Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 11 января 2021 года № 01 (324) НАШИ ЛЮДИ 19 @У 1 Коляда в селе Волчье Добровского района делали и сжигали чучело: «сжигаем старый год и все свои грехи, а новый год уже по-новому начинаем». Суженый-ряженый — На Руси считали: в святочные дни размыкается граница между тем и этим светом. В мир людей при ходят души умерших предков. Это даёт возможность заглянуть в будущее, узнать свою судьбу. Девушки «ворожили» на будущего жениха, женщины — на уро жай. Чтобы узнать имя суженого, утром выходили с блином на улицу и спрашивали перво го встречного, как его звать. Или писа ли записки с именами и на ночь клали «под святые» (под иконы), утром вы тягивали одну из них. Одну из бумажек оставляли пустой, достать её означало: в этом году девушка замуж не выйдет. В Студёных Выселках девушки «выгавли- вали» жениха: на Свечки (18 января) «до звезды» ничего не ели, а вечером выхо дили спиной вперёд на улицу и ждали, кто из мужчин первым появится возле дома. Чтобы узнать, в какую сторону вый дут замуж, девушки бросали «осмёток» (валенок) через крышу дома. В какую сто рону укажет носок обуви, туда и уедешь. Или к вечеру выходили слушать лай соба ки: в какой стороне залает — там и жених. О достатке и характере мужа узнавали втак: ночью шли в сарай и привязывали к одной из овец свою ленту. Утром по тому, толстая овца или худая, угадывали, богат ли будет суженый. Или приносили в дом курицу и клали перед ней хлеб, воду, зеркало, тёрку, нож. То, что курица направлялась к хлебу, означало: муж будет хозяйственный. К воде — пьяница. К зеркалу — форсун. К тёрке — рябой. К ножу — хулиган. По характеру курицы угадывали и характер будущей свекрови: «если квохчет — будет сварливая». Если курица внезапно взлетала по направлению к ико нам, считалось, что девушка так и не выйдет замуж, «невестой помрёт». Во многих липецких сёлах девушки узнавали, будет муж драчли вым или нет, деликатным способом: вечером раздевались догола и садились в снег. Утром смотрели: если отпечаток на снегу в рубцах — будет бить, если чистый — нет. Чтобы узнать облик жениха, перед сном у кровати ставили «колодец» из спичек или щепок и говорили: «Суженый-ряженый, приди умыться, воды напиться!». Парень должен был присниться во сне. Или зажигали бумагу, смятую в ко мок, и по тени на стене старались угадать его черты. Гадали с зеркалом: ставили его перед собой, в стакан клали кольцо, рядом находи лись полотенце и три свечи. Ровно в полночь смотрели в зеркало. Гадание считалось опас ным: при появлении в зеркале лица нужно было быстро накрыть его полотенцем, «ина че получишь пощёчину». Чередить и чепушить — Во многих сёлах в эти дни молодёжь — парни и подростки — устраивали «чередил- ки»: запирали снаружи двери домов, связывали двери соседей, угоняли сани под гору, растаскивали дрова, привязывали на нитку камешек и подвешивали к окну, чтобы от ветра он постукивал по стеклу. Даже перено сили туалеты на другую сторону улицы или ставили по среди дороги. Делали пугала: в тыкве прорезали отвер стия, будто глаза, нос и рот, вставляли вовнутрь лучину и пугали встречных в темноте. «Старшие на чепушил- ки дюже не злились, такая заправа была». Крещенские обычаи — В народе говорят: Крещенье — Святкам заверше нье. 18 января, на Свечки, соблюдали строгий пост, ни чего не ели «до звезды». На реках и прудах прорубали иордань — ритуальную прорубь в виде креста или кру га. Ночью святили воду и окунались в неё, этой водой окропляли дома, скотину, сараи и хлева. На дверях ри совали кресты. Освящённую воду хранили весь год. Ба бушки рассказывают: даже когда были закрыты церк ви, примерно в 12 часов ночи начиналось движение воды, был слышен треск. «Поём молитвы у воды, а сами слушаем. Время подходит — лёд бах! Бах! Трещит. Как вода колыхнётся — тогда её брали». Очевидцы рассказыва ют — одним из чудес этой ночи является то, что на вербе распускаются почки. Рас сказывают: «Вербушка — святое дерево. На несколько минут раскрывается, начинают трещать почки — и тут же закрываются. Побыла белая и опять закрылась». «Первый номер» благодарит Кристал лину Иващенко за возможность использо вать при подготовке статьи материал из её книги «Календарные обряды Верхнего Дона». Текст: Марина Карасик Фото: Павел Покидов, Николай Черкасов и из архива ансамбля «Воскресение» «Воскресение» как бренд Липецка Ансамбль «Воскресение», созданный в 1991 году, стал уже визитной карточкой Липецка. Коллектив изучает и воспроизводит народные песни. Само его название — символ стремления воскресить, уберечь от забвенья традиции и обряды, сегодня уже почти совсем ушедшие из обихода. — Ещё будучи студенткой Саратовской государственной консерватории, я случайно попала на концерт народного хора, — рассказывает руководитель «Воскресения» Кристаллина Иващенко. — Сама училась на фортепианном отделении, но, видимо, сработал генетический код. Меня просто мурашки пробрали, я почувствовала: хочу именно этим заниматься! Песенный материал артисты собирают в экспедициях по деревням. Они знакомятся с народными исполнителями, изучают не только обычаи и традиции, но и мышление и уклад жизни русской глубинки. Именно благодаря «Воскресению» знатоки и любители фольклора познакомились с ранее неизвестной липецкой традицией. Теперь наши частушки, песни и «страдания» поют в разных уголках России. Со своим уникальным материалом артисты успешно участвуют в фестивалях и в России, и за рубежом. Им рукоплескали в Латвии, Литве, Египте, Италии, Франции, Сербии, Польше, Финляндии, на Украине. В 2019 году ансамблю присвоили звание «Заслуженный коллектив народного творчества Липецкой области». Рождественские встречи-2021 Одна из примет Святок в Липецке — межрегиональный фестиваль фольклора «Рождественские встречи». В нашем городе он проходит уже в 11 раз. Фестиваль длился два дня, 8 и 9 января. В зале ОЦКНТ собрались истинные любители крестьянской песни. Из-за пандемии участников было меньше, чем обычно, но состав артистов всё равно был представительный. Встречали фольклорный ансамбль «Воля» из Воронежа, Открытую школу русского народного танца из Москвы, ансамбль «Сустреча» из Ельца, коллектив Липецкого колледжа искусств «Арепей», известного сказителя из Санкт-Петербурга Александра Маточкина, мастеров рояльной гармони Олега Знаменщикова и Николая Хромых, балалаечника Сергея Гаршина из Воронежа, гармонный дуэт «Русская засада» из Москвы. Хозяева фестиваля, артисты ансамбля «Воскресение», порадовали зрителей фольклором села Головинщино Лев-Толстовского района: исполнили песню «Уж не плачь, Саша», плясовую и частушки. Провести фестиваль, опять же по традиции, помог известный липецкий предприниматель, коллекционер и меценат Александр Назаров. — Мы просто обязаны знать свои корни, — говорит Назаров. — Коллеги Кристаллины Иващенко — удивительные люди, делом своей жизни избравшие реконструкцию народных песенных традиций.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz