Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

2 ГЛАВНОЕ ПЕРВЫЙ НОМЕР № 06 (329) 15 февраля 2021 года У лица Ясная. Коттеджный посёлок в районе Опытной станции. Осве ­ щается она из окон частных домов и одинокими фонарями, которые на свой страх и риск повесили доброхоты и пла ­ тят за свет на улице из своего кармана. — У меня от дома до остановки 800 м. Это достаточно далеко. Домой с работы возвращаться страшно. Но это ещё и опас ­ но: у нас нет тротуаров, дорога вся в кол ­ добинах. Представляете, как дети ходят в школу в темноте! Хорошо ещё никого машина не сбила, — рассказала житель ­ ница улицы Ирина Николаевна. Такая же проблема, как и на Ясной, ещё на 16 о улицах Липецка. Отсутствует свет в частном секторе НЛМК, ЛТЗ, Сокола, 10-й Шахты, в Матырском, Ссёлках, Жёл ­ тых Песках и Коровино. Жители 16-ти микрорайонов центра города жалуются на плохо освещённые дворы. ДА БУДЕТ СВЕТ таковы основные проблемы отсутствие осветительных фонарей. Почему Липецку срочно требуется полная модернизация уличного освещения, разбирался «Первый номер». Низкий уровень освещённости улиц и неравномерность освещения в центре города. На окраинах другая беда светотехнических характеристик ярко ­ сти, наружное освещение указанных улиц соответствовало нормативу. Но на неко ­ торых улицах норматив не соблюдается. Это объясняется тем, что большая часть сетей уличного освещения построена в 1970-е — 1990-е согласно действующим на тот момент нормам, — поясняет Па ­ вел Звонарёв. По словам Павла Звонарёва, из 23 993 светильников, что сейчас освещают ули ­ цы города, замены требуют 21249, то есть 88%. Экономия от использования ламп нового поколения составит 30%. Сейчас оплата электроэнергии ощу ­ тимо бьёт по городскому бюджету. Так, в 2018 году город потратил на освеще ­ ние улиц 95,5 млн рублей, в 2019-м — 1 о 6,4 млн, то есть почти на 11 млн боль ­ ше, а в 2020-м — уже на 20 млн больше — 127,5 млн рублей. — В 2020-м мы установили 1 083 но- 6 785. Про вых светильника. А нужно замену старых на энергоэффективные вел Звонарёв. — Бюджет на 2021 год у «Липецкгорсвета» почти такой же, как финансирования направляется на содер ­ жание и обслуживание существующих сетей. В рамках выделяемого финанси ­ рования объёмы строительства и модер- Многокилометровая проблема Городские сети уличного освещения растянулись по городу почти на 800 км. Но и их постоянно растущему городу катастрофически не хватает. По словам и.о. директора МУП «Липецкгорсвет» Павла Звонарёва, улицам Липецка срочно нужно ещё 297 км. Проблема копилась годами. Ещё в 2017 году Валерий Кузбаев, возглав ­ лявший к тому времени «Горсвет» почти 20 лет, неоднократно обращал уже не говорю, — разводит руками Па- внимание и журналистов, и депута ­ тов на проблему уличного освещения. «Планы освещения города есть. Денег в 2020-м. Основная часть выделяемого на это нет», — ставил проблему Кузба ­ ев. С 2012-го по 2017-й, по словам Куз- баева, озвученным в СМИ, Липецк ни копейки не вложил в строительство новых уличных сетей. Модернизация низации недостаточны для обеспечения началась в 2018-м, когда центральные потребности города в качественном энер- улицы освободились от сетки прово ­ дов, которые спрятали под землю. Но «Липецкгорсвет» в одночасье уже не мог решить проблемы, накопившие ­ ся за несколько лет. На сегодняшний день нужно заменить 283,7 км кабеля — треть от имеющегося. Из 258 пунктов автоматизированной системы управле ­ ния уличным освещением реконструк ­ ция требуется 179 пунктам питания, Опасные сумерки замена — 79. Именно эти пункты отве ­ чают за то, чтобы фонари в нужное вре ­ мя включались и выключались. Последний раз технический ау- УСТАРЕЛО МОРАЛЬНО И ТЕХНИЧЕСКИ Виолетта Зацепина, д. т. н., профессор кафедры энергооборудования ЛГТУ — Система освещения в Липецке устарела и морально, и технически. Уровня освещения натриевых ламп не хватает. Это старые лампы. Но в Липецке и другая проблема - неравномерность освещения. Если ехать по дороге, можно увидеть, что где-то пятно света под опорой более светлое, рядом — менее светлое. Со студентами мы рассматривали вопрос модернизации освещения и пришли к заключению: мало заменить натриевые лампы на светодиодные, нужно менять всю систему освещения, в том числе светильники и опоры. У нас же бывает так: поменяли лампочку, а она с другим спектром. Такой пример мы видим на улицах города, где один фонарь с белым светом, другой — с жёлтым и опять с белым. Это мешает водителю сосредоточиться на дороге. Когда идёт речь о замене натриевых ламп светодиодными светильниками, то нельзя забывать, что у каждой лампочки свой световой поток и своя световая мощность, следовательно, световое пятно, которое она даёт, разного уровня. Поэтому под уже имеющиеся опоры с натриевыми лампами подобрать светодиодный светильник, который будет выдавать такое же световое пятно, достаточно сложно. Нарушится главный принцип уличного освещения - равномерность. Световые пятна не должны накладываться друг на друга, но и между ними не должно быть тёмных промежутков. Такой недостаток мы видим при освещении дороги в ОЭЗ «Липецк»: светло-темно, так называемое освещение зеброй, это недопустимо и запрещено СНиПом. Когда идёт речь о замене ламп и светильников, нужно менять и световые опоры, потому что и высота расположения светильников, и расстояние между опорами должны быть уже другими. Поэтому каждый район в Липецке, каждая дорога должны индивидуально рассматриваться. Под них нужно делать индивидуальные расчёты и проводить модернизацию без нарушения нормативов уровня и равномерности освещения. и края проезжей части, опасные по ­ вороты, перекрёстки, крупные маги ­ стральные улицы с интенсивным дви ­ жением. В 2020 году в адрес Госавтоинспекции неоднократно поступали обращения по освещению местного проезда на проспек ­ те Победы, улицах Бачурина, Бунина, Вол ­ гоградской, Ковалёва. Буквально на днях на улице Ковалёва, по данным городской гоэффективном освещении. Да и прежде чем говорить о модернизации сетей, нужно вспомнить про те районы города, где освещения нет вообще. Только для ГИБ ДД , зарегистрировано столкновение, освещения тёмных улиц частного сектора и микрорайонов требуется смонтировать 6 785 светильников и проложить 228 км сетей. в котором пострадал один человек. — С освещением улиц особенно плохо в весенний и осенний периоды, — считает эксперт по безопасности дорожного движения ОНФ, водитель с 30-летним стажем Павел Полуро- тов. — В это время наступление суме ­ рек совпадает с интенсивным людским потоком на улицах. Если накладывают ­ ся и погодные условия: дождь или ту ­ ман, то видимость падает ещё больше. В сумерках зрительные анализаторы срабатывают плохо. Водитель просто не Световая экономика Да и сами лампы в фонарях морально устарели. Экономичных светодиодных лишь в Липецке 9% , тогда как энергоём ­ ких натриевых — 81%. — В Липецке используются в основ ­ ном натриевые лампы. Уровня их ос ­ вещения городским улицам не хватает. И если посмотреть на сами светильники, в которых стоят эти лампы, — они старые, с мутными стёклами. Только в таком све ­ тильнике может потеряться 20% свето ­ вого потока, — говорит к. т. н., заведу ­ ющий кафедрой электрооборудования точному расстоянию видимости. Так, ЛГТУ Евгений Зацепин. плохие условия уличного освещения объективно снижают количество ин- дит характеристик наружного освеще- формации, поступающей участникам ния проводился Испытательным цен ­ тром светотехнической продукции ООО «ВНИСИ» в 2014 году по улицам Гагарина играет освещение наиболее опасных и Плеханова. По результатам измерений зон, таких как пешеходные переходы Отсутствие освещения или плохое освещение улиц стали в 2020 году со ­ путствующей причиной 17 ДТП, в кото ­ рых погибли шесть человек и 11 полу ­ чили ранения. — Особую обеспокоенность вызыва ­ ют ДТП, совершённые в тёмное время суток. Как правило, тяжесть послед ­ ствий подобных аварий гораздо выше тех, что совершаются днём, — проком ­ ментировал ситуацию начальник ГИБДД по городу Липецку Олег Воло ­ дин. — Основной причиной, сопутству ­ ющей совершению ДТП в тёмное время суток на дорогах Липецка, является отсутствие или слабое освещение про ­ езжей части, что приводит к недоста- 2LL |j || га дорожного движения, что приводит к совершению ДТП. Особое значение y'i 3 iliiillHIillil liiiiliMHiilSi -В;[ЬЬГ fa ■■ , ___ В1В11РЯ||тя!Р W| ____ L'- IL»" • I I- jii . jl Г г 1s } I i г II » 5 О

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz