Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)
6 АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПЕРВЫЙ НОМЕР №48 (371) 6 декабря 2021 года Елизавета Попова: ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГЛАВНОЕ Каждый ребёнок — отдельная педагогическая ситуация — Вы работаете в школе семь лет. За это время вывели формулу — У вас есть свой фирменный приём? — В самопрезентации я представила приёмы оживления или визуализации истории. Например, «розовый вертолёт». успешного обучения детей? У меня есть фото, где я стою на фоне ро зового вертолёта. Говорю детям, что на нём каждый день перед уроком куда-то летаю, и показываю снимки из тех мест, о которых планирую рассказать на уроке. Снимки реальные, я довольно много мест посетила. Детям кажется, что я творю какое-то волшебство. Маленькие верят в историю, но с возрастом начинают ребятам? понимать, что это не «волшебство», а у взрослых этот приём вызывает но стальгию по прошлому ощущению чуда. — Нет. Каждый ребёнок — отдельная педагогическая ситуация, унифицировать нельзя. Может, когда-нибудь, через много лет работы в школе, и смогу ответить на этот вопрос. — О какой исторической эпохе вам больше нравится рассказывать Не представляю себя вне школы — Позвольте личный вопрос. У вас достаточно оригинальная внешность: голубые волосы, пирсинг. Не сталкиваетесь с нападками коллег? — Часто, — смеётся. — Но говорю: «Вы вначале посмотрите, что я делаю, а после обсудим мою внешность». Мне хотелось создать гармоничный образ взрослого истории, вы историк-учёный. человека, но с нестандартными элемен тами. — По степени сложности нравится XX век. Тяжёлый период. Его не всегда дети по нимают. Стараюсь максимально доступно объяснять. Когда удаётся, получаю большое удовольствие. Ещё люблю XIX век. Золотой век русской культуры. На уроках можно ис пользовать много художественных произве дений. Например, на конкурс я представила запись урока «Общественная мысль во вто рой половине XIX века глазами Достоевско го», который выстроила на романе «Бесы». Новые исторические выводы — Знаю, вы не просто учитель П едагог лицея № 3 имени Моска- Липецк важен для истории ленко Елизавета Попова заняла — В рамках конкурса вы писали второе место во Всероссийском эссе на тему «История России через конкурсе «История в школе: традиции и новации». Кроме того, Елизавета Ми хайловна стала обладателем специаль ного приза — юбилейных ценных монет — от Императорского Монетного Двора. В чём секрет успеха и чем удивила жюри молодой педагог — в интервью «Первому номеру». историю региона». Так что же интересного в нашей истории? — Написала, что зачастую дети не считают Липецк исторически важным го родом. Думают, что в нём ничего не про- — Как вы стали педагогом, почему именно история заинтересовала? — Путь был долгим. И от обратного. Я не очень любила историю в школе. Должна была стать химиком, в крайнем случае математиком. Однако в 10 клас се, выполняя очередное, довольно скуч ное, задание по истории, решила почи тать что-то дополнительно по заданной теме. По-моему, было что-то о Людовике риографии впервые представила такие XIV. Сюжет мне показался увлекатель ным. Подумала, почему историю в школе нельзя преподавать интересно? Почему риод шведского присутствия не увели чилось, ломки традиций Московского государства не было. После завершения кандидатской диссертации планирую расширить сферу исследования на весь XVII век, уделить больше внимания рус ско-шведской торговле. Мне интересен этот период в нашей истории. В 2012 году стали обладателем премии Коцаря. Работу в лицее совмещаете с работой в научно исследовательском центре. — Готовлюсь к защите диссертации. В 2012-м, можно сказать, я представила её в сжатом виде. Моя тема — «Судеб но-административная политика Якоба Делагарди в начале XVII века в Великом Новгороде». Пишу о периоде шведской оккупации Новгорода, который совпал с периодом смуты у нас в России. В исто- выводы: количество преступлений на территории Новгородской земли в пе- « Я просто работаю для детей — Елизавета Михайловна, на конкурс было подано более 700 заявок. Из них отобрали 88, в финал вышли 24 человека, вы в том числе. В чём секрет? — Я просто делала то, что делаю всег да — работаю для детей. ПОДУМАЛА, ПОЧЕМУ ИСТОРИЮ В ШКОЛЕ НЕЛЬЗЯ ПРЕПОДАВАТЬ ИНТЕРЕСНО? ГДЕ НАЙТИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ БУДЕТ ТАК УЧИТЬ? НО ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СДЕЛАТЬ ХОРОШО, СДЕЛАЙ ЭТО САМ — Планируете и дальше работать в Липецке? исходило. Даже если не привязываться к событиям, у нас много памятников, ко торые повествуют о той либо иной эпохе, и это тоже можно рассматривать в курсе предмета. — Расстроились из-за второго места? — Совершенно нет. Соперники были На фоне розового вертолёта — Сейчас в распоряжении учителей масса приёмов подачи материала — от презентации и до визуализации исторических событий. Какими вы пользуетесь чаще всего на уроках? — Всеми. Но, знаете, конечно, интерак тив и электронные ресурсы очень важны, но ничто и никогда не заменит живого слова учителя. То есть то, как мы рабо таем и общаемся с детьми, всегда будет актуальнее и важнее. Потому и конкурс называется «Традиции и инновации» — на уроке должно присутствовать и то, и другое. более чем достойные. Это был очень про зрачный конкурс. Мы видели все работы. И мнение участников совпадало с мнени ем жюри. Победительница старше меня, опытнее. Я бы тоже отдала ей первое место. Мне ещё есть куда расти. Кстати говоря, мне удалось почерпнуть много интересного. Коллега из Подмосковья представил приём: освещая десять ста линских ударов, он предлагает ученикам услышать историю из уст самого Стали на, для этого включает запись его речи. Дети с интересом и не без удивления слу шают. если хочешь учитель пересказывает её по учебнику? — Меня полностью устраивает мой го- Где очарование периодом, его красота? род. Да и кто тогда будет учить сокольских Понимаю, в моё время не было таких воз можностей, как сейчас, но показать иллю страции можно же было. Задумалась, где найти человека, который будет так учить? Ответ пришёл сам собой сделать хорошо, сделай это сам. Были пла ны стать гидом и уехать в крупный город. Но на четвёртом курсе попала на практику в лицей № 3. Его завуч Надежда Васильев на Комкова стала моим методистом, и мне достался её 9-й класс — сложный, потому что взрослые дети. Но дети так хорошо ко мне отнеслись, что мне понравилось в школе. А когда практика закончилась и нужно было уходить, они на меня смо трели, будто я их предаю. Решила остать ся, и 9 октября 2014 года мне предложили выйти на постоянную работу. Сейчас уже не представляю себя вне школы. детишек? Беседовала Виктория Толчеева Фото: Сергей Паршин ДОСЬЕ Елизавета Михайловна Попова . Родилась 21 марта 1992 года в Липецке. Окончила исторический факультет ЛГПУ имени Семёнова Тян- Шанского, аспирантуру Новгородского государственного университета. С 2014 года работает в лицее № 3 имени Москаленко. С 2019-го младший научный сотрудник Научно-исследовательского центра Новгородского государственного университета. Обладатель премии Коцаря. Замужем. Любит путешествовать.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz