Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

22 ПЕРВЫЙ НОМЕР № 06 (329) 15 февраля 2021 года Т рактор стал своеобразным символом советского Ли ­ пецка. Т-30, Т-38 и Т-40 были не только знамениты на весь Советский Союз, но и хорошо известны за рубе ­ жом. Всё самое интересное на букву «т», или «твердо», как было принято называть её в славянском алфавите. ЛИПЕЦК НА «Твердо » Тракторный завод Завод, который до 1991 года назывался Липецким трак ­ торным имени XXIII съезда КПСС, построили в 1943 году на базе завода «Станкострой». «Станкострой» подчинялся Народному комиссариату боеприпасов СССР и выпускал корпуса для 82-миллиметровых мин и 122- и 152-милли ­ метровых осколочных артиллерийских снарядов. К тому времени, когда на его базе развернули строительство трак ­ торов, «Станкострой» эвакуировали за Урал. Первый трактор в Липецке выпустили 1 июня 1944 тракторы Т-30. В 1961-м — знаменитый Т-40, внешне по ­ года. Им стал гусеничный «Кировец-35» с бензиновым хожий на МТЗ-80 «Беларусь» или, лучше сказать, наобо- двигателем мощностью 35 лошадиных сил. Такие дви ­ гатели ставят сегодня на тяжёлые мотоциклы. Тем не менее на нём пахали землю. «Кировцем» этот трактор назывался потому, что сконструировали его на Киров ­ ском заводе в Ленинграде. Позже для «Кировца-35» разработали дизельный двигатель и пробовали ставить американский Caterpillar. Но испытания показали, что отечественный двигатель лучше импортного. Конструкция липецкого «Кировца» оказалась удачной, «Кировец-35» выпускали до 1960 года, построив за 16 лет около 114 тысяч тракторов. С 1957 года в Липецке начинают выпускать колёсные №11 - л ; * ■35^™™ Оранжевым памятник трактору был до 2019 года, потом его перекрасили в родной бело-синий цвет рот, «Беларусь», который начали выпускать в 1974 году, был похож на липецкий Т-40. Т-40 выпускали до 1995 года. Во многих хозяйствах бывшего СССР он работает до сих пор. В 2004 году ЛТЗ обанкротился. Его активы вы ­ купил ««Липецкий трактор». Сейчас тракторы в Липецке не производят. Тракторный завод после банкротства и посёлок Трак ­ торостроителей долго оставались пороховой бочкой Ли ­ пецка. Рабочие и ИТР постоянно митинговали, захва ­ тывали административное здание, требуя выплаты заработной платы. Вот краткое изложение заметки, опубликованной в те годы в «Крестьянских ведомо ­ стях»: «Сегодняшнюю ночь в кабинете директора ««Липецкого трактора» провели 28 человек. В ос ­ новном женщины. Все они — бывшие работни ­ ки «Липецкого тракторостроительного завода» (ЛТсЗ), который осенью 2004 года был объявлен банкротом. Инженерно-технических работников на ЛТсЗ сократили ещё в сентябре, но до сих пор не выплатили все полагающиеся им деньги. Вчера 28 человек захватили кабинет гендиректора Сергея Фёдорова. Утром к бунтарям при ­ шла группа поддержки». Та Танки и тягачи ВЫЖ В Выжить в новой экономической ре ­ альности смог только ««Липецкий завод гусеничных тягачей». Это предприятие по ­ явилось в составе тракторного завода в 1967 году и до последнего времени производило гусеничные тягачи для зенитно-ракетных комплексов С-300В и «Антей-2500». На некоторых сайтах можно прочитать, что «с 1944 года на ЛТЗ производили танки Т-34. Моторы и некоторые ком ­ плектующие для танков поставлялись с других тракторных заводов, в частности с Челябинского и Сталинградского». Однако Арсений Ермолов, который написал книгу «Танко ­ вая промышленность СССР в годы! Великой Отечествен ­ ной войны», приводит список всех танкостроительных предприятий СССР с 30-х по 80-е годы прошлого века, и ЛТЗ в нём не упоминается. Т-38М Памятник трактору в посёлке Тракторостроите ­ лей поставили в 1975 году. Это трактор Т-38М, кото ­ рый выпускали с 1961 по 1973 год. Он строился специ ­ родной цвет ально для сельскохозяйственных работ. Один Т-38М работал на дрейфующей станции «Северный полюс-13». За 12 лет в Липецке построили около 100 тысяч таких тракторов. С 1975 года трактор-монумент два раза снимали с пьедестала для реставрации. Первый раз в 2007-м, второй — в 2019 году. Во время последней реставрации Т-38М перекрасили в бело-синий цвет этого трактора. «Липецкгорсвет» сделал на монументе подсветку. Липецк — не единственное место, где Т-38М стал памятником. Точно такой же трактор поставили на пье ­ дестал в селе Касиновском Курской области и в укра ­ инском посёлке Шишаки на Полтавщине — тамошний бригадир тракторной бригады колхоза имени Ильича Василий Богме заработал на этом тракторе звание Героя Социалистического Труда. Т-34 Монумент «Танк» на пересечении проспекта Победы и улицы Катукова в Липецке появился 1 декабря 1978 года. Его поставили в честь 1-го танкового корпуса, ко ­ торый в 1942 году сформировал в Липецке генерал-май ­ ор Михаил Катуков. Позже корпус преобразовали в 1-ю танковую армию, которая дошла до Берлина. В многотиражке ЛТЗ тогда писали, что «монумент сооружён по инициативе областной и городской партий ­ ных организаций». На самом деле инициатором этого монумента был директор 40-й школы Серафим Несте ­ ров. У него в школе был музей, который собрал огромное количество материалов, посвящённых формированию в Липецке 1-го гвардейского танкового корпуса — фото ­ графии и письма танкистов-катуковцев. Вдова маршала Екатерина Катукова подарила музею книгу своего мужа «На острие главного удара» с дарственной подписью. Когда появилась идея монумента, школьники не без участия своего наставника написали письмо маршалу бронетанковых войск Амазаспу Бабаджаняну и попро ­ сили, чтобы он прислал в Липецк списанный танк. Так в городе появился Т-34. Сооружением монумента занимался Липецкий трак ­ торный завод. Как писали в газете «Коммунар», «авто­ ром проекта был начальник отдела бытового и хозяй ­ ственного обслуживания ЛТЗ В.Н. Кожухарин. Рабочие чертежи сооружения были выполнены коллективом отдела главного конструктора, а постамент и звезда изготовлены коллективами ремонтно-механического и ремонтно-строительного цехов тракторного завода». В городах России на пьедесталах стоит 14 танков. Вез ­ де — Т-34. Только в Архангельске поставили трофейный британский танк Mark V, построенный компанией Вик ­ керс-Армстронг, как символ победы над интервентами в годы Гражданской войны. Английские танки в каче ­ стве монументов стоят в Харькове и в Луганске. Текст: Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин Л1 ш =1 о I m Изобретатель Ветер «Учёный года-2010», «Заслуженный изобретатель и «Заслуженный предприниматель Российской Федерации» — всё это про инженера и изобретателя Владимира Владимировича Ветра. 18 февраля ему исполняется 81 год. Будущий изобретатель родился в 1940 году в станице Успенская Краснодарского края. С 1958 года работал на паровозостроительном заводе, одновременно учился в Ростовском институте сельхозмашиностроения. С 1973 года Владимир Владимирович работает в Липецком государственном техническом университете, совмещая преподавательскую деятельность с научной. В 1991 году по его инициативе был создан Центр научных исследований и внедрений ЛГТУ. В 1992 году он организовал научно-производственное » предприятие «Валок» (ООО НПП «Валок»), в котором разрабатываются технологии восстановления и произ ­ водства металлургического оборудования. Здесь впервые в мире разработали технологию сварки и прокатки чугуна, что считалось невозможным. Открыли удивительные свойства высокопрочного чугуна с шаровидным графитом. Изобрели уникальные технологии наплавки прокатных валков. Создали не имеющую аналогов методику извлечения металлов из шламов металлургического производства. Результаты научных исследований НПП «Валок» защищены 50 патентами. «Хотя сам я начинал карьеру на заводе сварщиком и слесарем, а учился по вечерам, понимаю, что самое важное и нужное — это научная деятельность с внедрением, это всегда даёт выгоду, — считает кандидат технических наук Владимир Ветер. — Мы постоянно выделяем студентов, если видим, что из них выйдет толк, приглашаем на работу. У нас они проходят практику и пишут кандидатские диссертации. Почти все наши инженеры преподают в ЛГТУ». Сам Ветер имеет 192 патента на изобретения и 397 научных публикаций. Он член Межгосударственного координационного совета по физике прочности и пластичности материалов при Физико-техническом институте имени Иоффе РАН, академик Международной академии реальной экономики, член-корреспондент Международной академии экологии, защиты природы и человека, академик Международной финансово-исследовательской академии бизнеса и Международной академии общественных наук. Имя Владимира Владимировича Ветра отмечено на аллее Героев Труда в Москве и занесено в «Книгу почёта Липецкой области». Он награждён орденами «Во славу Отечества», «Добрый ангел мира».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz