Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР № 01 (324) 11 января 2021 года «г ’ -ем Ольга Шаталова, доктор филологических наук Пройдусь я по Измалкову и поживу в Волове Общим местом любой дискуссии стало признание факта влияния интернета на русский язык и на культуру речи. Интернет, как известно, среда, не признающая никаких форм корректировки, в том числе в области языковых норм. Часто тот, кто решился оставить свой след на безбрежных страницах виртуального пространства, реагирует на «симпатичные» ему правила, а то, что не нравится, критикует. «А меня от «в СтрогинЕ» аж передёргивает^ » — комментарий одного из активных пользователей Фейсбука на вполне грамотный заголовок статьи о нормах русского языка. К сожалению, такая эмоциональная реакция не только необоснованна, но и свидетельствует о незнании истории и непонимании принципов использования географических названий. Так, на территории современной России в прошлом образовывались города и получали названия, соотносимые со словами мужского рода: Новгород, Ростов, Владимир, Липецк. Если же изначально какое- либо место ассоциировалось с понятием «земля, территория», оно оформлялось в результате как слово женского рода: Тверь, Пермь, Москва. При этом географические названия — топонимы — воспринимались нашими предками как имена значимых, почти одушевлённых реалий. Недаром же говорилось: Дон-батюшка, Волга-матушка. Интересна пословица, записанная Владимиром Далем: «Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова». Именно поэтому сочетания типа «город Воронеж» по грамматической структуре подобны сочетаниям «старик Пётр» или «мальчик Сергей». И точно так же, как «побеседуем со стариком ПетрОМ, встретим мальчика СергеЯ», правильно говорить «побываем в городе ВоронежЕ» и, например, в рекламе по радио должно звучать «телефон в городе ЛипецкЕ». Названия же сёл или небольших поселений образовывались по принципу «чьё?»: Бородино, Тушино. Хотя внешне такие названия и похожи на иностранные Осло и Токио, которые по нормам русского языка не склоняются. Однако: «В БолдинЕ я писал, как давно не писал» — это Пушкин. И не возникает сомнений в том, что уж Александр Сергеевич правильно говорил и писал по-русски. И то, что в XX веке военные перестали склонять сёла Белово и Коврово, так это чтобы случайно в стратегических документах не перепутать их с городами — Белов и Ковров! Это профессиональное использование, которое не отменяет общелитературных норм. В нашей же области, кроме небольших сёл, есть районные центры Волово, Измалково, Долгоруково. Учитывая, что возникли они в центре России, а не на территориях рядом с Торонто или Сорренто, следуя традициям русской грамматики, надо эти названия изменять: «живу в ВоловЕ, подъезжаю к ИзмалковУ, яблоки из ТроекуровА, любуюсь ДолгоруковОМ». Если мы попытаемся отбросить своё извечное стремление «облагородить на иностранный манер» своё родное, русское, то услышим, сколько напевности и природной чистоты в таких формах. О СП о И КУКЛЫ О ТАК ПОХОЖИ НА ЛЮДЕЙ Где водятся волшебники? Чародеев с их удивительными творениями можно найти в сказочном «Зазеркалье» — студии авторской куклы. Место, где создаются игрушки, находится не в тридевятом царстве, а у нас, в Липецке. W *41 . . 4 II .1J Кукольных дел мастера: Вера Козина и Ирина Стець |Й .-j г У С егодня родителям не нужно осо ­ бо стараться, чтобы удивить своё чадо новой куклой. «Армии» но ­ вомодных реборнов, плачущих пупсов и трансформеров заполнили полки ма ­ газинов. И в этом изобилии пластмас ­ совых игрушек рядом и чуть впереди идут авторские куклы. Изделия «За ­ зеркалья» уникальны тем, что второго экземпляра просто не существует. Такие куклы — настоящий эксклюзив. Тем, кто хочет побывать в «Зазеркалье», не ­ обязательно искать портал в виртуаль ­ ную реальность. Все желающие могут увидеть работы 12 мастериц на выстав ­ ке «Белая ворона» в Историко-куль ­ турном музее, который расположился на улице Октябрьской, в доме №57. Все куклы расставлены в экспозиции по определённым темам: «Детский гороскоп», «Карточная колода», «Из жизни лесного народца» и другие. БРОНИРОВАНИЕ БИЛЕТОВ: 48-36-86 Q г. Л ипецк , ул . С тудёновская , 124 а (3 этаж ) Ж vk . coivi / rc _ flint 00 00 об г-^ нз «СЕМЕЙКА КРУДС: НОВОСЕЛЬЕ» Режиссёр: Райнхард Клоосс Жанр: мультфильм, комедия, семейный I о о п и о I 12+ ^Я ■1 00 00 об женщина 7+1984 «ЧУДО-ЖЕНЩИНА: 1984 Режиссёр: Пэтти Дженкинс Жанр: фэнтези, боевик В ролях: Галь Гадот, Крис Пайн, Кристен Уиг, Педро Паскаль » п и о I «КОНЬ ЮЛИЙ И БОЛЬШИЕ СКАЧКИ» Режиссёр: Дарина Шмидт, Константин Феоктистов Жанр: мультфильм, приключения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz