Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 9 марта 2021 года № 09 (332) НАШИ ЛЮДИ 19 Ольга Дронова: УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ САМАЯ ЦЕННАЯ НАГРАДА К ак сделать, чтобы тяга к знаниям не забывалась после звонка, и что нужно, чтобы понять вселенную под назва нием «душа ребёнка», знает преподаватель биологии и химии гимназии № 12 Ольга Дронова. По итогам туров «Интернет-ре сурс» и «Учитель-профи» она стала абсо лютным победителем городского этапа конкурса «Учитель года-2021». Секретами профессионального мастерства лучший учитель Липецка поделилась с читателями «Первого номера». — Ольга Викторовна, учитель не просто профессия, а семейная традиция. Кто её начал, что преподавали? — Да, сразу вспоминается фраза из из вестного фильма «Есть такая профессия — детей учить». В нашей семье педагоги ческую стезю выбирали в основном род ственники по маминой линии. И мужчины, и женщины. Преподавали всё — от точных наук до русского и литературы. Мама и сама — учитель начальных классов. Поэтому я не только училась, но и росла в школе. И, на верное, ни у кого, включая меня, не было со мнений по поводу моего выбора профессии. — Помните ли свой первый урок? Он прошёл гладко или™ — Вы знаете, помню, и да, всё прошло отлично. Несмотря на то, что я и сама в тот момент была школьницей. У нас были так называемые дни самоуправления, ког да ученики могли попробовать себя в роли преподавателей, а кто-то и в качестве руко водителей школы. Меня же роль директора бренных формул, правил и законов, если че- или завуча никогда не прельщала. Я часами ловек не сможет связать эти знания с окру- просиживала за поурочным планировани- жающей действительностью. Поэтому само ем, обкладывалась конспектами, плаката ми, изучала их и шла преподавать. Конечно же, свою любимую биологию. Самой уди вительно, но ученики 8-го класса не только слушали меня, но и с интересом работали на уроке. Был первый урок и у студентки Ли пецкого государственного педагогического довольны результатом? университета Ольги Дроновой. И было су масшедшее волнение, и удачная попытка взять себя в руки, чтобы эти самые руки не тряслись. Ведь химия предполагает необхо димость продемонстрировать разную плот ность жидкостей, когда наливаешь их одну на другую, и смешивание реагентов. Поэто му нужны спокойствие и точность сапёра. — Почему ваш выбор пал на естественные науки? — У меня в школе не было предметов, которые я бы не любила. Но мне всегда нравилось работать и в теории, и на прак тике. Впрочем, всё это весьма условно. Ведь на уроках мы учим детей не просто химии, биологии, литературе или физике. Глав ное — привить им умение ориентироваться в мире, понимать его. Что проку от зазу- название нашей гимназии — «Гармония» — говорит: из этих стен должна выйти гар монично развитая личность, обладающая межпредметными знаниями. — Когда вы понимаете, что — Когда вижу вспыхивающие глаза ребёнка или слышу с задней парты «да, « ЛУЧШАЯ НАГРАДА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ — ВСПЫХИВАЮЩИЕ ГЛАЗА РЁБЕНКА И ЕГО РАДОСТНОЕ «ДА, ПОНЯЛ!» » понял!». Все дети разные: одни запоми нают с первого раза, другим нужно объяс нять. Да ещё и не один раз. Но что может быть ценнее, если ребёнок подходит к тебе и просит позаниматься с ним дополнитель но. Это значит, ему интересно, он хочет ра зобраться. Сам! Такое желание шаг к большим результатам. — Но ведь бывает, что не дано? — Бывает. И как биолог не буду отрицать ни генетику, ни наследственность. Случает ся. Ну не даются ребёнку точные или гума нитарные науки. И всё же было бы желание, а терпение и труд всё перетрут. Поэтому выйти на «удовлетворительно» и даже на «хорошо» можно всегда. — Как это сделать: полагаться на классические программы педагогики или искать новые формы и способы подачи материала? — Классику ни в коем случае не отмета ем. Это платформа, на которой всё держит ся. Но внедрение новых форм подачи мате риала обязательно. Главное, чтобы детям было интересно. Моя задача — увлечь их в мир науки. Но не в пыльную комнату, где всё уже сказано за них, а в реальность, где они сами делают открытия и таким образом познают. Здесь и компьютерные техноло гии нам в помощь. В числе прочего в нашей гимназии практикуются «Умные переме ны». Что это такое: когда я вхожу в класс, на доске появляется задание, над которым ребята могут подумать до начала занятия. Например, вопрос: «Почему на картинах ху дожники Средневековья изображали жен щин, держащих на руках различных пуш ных зверьков?». До начала занятия ребята дают ответ. При этом интересен не только и не столько результат, сколько ход мыслей. — Образование движется вперёд. Пандемия показала, что получать знания ребята могут и дистанционно. — Могут, но не должны. Учителю и ре бёнку необходимо взаимодействовать на прямую. Урок — обоюдный процесс: мы оба учимся и учим. Ребёнок получает знания и по моей реакции ориентируется, верны ли его умозаключения. Я понимаю, как ра ботать именно с этим ребёнком, каждый из детей — вселенная со своими законами. Поэтому личностноориентированное обу чение, задания разной степени сложности и, наконец, договор с ребятами: если что-то непонятно, сразу говорить и прояснять. — Почему решили поучаствовать ; в конкурсе «Учитель года»? . — С самого начала во мне боролись две точки зрения: я человек, знающий, чего хочу, и привыкший просто работать на до стижение результата. Но, с другой стороны, мне понятно: нельзя замыкаться на имею щемся опыте. Необходимо смотреть на дру гих, брать лучшее, расти. Кроме того, хоте лось бы поблагодарить за поддержку свою маму и коллектив, без которых ничего бы не получилось. На конкурсе я стремилась к тому же, чего хочу добиваться от каждого своего за нятия: урок не должен закончиться со звон ком. Дети должны уйти от меня с вопросом, над которым хотелось бы поразмышлять и, возможно, увидеть какие-то новые точки зрения. Эту же задачу ставлю перед собой и в рамках областного этапа конкурса. — Что могли бы посоветовать тем, кто сегодня только планирует стать учителем? — Разобраться в себе. Труд в формате «че ловек-человек» сложен. «Что бы ни случи лось в личной жизни, какое бы настроение ни было, в класс должен войти энергичный, жизнерадостный человек, способный заин- первый тересовать и увлечь», — говорил мой препо даватель по педагогике. Поэтому спросите себя, готовы ли вы к этому, хотите ли? Если да, значит, это ваша профессия и вы, как и я, счастливы. Почему? Объяснил ещё Кон фуций, который сказал: «Найди себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни дня в жизни». Текст: Алексей Рысин Фото: Павел Покидов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz