Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
18 НАШИ ЛЮДИ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 01 (324) 11 января 2021 года СЛОВНО 12 МЕСЯЦЕВ ЭТИ 12 ДНЕЙ яркое и волшебное время от Рождества до Крещения. Отсияли свечи на торжественных службах, те, В разгаре Святки кто соблюдал пост, разговелись за обильным столом. Самое время гулять и праздновать. Эти 12 зимних дней по традиции на Руси проводят ярко и весело: в приёмах гостей, играх, забавах, колядках и гаданиях. П ожалуй, лучше всех в области на родные обычаи знает Кристаллина Иващенко — руководитель заслу женного коллектива народного творче ства фольклорного ансамбля «Воскресе ние», лауреат премии Правительства РФ «Душа России», заслуженный работник культуры РФ, на церемонии вручения го сударственных наград покорившая верх недонскими напевами самого Владимира Путина. О том, как праздновали Святки наши предки, — в её рассказе. ■S3 ж. л та * ■t. 'll I 1 Потом языческие Языческое и христианское — «<День стал длиннее на воробьиный скок» — так в народе называли период зимнего солнцеворота. На Руси в эти дни ещё с дохри- '■'е^-.,' стианских времён совер- * шали особые действия, — чтобы обеспечить благосостояние на весь будущий год, — рассказывает Кристал лина Иващенко. традиции соединились с православными и так, рука об руку, дошли до наших дней. Во время Святок воспрещалось выпол нять любую работу. В эти дни «не пряли, не ткали, не мыли, не стирали. Отдыха ли, ходили по гостям». На липецкой зем ле по сей день сохранились языческие ритуалы готовить кутью, колядовать и бесчинствовать, жечь пурину (солому). Они сосуществуют с православными обы чаями христославить, рисовать кресты на дверях, освящаться крещенской водой. Колядки под Рождество — В Рождественский сочельник (6 января) повсеместно люди соблюдали строгий пост, ничего не ели и не пили «до первой звезды». Вечером на стол ста вили кутью или сочиво — кашу, сварен ную из злаков, сдобренную сухофрукта- ня» — задабривали древнего языческого ми и мёдом. В селе Волчье Добровского бога, причём в большинстве «закличек» района на ужин готовили 12 блюд — по упоминаются христианские праздни- числу апостолов. Все блюда обязательно были постными. Рождественской ночью по улицам многих липецких сёл и сей час рассыпаются компании ряженых. В вывернутых тулупах, с измазанными сажей лицами, с приделанными рогами и хвостами они ходят по дворам и поют колядки. Например, в Боринском засы пают двор зерном и припевают: «Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством вас поздрав ляем!». В Талицком Чамлыке поют: «Кто даст пирога, тому полон двор скота, овин с овсом, жеребца с хвостом!». В Воловском районе: «Отворяй ворота, подай пирога, а не дашь пирога — мы корову за рога! А дашь сала — всё на место встало!». Ча- покойных сто колядовщики сначала поют рожде ственский тропарь, славят Христа, потом г it : 1^ <^i I - Uj*P № м II' I i дс. 1 садятся на порог, на подстеленную шубу, и приговаривают добрые пожелания для хозяев и скотины. И везде звучит звон кий припев: «Открывай сундучок, доста вай пятачок!». Хозяева стараются щедро наградить ряженых — ведь от этого, по поверию, зависит их благополучие в бу дущем году. Авсень и старый Новый год — В народе этот день (14 января) на зывают «Коляда — Васильев вечер». По нему старались узнать о будущем урожае, о своей судьбе, совершить массу ритуалов на благополучие в новом году. В липец ких сёлах в этот день «кликали Авсе- ки Рождество и Крещение, вспоминают и святого Василия Кесарийского, чью па мять отмечают в этот день. Кликальщики Авсеня посыпали хозяев зерном и желали благоденствия. Во многих сёлах, напри мер в Васильевке Воловского района, го товили обрядовую еду: кишки и голову от поросёнка, так как поросёнок, по мнению жителей, являлся символом благоден ствия. В добровской деревне Никольское под старый Новый год был обычай кро ить новые женские рубахи — «чтобы хол сты не переводились». Очиститься и обогреть — Подмести и выбросить на Святках мусор, сжечь солому, чтобы «погреть пят- ilEi й Ч" • 1"' till ки покойным родственникам» или «обо греть младенца Христа» — эти обычаи до сих пор бытуют во многих липецких сёлах. Костры из пурины зажигают во дворах, как стемнеет, часто в них бросают Святочные игры Молодые люди в эти вечера веселились и играли в особые игры, часто именно на таких посиделках находя себе «пару». Бояре Девушки и парни собирались в избе «карагодом» (большой группой). «Бояре, вы зачем пришли? — Невесту выбирать. — А какая вам нужна? — Нам вот эта нужна. — Она к вам не подойдёт. — Мы ей J' 5-.« S";. ■; ‘ ч^* ,•* I зерно и корм для живности. Во время го рения стоят молча, вспоминая умерших. Считается, что в это время усопшие ро дители приходят греться, а от этого огня «пшеница народится ярая». В Добров- ском, Чаплыгинском, Добринском райо нах в кострах сжигали ненужные вещи, которые собрали в течение года, иногда они с этой девушкой пряничка дадим. — Она прянички не ест. — Мы наряды ей дадим. Мы ей молодца найдём. — А хорош ли молодец? — Всем наш молодец хорош. — Она с молодцем пойдёт!». Кольцо Водящий отворачивался, в это время кому-то из девушек тайком отдавали кольцо. Водящий должен был угадать, кому. Если угадывал целовались. В поцеловки Более откровенный вариант игры «Кольцо». На лавку посреди избы садился парень и вызывал девушку целоваться. Потом парень вставал, и уже девушка вызывала целоваться следующего. Хорош сосед Девушки становились в круг, а парня, «соседа», ставили в центр и завязывали глаза. Хоровод двигался до тех пор, пока парень говорил «стоп». Его спрашивали: «Хорош сосед?» Если отвечал: «Плох!», хоровод кружился, пока не скажет: «Хорош». Тогда парень с доставшейся девушкой садились и целовались. В скамеечки Парень и девушка садились на скамейку спинами друг к другу и по команде поворачивали головы. Если в одну сторону повернут — целуются, если в разные — на их место садится другая пара.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz