Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

18 НАШИ ЛЮДИ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 01 (324) 11 января 2021 года СЛОВНО 12 МЕСЯЦЕВ ЭТИ 12 ДНЕЙ яркое и волшебное время от Рождества до Крещения. Отсияли свечи на торжественных службах, те, В разгаре Святки кто соблюдал пост, разговелись за обильным столом. Самое время гулять и праздновать. Эти 12 зимних дней по традиции на Руси проводят ярко и весело: в приёмах гостей, играх, забавах, колядках и гаданиях. П ожалуй, лучше всех в области на ­ родные обычаи знает Кристаллина Иващенко — руководитель заслу ­ женного коллектива народного творче ­ ства фольклорного ансамбля «Воскресе ­ ние», лауреат премии Правительства РФ «Душа России», заслуженный работник культуры РФ, на церемонии вручения го ­ сударственных наград покорившая верх ­ недонскими напевами самого Владимира Путина. О том, как праздновали Святки наши предки, — в её рассказе. ■S3 ж. л та * ■t. 'll I 1 Потом языческие Языческое и христианское — «<День стал длиннее на воробьиный скок» — так в народе называли период зимнего солнцеворота. На Руси в эти дни ещё с дохри- '■'е^-.,' стианских времён совер- * шали особые действия, — чтобы обеспечить благосостояние на весь будущий год, — рассказывает Кристал ­ лина Иващенко. традиции соединились с православными и так, рука об руку, дошли до наших дней. Во время Святок воспрещалось выпол ­ нять любую работу. В эти дни «не пряли, не ткали, не мыли, не стирали. Отдыха ­ ли, ходили по гостям». На липецкой зем ­ ле по сей день сохранились языческие ритуалы готовить кутью, колядовать и бесчинствовать, жечь пурину (солому). Они сосуществуют с православными обы ­ чаями христославить, рисовать кресты на дверях, освящаться крещенской водой. Колядки под Рождество — В Рождественский сочельник (6 января) повсеместно люди соблюдали строгий пост, ничего не ели и не пили «до первой звезды». Вечером на стол ста ­ вили кутью или сочиво — кашу, сварен ­ ную из злаков, сдобренную сухофрукта- ня» — задабривали древнего языческого ми и мёдом. В селе Волчье Добровского бога, причём в большинстве «закличек» района на ужин готовили 12 блюд — по упоминаются христианские праздни- числу апостолов. Все блюда обязательно были постными. Рождественской ночью по улицам многих липецких сёл и сей ­ час рассыпаются компании ряженых. В вывернутых тулупах, с измазанными сажей лицами, с приделанными рогами и хвостами они ходят по дворам и поют колядки. Например, в Боринском засы ­ пают двор зерном и припевают: «Сеем, сеем, посеваем, с Рождеством вас поздрав ­ ляем!». В Талицком Чамлыке поют: «Кто даст пирога, тому полон двор скота, овин с овсом, жеребца с хвостом!». В Воловском районе: «Отворяй ворота, подай пирога, а не дашь пирога — мы корову за рога! А дашь сала — всё на место встало!». Ча- покойных сто колядовщики сначала поют рожде ­ ственский тропарь, славят Христа, потом г it : 1^ <^i I - Uj*P № м II' I i дс. 1 садятся на порог, на подстеленную шубу, и приговаривают добрые пожелания для хозяев и скотины. И везде звучит звон ­ кий припев: «Открывай сундучок, доста ­ вай пятачок!». Хозяева стараются щедро наградить ряженых — ведь от этого, по поверию, зависит их благополучие в бу ­ дущем году. Авсень и старый Новый год — В народе этот день (14 января) на ­ зывают «Коляда — Васильев вечер». По нему старались узнать о будущем урожае, о своей судьбе, совершить массу ритуалов на благополучие в новом году. В липец ­ ких сёлах в этот день «кликали Авсе- ки Рождество и Крещение, вспоминают и святого Василия Кесарийского, чью па ­ мять отмечают в этот день. Кликальщики Авсеня посыпали хозяев зерном и желали благоденствия. Во многих сёлах, напри ­ мер в Васильевке Воловского района, го ­ товили обрядовую еду: кишки и голову от поросёнка, так как поросёнок, по мнению жителей, являлся символом благоден ­ ствия. В добровской деревне Никольское под старый Новый год был обычай кро ­ ить новые женские рубахи — «чтобы хол ­ сты не переводились». Очиститься и обогреть — Подмести и выбросить на Святках мусор, сжечь солому, чтобы «погреть пят- ilEi й Ч" • 1"' till ки покойным родственникам» или «обо ­ греть младенца Христа» — эти обычаи до сих пор бытуют во многих липецких сёлах. Костры из пурины зажигают во дворах, как стемнеет, часто в них бросают Святочные игры Молодые люди в эти вечера веселились и играли в особые игры, часто именно на таких посиделках находя себе «пару». Бояре Девушки и парни собирались в избе «карагодом» (большой группой). «Бояре, вы зачем пришли? — Невесту выбирать. — А какая вам нужна? — Нам вот эта нужна. — Она к вам не подойдёт. — Мы ей J' 5-.« S";. ■; ‘ ч^* ,•* I зерно и корм для живности. Во время го ­ рения стоят молча, вспоминая умерших. Считается, что в это время усопшие ро ­ дители приходят греться, а от этого огня «пшеница народится ярая». В Добров- ском, Чаплыгинском, Добринском райо ­ нах в кострах сжигали ненужные вещи, которые собрали в течение года, иногда они с этой девушкой пряничка дадим. — Она прянички не ест. — Мы наряды ей дадим. Мы ей молодца найдём. — А хорош ли молодец? — Всем наш молодец хорош. — Она с молодцем пойдёт!». Кольцо Водящий отворачивался, в это время кому-то из девушек тайком отдавали кольцо. Водящий должен был угадать, кому. Если угадывал целовались. В поцеловки Более откровенный вариант игры «Кольцо». На лавку посреди избы садился парень и вызывал девушку целоваться. Потом парень вставал, и уже девушка вызывала целоваться следующего. Хорош сосед Девушки становились в круг, а парня, «соседа», ставили в центр и завязывали глаза. Хоровод двигался до тех пор, пока парень говорил «стоп». Его спрашивали: «Хорош сосед?» Если отвечал: «Плох!», хоровод кружился, пока не скажет: «Хорош». Тогда парень с доставшейся девушкой садились и целовались. В скамеечки Парень и девушка садились на скамейку спинами друг к другу и по команде поворачивали головы. Если в одну сторону повернут — целуются, если в разные — на их место садится другая пара.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz