Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

6 АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПЕРВЫЙ НОМЕР №48 (371) 6 декабря 2021 года Елизавета Попова: ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГЛАВНОЕ Каждый ребёнок — отдельная педагогическая ситуация — Вы работаете в школе семь лет. За это время вывели формулу — У вас есть свой фирменный приём? — В самопрезентации я представила приёмы оживления или визуализации истории. Например, «розовый вертолёт». успешного обучения детей? У меня есть фото, где я стою на фоне ро ­ зового вертолёта. Говорю детям, что на нём каждый день перед уроком куда-то летаю, и показываю снимки из тех мест, о которых планирую рассказать на уроке. Снимки реальные, я довольно много мест посетила. Детям кажется, что я творю какое-то волшебство. Маленькие верят в историю, но с возрастом начинают ребятам? понимать, что это не «волшебство», а у взрослых этот приём вызывает но ­ стальгию по прошлому ощущению чуда. — Нет. Каждый ребёнок — отдельная педагогическая ситуация, унифицировать нельзя. Может, когда-нибудь, через много лет работы в школе, и смогу ответить на этот вопрос. — О какой исторической эпохе вам больше нравится рассказывать Не представляю себя вне школы — Позвольте личный вопрос. У вас достаточно оригинальная внешность: голубые волосы, пирсинг. Не сталкиваетесь с нападками коллег? — Часто, — смеётся. — Но говорю: «Вы вначале посмотрите, что я делаю, а после обсудим мою внешность». Мне хотелось создать гармоничный образ взрослого истории, вы историк-учёный. человека, но с нестандартными элемен ­ тами. — По степени сложности нравится XX век. Тяжёлый период. Его не всегда дети по ­ нимают. Стараюсь максимально доступно объяснять. Когда удаётся, получаю большое удовольствие. Ещё люблю XIX век. Золотой век русской культуры. На уроках можно ис ­ пользовать много художественных произве ­ дений. Например, на конкурс я представила запись урока «Общественная мысль во вто ­ рой половине XIX века глазами Достоевско ­ го», который выстроила на романе «Бесы». Новые исторические выводы — Знаю, вы не просто учитель П едагог лицея № 3 имени Моска- Липецк важен для истории ленко Елизавета Попова заняла — В рамках конкурса вы писали второе место во Всероссийском эссе на тему «История России через конкурсе «История в школе: традиции и новации». Кроме того, Елизавета Ми ­ хайловна стала обладателем специаль ­ ного приза — юбилейных ценных монет — от Императорского Монетного Двора. В чём секрет успеха и чем удивила жюри молодой педагог — в интервью «Первому номеру». историю региона». Так что же интересного в нашей истории? — Написала, что зачастую дети не считают Липецк исторически важным го ­ родом. Думают, что в нём ничего не про- — Как вы стали педагогом, почему именно история заинтересовала? — Путь был долгим. И от обратного. Я не очень любила историю в школе. Должна была стать химиком, в крайнем случае математиком. Однако в 10 клас ­ се, выполняя очередное, довольно скуч ­ ное, задание по истории, решила почи ­ тать что-то дополнительно по заданной теме. По-моему, было что-то о Людовике риографии впервые представила такие XIV. Сюжет мне показался увлекатель ­ ным. Подумала, почему историю в школе нельзя преподавать интересно? Почему риод шведского присутствия не увели ­ чилось, ломки традиций Московского государства не было. После завершения кандидатской диссертации планирую расширить сферу исследования на весь XVII век, уделить больше внимания рус ­ ско-шведской торговле. Мне интересен этот период в нашей истории. В 2012 году стали обладателем премии Коцаря. Работу в лицее совмещаете с работой в научно ­ исследовательском центре. — Готовлюсь к защите диссертации. В 2012-м, можно сказать, я представила её в сжатом виде. Моя тема — «Судеб ­ но-административная политика Якоба Делагарди в начале XVII века в Великом Новгороде». Пишу о периоде шведской оккупации Новгорода, который совпал с периодом смуты у нас в России. В исто- выводы: количество преступлений на территории Новгородской земли в пе- « Я просто работаю для детей — Елизавета Михайловна, на конкурс было подано более 700 заявок. Из них отобрали 88, в финал вышли 24 человека, вы в том числе. В чём секрет? — Я просто делала то, что делаю всег да — работаю для детей. ПОДУМАЛА, ПОЧЕМУ ИСТОРИЮ В ШКОЛЕ НЕЛЬЗЯ ПРЕПОДАВАТЬ ИНТЕРЕСНО? ГДЕ НАЙТИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ БУДЕТ ТАК УЧИТЬ? НО ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СДЕЛАТЬ ХОРОШО, СДЕЛАЙ ЭТО САМ — Планируете и дальше работать в Липецке? исходило. Даже если не привязываться к событиям, у нас много памятников, ко ­ торые повествуют о той либо иной эпохе, и это тоже можно рассматривать в курсе предмета. — Расстроились из-за второго места? — Совершенно нет. Соперники были На фоне розового вертолёта — Сейчас в распоряжении учителей масса приёмов подачи материала — от презентации и до визуализации исторических событий. Какими вы пользуетесь чаще всего на уроках? — Всеми. Но, знаете, конечно, интерак ­ тив и электронные ресурсы очень важны, но ничто и никогда не заменит живого слова учителя. То есть то, как мы рабо ­ таем и общаемся с детьми, всегда будет актуальнее и важнее. Потому и конкурс называется «Традиции и инновации» — на уроке должно присутствовать и то, и другое. более чем достойные. Это был очень про ­ зрачный конкурс. Мы видели все работы. И мнение участников совпадало с мнени ­ ем жюри. Победительница старше меня, опытнее. Я бы тоже отдала ей первое место. Мне ещё есть куда расти. Кстати говоря, мне удалось почерпнуть много интересного. Коллега из Подмосковья представил приём: освещая десять ста ­ линских ударов, он предлагает ученикам услышать историю из уст самого Стали ­ на, для этого включает запись его речи. Дети с интересом и не без удивления слу ­ шают. если хочешь учитель пересказывает её по учебнику? — Меня полностью устраивает мой го- Где очарование периодом, его красота? род. Да и кто тогда будет учить сокольских Понимаю, в моё время не было таких воз ­ можностей, как сейчас, но показать иллю ­ страции можно же было. Задумалась, где найти человека, который будет так учить? Ответ пришёл сам собой сделать хорошо, сделай это сам. Были пла ­ ны стать гидом и уехать в крупный город. Но на четвёртом курсе попала на практику в лицей № 3. Его завуч Надежда Васильев ­ на Комкова стала моим методистом, и мне достался её 9-й класс — сложный, потому что взрослые дети. Но дети так хорошо ко мне отнеслись, что мне понравилось в школе. А когда практика закончилась и нужно было уходить, они на меня смо ­ трели, будто я их предаю. Решила остать ­ ся, и 9 октября 2014 года мне предложили выйти на постоянную работу. Сейчас уже не представляю себя вне школы. детишек? Беседовала Виктория Толчеева Фото: Сергей Паршин ДОСЬЕ Елизавета Михайловна Попова . Родилась 21 марта 1992 года в Липецке. Окончила исторический факультет ЛГПУ имени Семёнова Тян- Шанского, аспирантуру Новгородского государственного университета. С 2014 года работает в лицее № 3 имени Москаленко. С 2019-го младший научный сотрудник Научно-исследовательского центра Новгородского государственного университета. Обладатель премии Коцаря. Замужем. Любит путешествовать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz