Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 27 декабря 2021 года №51 (374) ПОСЛЕ ТРУДОВ ПРАВЕДНЫХ 17 16 РАССКАЗОВ глнвкий о Париже бывшего бандита, а ныне одного из чиновников администрации губернато ­ ра Приморья. Запоминается история о том, как геологическая экспедиция обнаружива ­ ет на глубине трёх километров под землёй ад. В дальнейшем оказывается, что власти уже давным-давно знают о существовании «Рассказы о Родине» (16+) от Дмитрия Глуховского, больше известного как авто ­ ра-фантаста таких масштабных произведе ­ ний, как «Метро», «Текст» и «Сумерки». Это сборник из 16 не связанных между со ­ бой рассказов, объединённых общим миром и идеей. Их герои — простые люди и науч ­ ные работники, представители духовенства Преисподней и успешно сотрудничают и правящей элиты. В одном из рассказов на фабрике каждый день происходят «несчаст ­ ные случаи» со строителями-таджиками, донорские органы которых продают. Дру ­ гой рассказывает про третью мировую во ­ йну глазами жителей глухой сибирской де ­ ревни. Третий показывает читателю мечты брали мы сами на его месте? с её обитателями. Поэтому обнаруживше ­ го Ад руководителя экспедиции угрозами и подкупом склоняют не распространяться о необычной находке. Невольно задаёшь ­ ся вопросом: правильный ли выбор сделал в результате главный герой? И что бы вы- РОМАН-ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о» Шамиль Идиа ­ туллин известен как автор детек- Т тивов, 1 ров, приключен- Л ческих историй. Ц Его романы «Го- Щ род Брежнев» и «Бывшая Лени ­ на» удостоены третьего места пре ­ мии «Большая книга». Новая книга «Последнее время» (16+) написана в жанре этнофэнтези. Главным её ге ­ роем я бы назвала сам мир произведе ­ ния. Чуждый и одновременно такой же, как и наш: мужчины здесь точ ­ но также пытаются завоевать власть силой, а женщины — отстоять право на самостоятельность. Подростки опрометчиво влюбляются, а старики мечтают ещё хоть немного побыть молодыми. В этом мире пока ещё не было захватнических войн. Тысячи лет люди спокойно жили на своей земле, а земля позволяла им управ ­ лять зверями, птицами и погодой. Традиции племени необычны: все они друг другу братья и сёстры, никто не зовёт другого сыном или дочерью, отцом или матерью. Они говорят о себе: «Мы не убиваем, не преда ­ ём, не подчиняемся и не отступаем. Мы ростки земли, дети богов, сёстры птиц». трилле- Среда книги раскрывается через разных персонажей: юную девушку из лесного племени и мальчика-приё ­ мыша, оплакивающего своё сиротство, воительницу, устроившую кровавую баню попавшимся ей на пути банди ­ там, и степного князя, планирующего поход на запад, северного героя, со ­ бирающегося на рискованное зада ­ ние в зачарованных землях, и лесного мудреца, вернувшегося домой после смерти. Мир книги показывает сход ­ ство с древними народами — славяна ­ ми, варягами, эллинами. Происходящие в ней события схожи с историей великого переселения наро ­ дов. И читатель понимает, что стабиль ­ ный уклад этого мира, особенно племени лесных колдунов обречён. Далеко на вос ­ токе уже тысячи людей покидают наси ­ женные места, их кипящая масса совсем скоро захлестнёт, сомнёт, сдавит тыся ­ челетний уклад, буря грядёт, и ничто не останется неизменным. Писатель называет этот мир раем, который идеален для двоих, но невоз ­ можен для тысяч. Роман заставляет задуматься: а что, если у нас устояв ­ шийся, уютный миропорядок вдруг исчезнет? За фэнтези-антуражем, интригами и приключениями вскры ­ ваются реальные проблемы, которые ещё не настигли нас сегодняшних, но могут захлестнуть в любой момент. Текст: ведущий библиотекарь ЦБС Липецка Екатерина Заяц Фото: Сергей Паршин 8-909-220-86-84 [ш МАГНИТ 'к Конкурентная заработная плата liiil Гибкий график о Забота о сотруднике Сагаан Сар — бурятский Новый год Буряты отмечают Новый год дважды — один раз в общепринятую дату, второй — в феврале. Сагаан Сар, или День Белого месяца, в который будут проходить празднества, каждый раз высчитывают по лунному календарю. Само торжество символизирует успешно прожитую зиму, скорое её окончание и приход весны. К новогодним можно отнести обряд запуска «коней ветра удачи». Изображение «коня ветра удачи», освящённое в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома так, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» — мощная защита от несчастий и болезней. Чтобы отметить День Белого месяца правильно, необходимо накануне вечером войти в жилище и закрыть за собой дверь на замок, мысленно оставив за порогом всё плохое, что случилось в уходящем году. Чтобы ритуал наверняка сработал, жители Бурятии оставляют у порога кусочек льда или веник, тем самым подчёркивая чистоту своих мыслей. Далее Сагаан Сар справляется традиционно в кругу семьи. Ысыах — якутский Новый год Жители Якутии также встречают Новый год два раза: одна из красных дат приходится на январь, вторая — на июнь. Последняя дата меняется в зависимости от расположения поселения и других факторов, но всегда укладывается в период с 10 по 25 июня. В это время местные жители чествуют божество по имени Айыы, пробуждающее природу от сна. В канун Ысыаха якуты разводят огромные костры, вокруг которых затем водят «осуохай» — ритуальные хороводы. Такие пляски могут длиться несколько дней и ночей, ведь в них хочет принять участие каждый житель улуса. Кульминация праздника — окропление кумысом. Ритуал служит своего рода заговором на успех. Важная и очень зрелищная часть Ысыаха — разного рода соревнования, в том числе скачки. В скорости и ловкости соревнуются лучшие лошади и наездники, в силе — борцы, в меткости — лучники. Самых удачливых ждёт награда — какой же праздник без подарков! Поморский Новый год Поморы отмечают Новый год по традиции допетровских времён — в сентябре. Одно из главных действ — зажжение маяка. Процессия под колокольный звон направляется к Северной Двине и зажигает маяк, после чего раздаётся пушечный выстрел, оповещающий о наступлении Нового года. Весь праздничный день поморы держат двери открытыми, чтобы в их дома вошло счастье. На порог кладут старый веник — «килу» — как символ уходящего года. Каждый перешагнувший через него очищается от всего плохого, что было в старом году. Банго Васил Банго Васил, или Васильев день, отмечают 13 и 14 января цыгане. В это время вся семья собирается дома. В середине комнаты накрывают и украшают стол. Зажигают свечи, а молодёжь, целуя руку каждого из взрослых членов семьи, просит у них прощения. Хозяин дома разламывает хлеб, в котором должна быть золотая монета, передаваемая отцом сыну. Только после Нового года цыгане начинают принимать гостей, надеясь, что первый из них окажется хорошим человеком и принесёт удачу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz