Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
22 ПЕРВЫЙ НОМЕР № 06 (329) 15 февраля 2021 года Т рактор стал своеобразным символом советского Ли пецка. Т-30, Т-38 и Т-40 были не только знамениты на весь Советский Союз, но и хорошо известны за рубе жом. Всё самое интересное на букву «т», или «твердо», как было принято называть её в славянском алфавите. ЛИПЕЦК НА «Твердо » Тракторный завод Завод, который до 1991 года назывался Липецким трак торным имени XXIII съезда КПСС, построили в 1943 году на базе завода «Станкострой». «Станкострой» подчинялся Народному комиссариату боеприпасов СССР и выпускал корпуса для 82-миллиметровых мин и 122- и 152-милли метровых осколочных артиллерийских снарядов. К тому времени, когда на его базе развернули строительство трак торов, «Станкострой» эвакуировали за Урал. Первый трактор в Липецке выпустили 1 июня 1944 тракторы Т-30. В 1961-м — знаменитый Т-40, внешне по года. Им стал гусеничный «Кировец-35» с бензиновым хожий на МТЗ-80 «Беларусь» или, лучше сказать, наобо- двигателем мощностью 35 лошадиных сил. Такие дви гатели ставят сегодня на тяжёлые мотоциклы. Тем не менее на нём пахали землю. «Кировцем» этот трактор назывался потому, что сконструировали его на Киров ском заводе в Ленинграде. Позже для «Кировца-35» разработали дизельный двигатель и пробовали ставить американский Caterpillar. Но испытания показали, что отечественный двигатель лучше импортного. Конструкция липецкого «Кировца» оказалась удачной, «Кировец-35» выпускали до 1960 года, построив за 16 лет около 114 тысяч тракторов. С 1957 года в Липецке начинают выпускать колёсные №11 - л ; * ■35^™™ Оранжевым памятник трактору был до 2019 года, потом его перекрасили в родной бело-синий цвет рот, «Беларусь», который начали выпускать в 1974 году, был похож на липецкий Т-40. Т-40 выпускали до 1995 года. Во многих хозяйствах бывшего СССР он работает до сих пор. В 2004 году ЛТЗ обанкротился. Его активы вы купил ««Липецкий трактор». Сейчас тракторы в Липецке не производят. Тракторный завод после банкротства и посёлок Трак торостроителей долго оставались пороховой бочкой Ли пецка. Рабочие и ИТР постоянно митинговали, захва тывали административное здание, требуя выплаты заработной платы. Вот краткое изложение заметки, опубликованной в те годы в «Крестьянских ведомо стях»: «Сегодняшнюю ночь в кабинете директора ««Липецкого трактора» провели 28 человек. В ос новном женщины. Все они — бывшие работни ки «Липецкого тракторостроительного завода» (ЛТсЗ), который осенью 2004 года был объявлен банкротом. Инженерно-технических работников на ЛТсЗ сократили ещё в сентябре, но до сих пор не выплатили все полагающиеся им деньги. Вчера 28 человек захватили кабинет гендиректора Сергея Фёдорова. Утром к бунтарям при шла группа поддержки». Та Танки и тягачи ВЫЖ В Выжить в новой экономической ре альности смог только ««Липецкий завод гусеничных тягачей». Это предприятие по явилось в составе тракторного завода в 1967 году и до последнего времени производило гусеничные тягачи для зенитно-ракетных комплексов С-300В и «Антей-2500». На некоторых сайтах можно прочитать, что «с 1944 года на ЛТЗ производили танки Т-34. Моторы и некоторые ком плектующие для танков поставлялись с других тракторных заводов, в частности с Челябинского и Сталинградского». Однако Арсений Ермолов, который написал книгу «Танко вая промышленность СССР в годы! Великой Отечествен ной войны», приводит список всех танкостроительных предприятий СССР с 30-х по 80-е годы прошлого века, и ЛТЗ в нём не упоминается. Т-38М Памятник трактору в посёлке Тракторостроите лей поставили в 1975 году. Это трактор Т-38М, кото рый выпускали с 1961 по 1973 год. Он строился специ родной цвет ально для сельскохозяйственных работ. Один Т-38М работал на дрейфующей станции «Северный полюс-13». За 12 лет в Липецке построили около 100 тысяч таких тракторов. С 1975 года трактор-монумент два раза снимали с пьедестала для реставрации. Первый раз в 2007-м, второй — в 2019 году. Во время последней реставрации Т-38М перекрасили в бело-синий цвет этого трактора. «Липецкгорсвет» сделал на монументе подсветку. Липецк — не единственное место, где Т-38М стал памятником. Точно такой же трактор поставили на пье дестал в селе Касиновском Курской области и в укра инском посёлке Шишаки на Полтавщине — тамошний бригадир тракторной бригады колхоза имени Ильича Василий Богме заработал на этом тракторе звание Героя Социалистического Труда. Т-34 Монумент «Танк» на пересечении проспекта Победы и улицы Катукова в Липецке появился 1 декабря 1978 года. Его поставили в честь 1-го танкового корпуса, ко торый в 1942 году сформировал в Липецке генерал-май ор Михаил Катуков. Позже корпус преобразовали в 1-ю танковую армию, которая дошла до Берлина. В многотиражке ЛТЗ тогда писали, что «монумент сооружён по инициативе областной и городской партий ных организаций». На самом деле инициатором этого монумента был директор 40-й школы Серафим Несте ров. У него в школе был музей, который собрал огромное количество материалов, посвящённых формированию в Липецке 1-го гвардейского танкового корпуса — фото графии и письма танкистов-катуковцев. Вдова маршала Екатерина Катукова подарила музею книгу своего мужа «На острие главного удара» с дарственной подписью. Когда появилась идея монумента, школьники не без участия своего наставника написали письмо маршалу бронетанковых войск Амазаспу Бабаджаняну и попро сили, чтобы он прислал в Липецк списанный танк. Так в городе появился Т-34. Сооружением монумента занимался Липецкий трак торный завод. Как писали в газете «Коммунар», «авто ром проекта был начальник отдела бытового и хозяй ственного обслуживания ЛТЗ В.Н. Кожухарин. Рабочие чертежи сооружения были выполнены коллективом отдела главного конструктора, а постамент и звезда изготовлены коллективами ремонтно-механического и ремонтно-строительного цехов тракторного завода». В городах России на пьедесталах стоит 14 танков. Вез де — Т-34. Только в Архангельске поставили трофейный британский танк Mark V, построенный компанией Вик керс-Армстронг, как символ победы над интервентами в годы Гражданской войны. Английские танки в каче стве монументов стоят в Харькове и в Луганске. Текст: Виктор Унрау Фото: Сергей Паршин Л1 ш =1 о I m Изобретатель Ветер «Учёный года-2010», «Заслуженный изобретатель и «Заслуженный предприниматель Российской Федерации» — всё это про инженера и изобретателя Владимира Владимировича Ветра. 18 февраля ему исполняется 81 год. Будущий изобретатель родился в 1940 году в станице Успенская Краснодарского края. С 1958 года работал на паровозостроительном заводе, одновременно учился в Ростовском институте сельхозмашиностроения. С 1973 года Владимир Владимирович работает в Липецком государственном техническом университете, совмещая преподавательскую деятельность с научной. В 1991 году по его инициативе был создан Центр научных исследований и внедрений ЛГТУ. В 1992 году он организовал научно-производственное » предприятие «Валок» (ООО НПП «Валок»), в котором разрабатываются технологии восстановления и произ водства металлургического оборудования. Здесь впервые в мире разработали технологию сварки и прокатки чугуна, что считалось невозможным. Открыли удивительные свойства высокопрочного чугуна с шаровидным графитом. Изобрели уникальные технологии наплавки прокатных валков. Создали не имеющую аналогов методику извлечения металлов из шламов металлургического производства. Результаты научных исследований НПП «Валок» защищены 50 патентами. «Хотя сам я начинал карьеру на заводе сварщиком и слесарем, а учился по вечерам, понимаю, что самое важное и нужное — это научная деятельность с внедрением, это всегда даёт выгоду, — считает кандидат технических наук Владимир Ветер. — Мы постоянно выделяем студентов, если видим, что из них выйдет толк, приглашаем на работу. У нас они проходят практику и пишут кандидатские диссертации. Почти все наши инженеры преподают в ЛГТУ». Сам Ветер имеет 192 патента на изобретения и 397 научных публикаций. Он член Межгосударственного координационного совета по физике прочности и пластичности материалов при Физико-техническом институте имени Иоффе РАН, академик Международной академии реальной экономики, член-корреспондент Международной академии экологии, защиты природы и человека, академик Международной финансово-исследовательской академии бизнеса и Международной академии общественных наук. Имя Владимира Владимировича Ветра отмечено на аллее Героев Труда в Москве и занесено в «Книгу почёта Липецкой области». Он награждён орденами «Во славу Отечества», «Добрый ангел мира».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz