Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 27 декабря 2021 года №51 (374) ПОСЛЕ ТРУДОВ ПРАВЕДНЫХ 17 16 РАССКАЗОВ глнвкий о Париже бывшего бандита, а ныне одного из чиновников администрации губернато ра Приморья. Запоминается история о том, как геологическая экспедиция обнаружива ет на глубине трёх километров под землёй ад. В дальнейшем оказывается, что власти уже давным-давно знают о существовании «Рассказы о Родине» (16+) от Дмитрия Глуховского, больше известного как авто ра-фантаста таких масштабных произведе ний, как «Метро», «Текст» и «Сумерки». Это сборник из 16 не связанных между со бой рассказов, объединённых общим миром и идеей. Их герои — простые люди и науч ные работники, представители духовенства Преисподней и успешно сотрудничают и правящей элиты. В одном из рассказов на фабрике каждый день происходят «несчаст ные случаи» со строителями-таджиками, донорские органы которых продают. Дру гой рассказывает про третью мировую во йну глазами жителей глухой сибирской де ревни. Третий показывает читателю мечты брали мы сами на его месте? с её обитателями. Поэтому обнаруживше го Ад руководителя экспедиции угрозами и подкупом склоняют не распространяться о необычной находке. Невольно задаёшь ся вопросом: правильный ли выбор сделал в результате главный герой? И что бы вы- РОМАН-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о» Шамиль Идиа туллин известен как автор детек- Т тивов, 1 ров, приключен- Л ческих историй. Ц Его романы «Го- Щ род Брежнев» и «Бывшая Лени на» удостоены третьего места пре мии «Большая книга». Новая книга «Последнее время» (16+) написана в жанре этнофэнтези. Главным её ге роем я бы назвала сам мир произведе ния. Чуждый и одновременно такой же, как и наш: мужчины здесь точ но также пытаются завоевать власть силой, а женщины — отстоять право на самостоятельность. Подростки опрометчиво влюбляются, а старики мечтают ещё хоть немного побыть молодыми. В этом мире пока ещё не было захватнических войн. Тысячи лет люди спокойно жили на своей земле, а земля позволяла им управ лять зверями, птицами и погодой. Традиции племени необычны: все они друг другу братья и сёстры, никто не зовёт другого сыном или дочерью, отцом или матерью. Они говорят о себе: «Мы не убиваем, не преда ём, не подчиняемся и не отступаем. Мы ростки земли, дети богов, сёстры птиц». трилле- Среда книги раскрывается через разных персонажей: юную девушку из лесного племени и мальчика-приё мыша, оплакивающего своё сиротство, воительницу, устроившую кровавую баню попавшимся ей на пути банди там, и степного князя, планирующего поход на запад, северного героя, со бирающегося на рискованное зада ние в зачарованных землях, и лесного мудреца, вернувшегося домой после смерти. Мир книги показывает сход ство с древними народами — славяна ми, варягами, эллинами. Происходящие в ней события схожи с историей великого переселения наро дов. И читатель понимает, что стабиль ный уклад этого мира, особенно племени лесных колдунов обречён. Далеко на вос токе уже тысячи людей покидают наси женные места, их кипящая масса совсем скоро захлестнёт, сомнёт, сдавит тыся челетний уклад, буря грядёт, и ничто не останется неизменным. Писатель называет этот мир раем, который идеален для двоих, но невоз можен для тысяч. Роман заставляет задуматься: а что, если у нас устояв шийся, уютный миропорядок вдруг исчезнет? За фэнтези-антуражем, интригами и приключениями вскры ваются реальные проблемы, которые ещё не настигли нас сегодняшних, но могут захлестнуть в любой момент. Текст: ведущий библиотекарь ЦБС Липецка Екатерина Заяц Фото: Сергей Паршин 8-909-220-86-84 [ш МАГНИТ 'к Конкурентная заработная плата liiil Гибкий график о Забота о сотруднике Сагаан Сар — бурятский Новый год Буряты отмечают Новый год дважды — один раз в общепринятую дату, второй — в феврале. Сагаан Сар, или День Белого месяца, в который будут проходить празднества, каждый раз высчитывают по лунному календарю. Само торжество символизирует успешно прожитую зиму, скорое её окончание и приход весны. К новогодним можно отнести обряд запуска «коней ветра удачи». Изображение «коня ветра удачи», освящённое в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома так, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» — мощная защита от несчастий и болезней. Чтобы отметить День Белого месяца правильно, необходимо накануне вечером войти в жилище и закрыть за собой дверь на замок, мысленно оставив за порогом всё плохое, что случилось в уходящем году. Чтобы ритуал наверняка сработал, жители Бурятии оставляют у порога кусочек льда или веник, тем самым подчёркивая чистоту своих мыслей. Далее Сагаан Сар справляется традиционно в кругу семьи. Ысыах — якутский Новый год Жители Якутии также встречают Новый год два раза: одна из красных дат приходится на январь, вторая — на июнь. Последняя дата меняется в зависимости от расположения поселения и других факторов, но всегда укладывается в период с 10 по 25 июня. В это время местные жители чествуют божество по имени Айыы, пробуждающее природу от сна. В канун Ысыаха якуты разводят огромные костры, вокруг которых затем водят «осуохай» — ритуальные хороводы. Такие пляски могут длиться несколько дней и ночей, ведь в них хочет принять участие каждый житель улуса. Кульминация праздника — окропление кумысом. Ритуал служит своего рода заговором на успех. Важная и очень зрелищная часть Ысыаха — разного рода соревнования, в том числе скачки. В скорости и ловкости соревнуются лучшие лошади и наездники, в силе — борцы, в меткости — лучники. Самых удачливых ждёт награда — какой же праздник без подарков! Поморский Новый год Поморы отмечают Новый год по традиции допетровских времён — в сентябре. Одно из главных действ — зажжение маяка. Процессия под колокольный звон направляется к Северной Двине и зажигает маяк, после чего раздаётся пушечный выстрел, оповещающий о наступлении Нового года. Весь праздничный день поморы держат двери открытыми, чтобы в их дома вошло счастье. На порог кладут старый веник — «килу» — как символ уходящего года. Каждый перешагнувший через него очищается от всего плохого, что было в старом году. Банго Васил Банго Васил, или Васильев день, отмечают 13 и 14 января цыгане. В это время вся семья собирается дома. В середине комнаты накрывают и украшают стол. Зажигают свечи, а молодёжь, целуя руку каждого из взрослых членов семьи, просит у них прощения. Хозяин дома разламывает хлеб, в котором должна быть золотая монета, передаваемая отцом сыну. Только после Нового года цыгане начинают принимать гостей, надеясь, что первый из них окажется хорошим человеком и принесёт удачу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz