Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
6 МОЙ ГОРОД ПЕРВЫЙ НОМЕР № 50 (373) 20 декабря 2021 года СКАЗ О ПЕТРЕ АЛЕКСЕЕВИЧЕ 2022-й станет годом празднования 350-летия Петра I. Именно ему мы обязаны Новым годом, чистотой на улицах городов, да и Липецк возник именно благодаря Петру I. «Первый номер» в честь юбилея первого российского императора запускает историческую рубрику, в которой мы развеем некоторые мифы, откроем малоизученные 5* V I » *1 » ■1^' / 4 V- страницы истории нашего города и расскажем вам о Липецке Петровской эпохи. r I J k *.f z е ‘ i ■f "Ч •1." w ■'-л t * ' '-V X А / " I "'t !• А С Г w I < в II *г № 1 1 6;-, w 6 r-vi - -• огласно преданию, Липецк по явился благодаря счастливой слу чайности. Пётр I ехал в Воронеж по Большой Посольской дороге и остано вился в селе Липские Студёнки неподалё ку от Паройской пустыни. Помолившись в Успенском храме монастыря, «Пётр осмотрел окрестности и на склоне горы, под которой находился монастырь, обна ружил залежи железной руды и решил построить здесь железоделательный за вод». ‘ "I ¥ ^ейХ' u I I 'г . 1' 4 Легенды Верхнего парка В этом предании достоверно только то, что Пётр ездил по Посольской дороге через место, где несколько десятилетий спустя появится Липецк, и действитель но мог найти руду около монастыря. Из Москвы в Воронеж было тогда две дороги. Одна шла через Елец на слободу Тешевку (будущий Задонск), а дальше через Хлевное до Воронежа. Другая была через село Слободское (позже крепость Ораниенбург), Сокольск, Липские Сту- дёнки и тоже уходила на Хлевное. По По сольской дороге мимо монастыря езди ли, когда на Воронеже не было разлива. Из книги путешественника Корнелия де Бруина, который I -Ri в 1701 году был с царём в Воронеже, мы знаем, что Пётр ездил через Липские Студёнки мимо Паройской пустыни. От пустыни до реки Воронеж дорога про ходила там, где сейчас улица Салтыко ва-Щедрина, под горой и сегодня можно найти куски железной руды. — Руда у нас практически везде, — объ ясняет краевед Александр Клоков. — Это руда вторичного происхождения. Она залегает по крыше известня- Ш 71 j/l I ков и чаще приурочена к карстовым впа динам и воронкам. Известняк у нас везде, и поверх известняка лежит руда. И склон под Верхним парком не исключение. Я там вожу людей и показываю: вот это та самая руда, с которой всё началось. Липецкий железорудный бассейн По легенде, именно находка у Парой- ской пустыни натолкну ла Петра I на мысль открыть в Липских Студёнках металлургическое производ ство. Но царь и до этого должен был знать, что в районе будущего Липецка есть железная руда. Кузьма Борин со всем не случайно построил завод в Ро мановском уезде. До этого он работал в Рудокопном приказе, который занимал ся разведкой полезных ископаемых, и хо рошо знал о месторождениях руды в этом районе. Указ о бритии бород и усов от 29 августа 1698 года Указ первоначально касался бритья бород у знатного сословия, купцов, духовенства и посадских жителей, то есть горожан, но к крестьянам не имел отношения. Он вызвал массовые протесты и волну самоубийств, так как противоречил правилам VI Вселенского собора, который запрещал брадобритие. На православных иконах с бритыми лицами и в коротких платьях изображались только бесы. В итоге указ претерпел несколько изменений в 1705, 1713, 1714 и 1722-м и был значительно смягчён — духовенству разрешили не брить бороды, для представителей остальных сословий, не желающих брить бороду, установили плату за её ношение. Дороже всего борода обходилась «гостям», то есть купцам I статьи: они платили по 100 рублей «с бороды». 60 рублей платили царедворцы, дворовые, городовые и служилые люди. 30 рублей - ямщики, извозчики и «всяких чинов московские жители». Крестьяне платили по «2 деньги с бороды», то есть 1 копейку, когда въезжали в город, и при выезде из него. Мода на безбородые лица царских сановников сохранялась вплоть до 1881 года. В начале XIX века ношение бороды даже было признаком вольнодумства. Александр III Миротворец не только отменил все петровские указы о бороде, но снова ввёл моду на неё. Указ о ношении платья на манер венгерского от 14 января 1700 года За время правления Петра I вышло 17 указов, которые регламентировали правила ношения костюма европейского образца, типов тканей, отделку форменного и праздничного платья. Указ от 1700 года стал первым шагом к кардинальному перелому в моде. Согласно ему дворянам, чиновникам и горожанам следовало по будням носить немецкое платье, а по праздникам — французское. На смену длиннополым боярским шубам пришли кафтаны, камзолы. Сарафаны, скрывающие женские формы, сменились корсетными платьями с глубоким декольте. Пётр всячески продвигал европейскую моду. При этом был приверженцем строгого протестантского стиля. Показную роскошь Пётр Алексеевич сильно не любил. И это нашло отражение в указе от 25 июля 1709 года «О предерзком ш;егольстве»: «Нами замечено, что по Невской першпективе и в ассамблеях недоросли отцов именитых в нарушение этикету и регламенту штиля в гишпанских камзолах и панталонах с мишурою ш;еголяют предерзко. Господину полицмейстеру Санкт- Петербурга указываю впредь оных 1цеголей с рвением великим вылавливать, сводить в Литейную часть и бить кнутом, пока от гишпанских панталон зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, так же на вопли наказуемых». Указ о праздновании Нового года от 20 декабря 1699 года Пётр повелел перевести летоисчисление в России на европейский манер — от Рождества Христова. До этого на Руси летоисчисление велось от сотворения мира, а Новый год праздновался 1 сентября. «7208 году декабря в 20 день Великiй Государь Царь и Великiй князь Петръ Алексiевич, всея Великiя и Малыя и Белыя Россiи указалъ сказать: „народы согласно лЬта свои счисляютъ отъ Рождества Христова восЪмъ дней спустя, то есть Генваря съ 1 числа, а не отъ созданiя мiра„. Впредь лЬта счислять въ Приказахъ и во всякихъ делахъ и крЪпостяхъ писать съ нынЪшняго Генваря съ 1 числа отъ Рождества Христова 1700 года», — говорилось в указе. Также Пётр подробно описал, как нужно праздновать Новый год: украшать свои дома и ворота сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями, поздравлять друг друга, устраивать праздничную стрельбу из небольших пушек, мушкетов и другого мелкого ружья. На Красной плош;ади предписывалось провести огненные потехи. После смерти Петра традиция украшать дома еловыми ветками сошла на нет и возродилась в конце XIX века. Следуя за немецкой модой, в богатых городских домах стали устанавливать наряженные ёлки. Современная традиция празднования Нового года окончательно установилась и была широко распространена только с 1935 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz