Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 6 декабря 2021 года № 48 (371) АКТУАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ 7 Как мотивировать ребёнка на учёбу? Иными словами, как сделать, чтобы ученик стремился в школу не за оценками, а за знаниями? Решить проблему должен пилотный проект «Гуманная школа. Школа, в которой я хочу учиться», его реализуют в области. Q. Г лавная задача проекта — создать атмосферу доброжелательности и содружества педагога с учеником. Она обеспечивает личностный рост и развитие талантов каждого школьника. О первых результатах на пресс-конференции рас ­ сказали руководители образования региона вместе с вице-губернатором Анатолием Якутиным. m Ш S e Школа сотрудничества Проект «Гуманная школа» в Липецкой области реализуют второй год. Какими бы революционны ­ ми ни казались «три кита» гуманной педагогики: безотметочное оценивание, рекомендательный ха ­ рактер выполнения домашних заданий и свободная форма одежды, всё новое — это хорошо забытое ста ­ рое, объяснили журналистам. — Мы опираемся на принципы классической педагогики, в частности, используем тот самый липецкий опыт, который в 1960-е годы развивал Константин Москаленко, на методы игровой пе ­ дагогики Сталя Шмакова, опыт предпрофильных педагогических классов Бориса Раковского, идеи «школы сотрудничества» Вячеслава Котельникова, — объяснила ректор Липецкого института развития образования Инесса Шуйкова (институт обеспечива ­ ет методическое сопровождение проекта). — Перера ­ батываем и осмысливаем принципы Шалвы Амона- швили, Александра Асмолова и других выдающихся советских педагогов. Все они стояли у истоков гу ­ манной педагогики. Что такое гуманная школа? Это школа взаимоуважения, школа сотрудничества, где главное — личность и индивидуальность ребёнка. СПРАВКА В пилотный проект «Гуманная школа» включились все муниципальные образования региона. В прошлом году в нём приняли участие 30 школ, в этом уже 40. В Липецке без отметок учатся отдельные классы 11-ти общеобразовательных учреждений: школ № 2, 7, 10, 15,47, 51 и 61, гимназий № 12 и 64, лицеев № 3 и 66. Всего по области таких классов уже 120. Кроме липчан, в реализации проекта участвуют Белгородская область (пять флагманских школ) и Красноярский край (15 общеобразовательных учреждений). прибегая к помощи репетиторов. «Нет», — ответил вице-губернатор и согласился, что это очень печаль ­ но. — Но за счёт повышения мотивации у ученика больше шансов познать ту сферу, которую он выбе ­ рет профессией и по которой будет сдавать ЕГЭ, — добавил Якутин. — Поэтому я считаю, что гуманная школа приведёт к лучшему результату, в том числе и на ЕГЭ, чем классический, непонятный для ребён ­ ка метод оценивания. Потому что «пятёрка» в чет ­ верти не означает 100 баллов на ЕГЭ. Проект «Гуманная школа» подразумевает и дру ­ гие новшества, например уменьшение количества контрольных работ. С сентября 2022-го начнут дей ­ ствовать новые ФГОСы, направленные на создание m Ш На переменах школьники смогут играть в шахматы или заниматься физкультурой. От «надо» к «хочу» В обществе нет единства по введению принци- с ФГОС. При переходе из начальной школы (гуман ­ ную педагогику начали воплощать в жизнь с младших комфортной и творческой образовательной среды. классов) в среднюю есть несколько вариантов развития событий. Может и дальше использоваться формирую ­ щая оценка — если родители захотят. Если не захотят — будет работать классическая пятибалльная шкала. — В школу должны ходить с хорошим настро ­ ением, за знаниями, а не за отметкой, — добавил пов новой школы. По отзывам в социальных сетях Анатолий Якутин. — Чтобы родитель, встречая ре ­ бёнка из школы, не требовал «покажи дневник», а интересовался, что ребёнок узнал нового, что ему понравилось. Пока же дневник — единственная фор ­ ма выражения родительских любви и контроля. Та ­ кой прессинг упрощает систему взаимоотношений с детьми, но сильно демотивирует детей. m Ш Отметок нет — оценка есть По словам начальника управления образования и науки региона Лилии Загеевой, инициаторы проекта — сами родители и учителя. Гуманная пе ­ дагогика реализуется в рамках Федеральных го ­ сударственных образовательных стандартов. Об ­ щеобразовательные учреждения в эксперименте участвуют добровольно, каждая школа осмысливает его по-своему. Главный принцип: каждый ребёнок талантлив, задача школы — раскрыть его потен ­ циал. Чтобы у ученика была осознанная свобода выбора и он мог выбрать личную траекторию сво ­ его обучения. У него может быть индивидуальное Комфорт и творчество расписание, отдельные домашние задания. В такой школе нет места ежедневным отметкам, работает «формирующее оценивание»: учитель не сравнива ­ ет ученика с одноклассниками, а оценивает его .лич ­ ные успехи и отмечает, насколько сегодня он про ­ двинулся в сравнении с вчерашним днём. В гуманной школе нет и обычных дневников. Вместо них — лист индивидуальных достижений, в котором учитель отмечает элементы учебной деятельности. Эти листы каждый педагог фор ­ мирует по-своему. Там может быть указано, как хорошо ребёнок знает формулы и умеет их применять, решает ли он простые задачи или выполняет более сложные, с желани ­ ем ли выходит к доске и делает проекты. В итоге и родители, и ребёнок получа ­ ют объективную и подробную оценку, хотя самой привычной пятёрки или тройки на деле нет. — Существуют и схемы пе ­ ревода в обычную отметку, — объяснила Лилия Загеева. — На каждой ступени отметки выставляются в Корреспондент «Первого номера» спросил у Ана ­ толия Якутина (именно его считают инициатором внедрения идей гуманной школы в регионе), гаран ­ тирует ли новая система кардинальное повышение качества образования, например, чтобы школьники успешно сдавали ЕГЭ, н е соответствии можно судить: большинство липчан пока к ним не готовы: «Их всегда учили, что «надо» — это хорошо. А теперь «надо» нет, есть «хочу». Он по привычке будет делать домашние задания, но без энтузиаз ­ ма. И в итоге, конечно, опустится в своих знаниях». «Это удар по образованию, по мышлению, по ответ ­ ственности и способностям напрягаться. Вот оно, оружие, чтобы человек только радовался, что поми ­ дор красный, а солнце светит. Что ровно в два часа он получит свой бобовый суп...». Есть и те, кто эти перемены приветствует: «В школе учительница любила говорить: «Закрой рот» и «Твои проблемы». Так гасилась любозна ­ тельность детей. Высмеивали ошибки перед всем классом, грубо критиковали любые старания». «Я тоже против оценок в современной школе. Уже в начальных классах репетиторов нанимают, не го ­ воря про старшие. То есть учителя оценивают, как их учеников научил репетитор. Всё правильно, оце ­ ночная система себя изжила». В институте развития образования приводят цифры: 89% родителей, чьи дети участвуют в про ­ екте, отмечают, что школьники ежедневно находят ­ ся в положительном психологическом состоянии. 74% оценивают мотивацию детей к учению как высокую. 81% родителей довольны проектом и готовы принимать в нём участие и дальше. «Опираясь на мнение общественности и роди ­ телей, считаем: проекту быть», — подвели итог пресс-конференции. Текст: Марина Костюк Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz