Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР №09 (332) 9 марта 2021 года «Г ='ек.| О СП О Z3 о Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина п п 7s Алёна Воробьёва: НЕ ВСЕ СКАЗКИ НУЖНО Ч ИТАТЬ В ДЕТСТВЕ Не бойтесь быть последним В русской национальной культуре чрезвычайно высок уровень доверия к произносимому слову: от древнего трепета перед силой бабушкиного заговора от дурного глаза до расхожего «Как ту лодку назовёшь». Так и появлялись суеверия и запреты на разные слова и рекомендации якобы правильного их использования. Однако в наши дни многие общеупотребительные речевые обороты появились благодаря страхам и опасениям отдельных категорий граждан, хотя исторически эти выражения порой наполнены важным социальным смыслом. Так, слово «последний» обозначало «идущий по следу». Если след проложен, значит, безопасен, проверен. И ты, идущий последним, оставляешь своеобразные «следы, метки» тем, кто идёт после. В этом заложен смысл взаимодействия людей и бесконечности определённых действий. (Да, и в очереди к кассе в магазине тоже!) «Вредный» смысл это слово приобрело среди людей, чья профессиональная деятельность связана с риском для жизни. Лётчики, пожарные избегают этого слова, боясь накликать «второе значение по Ожегову»: «по времени находящийся в конце ряда событий». И почему-то не учитывают, что есть и «третье»: «самый новый, только что появившийся» — последний номер журнала, последний модный показ. А «крайним» может быть что-то или кто-то в ряду: крайний справа солдат в шеренге, крайняя книга слева на полке. Другой «страшилкой» нас одарили «посетители мест не столь отдалённых» и кинематографисты, пустившие в широкое употребление фразу: «Сесть я всегда успею». Вот и не получается уже спокойно «сесть», то есть «расположиться удобно», а пытаемся «присесть» — «разместиться на краешке, на короткое время, на бегу». Неправильными с точки зрения русской нормативной грамматики являются и выражения, характерные для определённой местности. Так, в последние два десятилетия из-за значительного влияния речи переселенцев с бывшего юга СССР, Украины, в разговорную речь вошла диалектная форма: «Я скучаю за тобой». Но ведь предлог «за» означает расположение позади какого-либо объекта: за домом, за лесом, за спиной. Поэтому правильнее грустить «по» кому- либо. Затрагивая лирическую волну, отметим также, что существуют наименования праздников, которые строятся как сочетания «порядковый номер дня определённого месяца»: Первое сентября, Девятое мая, Восьмое марта. В таком случае поздравлять нужно с «восьмЫМ днём (чего? какого месяца?) мартА»! Если же мы говорим «с восьмЫМ мартОМ», то это обозначает своеобразный подсчёт наших поздравлений — как бы в восьмой раз за восемь лет. Давайте попробуем без ложных страхов говорить правильно по-русски: • Садитесь, пожалуйста! • Кто последний? • В последний раз, когда мы были (где?), запланировали нынешнюю встречу здесь^ • Я, пожалуй, займу крайнее место в этом ряду. • Я скучаю по тебе! • Поздравляю с Восьмым мартА. К Кй СПРАВКА I . В ЙО ^звлекательный центр №тров капитана Флинта» № требуется ■I ПОВАР •h ii ’ 18+ График работы и з/п при собеседовании *7 910 742 95 71 нз Алёна Воробьёва родилась 3 февраля 1980 года в Липецке. Росла в творческой семье. Бабушка Галина Григоренко — врач, поэт, член Союза писателей России. Мама — Елена Тишакова, журналист, почётный радист России. Алёна начала писать с детства. Стихи и сказки публиковались в местной периодике и коллективных сборниках. Училась в лицее № 44. Окончила факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. В 2001 году принята в Союз писателей России. Автор четырёх книг стихов: «Полпути до неба», «Пепел, пыль и серебро», «Обратная сторона солнца», «Феникс». Лауреат Всероссийского поэтического конкурса имени Есенина. Член- корреспондент Академии поэзии. Работает пресс-секретарём управления культуры и туризма Липецкой области. Доме музыки под аккомпанемент Игоря Вереща ­ гина состоялась презентация новой книги липец ­ кого поэта Алёны Воробьёвой «Безымянная сказ ­ ка». Липчанка отошла от привычного жанра поэзии и представила свой сказочный мир на суд читателей. О персонажах и о том, почему на книге стоит возрастное ограничение 12+, в интервью «Первому номеру». — Мама и бабушка. Мама сказала, что это детские сказки для взрослых. Бабушка, что их непременно нужно издать. Поэтому книгу посвятила бабушке. К сожалению, она не до ­ жила до этого дня, но, думаю, была бы очень рада. — Алёна, почему сказки? — Сказки писала для себя и семьи с 16 до 23 лет. Хо ­ тела издать книгу в твёрдой обложке, на красивой, хо ­ рошей бумаге, с цветными иллюстрациями. Это всегда было недёшево, поэтому как-то не складывалось. К тому же стихи были на первом месте. Потом долгое время увлекалась европейскими автор ­ скими сказками. Всегда нравился Андерсен. Однажды в букинистическом магазине приобрела книгу сказок Оскара Уайльда, которая меня поразила. И после это ­ го захотела написать сама. Идея вынашивалась долго: хотела, чтобы действие разворачивалось в какой-то не ­ ведомой стране, но при этом присутствовал российский менталитет, детали нашего быта. — Кто был первым читателем? — В историях философично представлены темы жизни и смерти, размышления о месте человека. Действительно, возникает ощущение, что эти сказки не для детей. — Это на самом деле книга для подростков. В этом возрасте, подростковом, первый раз перед собой ставишь вечные вопросы о смысле жизни, смерти, любви, идеалах и пытаешься ответить на них. Мне хотелось найти в сказ ­ ках ответы для себя и для тех, кто их будет читать. Исходя из смыслового кода и иллюстраций, поставила возрастное ограничение 12+. Считаю, что и у Уайльда абсолютно не детские сказки. Я познакомилась с ними в подростковом возрасте, и они так запали в мою подрастающую душу, что изменили психологическое восприятие мира. И теперь я понимаю: хорошо, что не читала их в детстве. Большая часть сказок написана в 1996 — 98 годах. Что-то дописывалось в 2003-м, например «Домовой у сказочника» или «Февралёк в лесу». Поздние сказки отличаются от об ­ щего тона сборника, и они более взрослые. ю со 10 СП об «БЫВШАЯ» Режиссёр: Евгений Пузыревский Жанр: ужасы, триллер В ролях: Константин Белошапка, Вера Кинчева, Сергей Двойников о ■е- о ч S о п и О I U) со 10 СП об «ТОМ И ДЖЕРРИ» Режиссёр: Эллисон Эббейт Жанр: комедия, мультфильм В ролях: Хлоя Грейс Морец, Майкл Пенья, Tom, Jerry I о о п и о I «ДЕНЬ КУРКА Режиссёр: Джо Карнахан Жанр: фантастика, боевик В ролях: Фрэнк Грилло, Мэл Гибсон, Наоми Уоттс

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz