Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 22 февраля 2021 года № 07 (330) ТЕМА НЕДЕЛИ 9 К ЧЕМУ РЕБЁНКА ПРИУЧИШЬ, ТО ОТ НЕГО И ПОЛУЧИШЬ С 1 марта в школах 10-ти регионов появятся совет ники директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями. Пилотными реги онами станут Омская, Брянская, Вологодская, Нижего родская, Калининградская, Тюменская, Сахалинская и Челябинская области, Ставропольский край и Севасто поль. В 2022 году такие должности должны появиться во всех школах России. Новшество в системе образова ния министр просвещения Сергей Кравцов проанонси ровал ещё в конце декабря 2020-го. По сути, советник по воспитанию — это тот самый старший вожатый, ко торый был в каждой школе до середины 90-х. Где-то лучше, где-то хуже, но вокруг себя он собирал активных подростков и придумывал им дела, чтобы по вечерам по улицам не шлялись. Сейчас, скорее всего, будут меньше в гаджетах сидеть. За проект в значительной мере отвечает созданное в 2015 году Российское движение школьников (РДШ). В этом есть зерно истины — советники по воспитанию должны говорить с воспитуемыми на одном языке. Да, учитель и родители могут быть примером, но в под ростковом возрасте скорее послушаешь приятеля-стар шеклассника, старшего брата, чем читающего нотации учителя. В моей школе жаловаться на жизнь и учителей хо дили к старшей пионервожатой, на разбившуюся пер вую любовь — к школьному библиотекарю, поговорить о том, как несправедливо устроен мир, — к историку. ПОСРЕДНИК МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ И ДЕТЬМИ Диана Пожидаева, председатель ЛРО Общероссийской детско-юношеской организации «Российское движение школьников» — Кто такой советник по воспитанию? Это посредник между администрацией школы и детьми. Его задача — донести повестку от детей: чего они хотят. Он должен говорить с ними на одном языке. В начале 2000-х в школах было мало организаций, которые занимались досугом детей. В настоящее время досуговая составляющая расширилась, к тому же активно развивается и ученическое самоуправление. У ребят большой выбор направлений общественной деятельности, особенно популярна добровольческая деятельность — «Волонтёры-медики», «Волонтёры Победы» и др. Для современных школьников открыты многие социальные лифты, где им необходимо выбрать одно направление. И именно работа РДШ нацелена на воспитание подрастающего поколения. Не исключаю, что выпускники РДШ могут стать советниками по воспитанию. Их задача сейчас — вовлечь новых детей в движение, показать своим примером, чего они достигли, как движение помогает в жизни, развивает. Кто прошёл через РДШ, потом находит себя в творческих и педагогических профессиях. Сейчас, если повезло с классным руководителем, при ходят к нему. Но всё ли ему расскажешь? Да и не обо всём можно спросить. Детям же в этом возрасте зачастую нужны не правильные слова, а яркая эмоция — эмоциям больше верят. Знаю по себе. Когда я преподавала в школе, интерес нее Гринёва и Швабрина детям было, за кого буду голосо вать — за Ельцина или Зюганова и как я отношусь к гене ралу Лебедю. Председатель РДШ Ирина Плещева в интервью «Ъ» сказала, что ключевой задачей для воспитателей будет именно общение с молодёжью, потому что именно этого сейчас не хватает в школе. Сможет ли советник по вос питанию восполнить эту нехватку общения? Но это уже риторический вопрос. В деле воспитания главную роль играет личность воспитателя. Если человек будет честен с самим собой и ребятами за ним пойдут. Текст: Наталья Горяйнова Фото: Сергей Паршин ДЕТЯМ НУЖНО, ЧТОБЫ С НИМИ КТО-ТО ВОЗИЛСЯ ЗАБЫТЫЙ ОПЫТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ АВТОРИТЕТ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Ирина Цой, заместитель директора школы № 18 — Главная идея нововведения — организация досуга детей в учебное и внеучебное время. Со временем стало понятно, что такая должность, как вожатые, педагоги- организаторы, необходима школе. В связи с тем, что есть определённые финансовые трудности, сейчас не в каждой школе есть педагог-организатор. У нас, например, есть старший вожатый. Но таких людей, которые могут увлечь и зажечь детей, надо ещё поискать. И не каждый желающий с этим справится, и не у каждого учителя это получится. В нашей школе был вожатый, в которого все дети были влюблены. Он открыл в школе телевизионную студию, устроил «Битву хоров», провёл «Голос 18». Дети были всё время в чём-то задействованы. И участие в мероприятиях шло не через классного руководителя, а через школьное самоуправление. Дети втайне от нас поставили новогодний мюзикл — это был сюрприз для учителей. Но, к сожалению, в поисках достойной зарплаты он ушёл от нас. И тут возникает вопрос — сколько будут платить таким советникам. И ещё — в этой хорошей идее главное, чтобы она не стала фиктивной на местах. Хотелось, чтобы не заставляли делать мероприятия для галочки, а позволили создать свою собственную неповторимую атмосферу школьной жизни. Надеюсь, что эта идея позволит наполнить школу тем, что было у нас, когда мы учились, когда мы не хотели уходить из школы. В ежедневной рутине из уроков, тетрадей, журналов, отчётов мы забыли про главных людей в школе — про детей. А детям нужно элементарное: чтобы было интересно. Вадим Егоров, к.п.н., доцент Липецкого филиала РАНХиГС В современных условиях обострения национальных противоречий, создания многополярного мира возрастает интерес и, главное, потребность к организации целенаправленной воспитательной работы. Институт классного наставничества в России XIX века явился ответом на вызов времени. Восстание декабристов, постоянно усиливающаяся революционная борьба во второй половине XIX века побуждали к осознанию воспитательного потенциала педагогического процесса в школах и необходимости его усиления в нужном направлении. В России впервые должность воспитателя, впоследствии классного наставника, была законодательно введена уставом гимназий и прогимназий в 1864 году. Классный наставник определялся как «ближайший помощник директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников». Радищев полагал, что главная цель воспитания — подготовить «сына Отечества», гражданина, истинного патриота, защитника интересов народа, готового ради него на всё. Советская власть воспитание молодёжи поставила в приоритетное направление. Опыт Макаренко однозначно показывает, что воспитательному процессу все возрасты подходят. И сегодня пришло осознание, что, кроме политики, экономики, есть ещё дети, молодёжь, которая завтра будет стоять у станка, защищать Родину. Следовательно, важность момента состоит в том, чтобы не потерять молодое поколение. Лишь небольшая часть молодых «без царя в голове» пришла на митинг в поддержку блогера- Навального. Но, как показало время карантина, именно молодёжь стала первой, кто пришёл на помощь всем нуждающимся. Светлана Подкутова, к.п.н., замдиректора Липецкого филиала РАНХиГС — По инициативе президента РФ в 2020 году были приняты поправки в закон «Об образовании», усиливающие воспитательную работу в учебных заведениях страны. Безусловно, это не говорит о том, что до настоящего момента воспитательной работы в учебных заведениях не было. Однако в современных условиях идеологического развития общества более глубокая направленность работы на формирование «чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества» и важна, и необходима. Исходя из критериев объявленного конкурса, могу предположить, что такими советниками должны стать молодые люди, которые находятся в одном «информационном потоке» с современными школьниками — поколением «Z», растущими на волне развития интернета и социальных сетей, где и должна развернуться «новая» дорожная карта воспитательной работы. Это должны быть неравнодушные молодые люди, которым небезразличны судьба и жизнь подрастающего поколения, готовые к тому, что их рабочий день будет ненормированным — 24 на 7. Они в любую минуту будут готовы оказать реальную помощь, дать совет, поддержать, будь то сложности в отношениях с родителями, сверстниками, правоохранительными органами и т. п. Их работа должна выстраиваться на их личном авторитете в подростковой среде, взаимном доверии. Только в этом случае назначение на должность советника по воспитательной работе не станет формальностью, а будет приносить реальные позитивные результаты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz