воробьёвой своеобразен и живописен. Здесь есть все неотъемлемые атрибуты этого жанра: чудодейственные предметы, невидимые силы, фантастические существа. Разные персонажи живут в этих сказках. По воле автора они собрались все вместе в этой чудесной книге, проникнутой особым дыханием, мягким лиризмом, раздумчивостью и философичностью. МЫ ХОДИМ В МАСКАХ Иван Пархоменко, фотограф, художник, иллюстратор — Картины писались не под рассказы. Серия была создана ещё в 2000-е годы на заказ. Для ресторана «Маска». Прошло 20 лет, и мы ходим в масках. Тогда меня затронула эта тема. Ведь мы ежедневно надеваем разные маски в зависимости от того, с кем общаемся: с родителями, детьми, коллегами. В русском фольклоре практически отсутствует тема масок, поэтому в картинах преобладают европейские мотивы. Когда познакомились с Алёной, оказалось, что и ей интересна эта тема. 00 00 об о -е- о о п и о I I «РАШН ЮГ» Режиссёр: Антон Федотов Жанр: комедия, мелодрама В ролях: Семён Трескунов, Стася Милославская, Риналь Мухаметов «ГУЛЯЙ, ВАСЯ! СВИДАНИЕ НА БАЛИ Режиссёр: Роман Каримов Жанр: комедия В ролях: Любовь Аксёнова, Борис Дергачёв, Роман Курцын

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz