Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2021 г. (г. Липецк)

20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР №44 (367) 8 ноября 2021 года Ольга Шаталова, доктор филологических наук, профессор ЕГУ имени Бунина О со О "О =1 о "О П п 7s ЧЕСТНЫЙ, НО бедный 1 гЭД "4 Своими словами Осень для России знаковое время. Ноябрь 2021-го начинается непросто. Однако история подсказывает, что по золоту листвы возвращались в Москву с победой и Дмитрий Донской с Куликова поля, и Иван III от реки Угры, подходило к столице ополчение под руководством Минина и Пожарского. Правда, для россиян, чья молодость пришлась на XX век, ноябрьские дни были отмечены празднованием других исторических событий. С чувством гордости и высокого самосознания шагали дружные ряды на парад в честь_ Вот почему-то сегодня мы затрудняемся сказать — в честь чего? До 1991-го события 1917 года были Великой Октябрьской революцией. И как бы пафосно ни звучало подобное наименование, оно несёт однозначно позитивную семантику: «революция» — это коренное изменение в жизни, преобразование. В истории любой страны революция становилась символом перехода на новый уровень отношений в обществе, герои революций становились идеалами для поколений: Максимилиан Робеспьер, Симон Боливар, Эрнесто Че Гевара — даже если впоследствии результаты революции пересматривались. Мы же не успели переоценить исторические достижения и просчёты Октября 1917-го, но быстренько переименовали его в Октябрьский переворот. Событие не только утратило свой масштаб вместе с потерей эпитета «великая», но и автоматически приобрело негативную оценочность, стыдливо проглядывающую сквозь неопределённое содержание: переворот — какой? чего? куда? А поскольку появилась словесная неопределённость, то и формально-содержательно стали мы затрудняться в отношении к событиям: старшее поколение по-прежнему отмечало для себя в календаре «Октябрьскую», молодёжь знала, что есть «Дни народного единства», правда, затрудняясь объяснить суть объединения. Так и появился ещё один повод для разделения поколений, для раскола общества. А ведь проблема связи поколений — это не только об отношениях в семье, это и о единых исторических координатах для людей, живущих в одно время. Может, стоит нам всем подумать о том, что положительная семантика исторических наименований — это отдельный повод для формирования самоуважения личности и народа? Может, пусть Октябрьская революция останется Великой (как во Франции), Великая Отечественная война не будет подменяться в школьных учебниках Второй мировой, восстание декабристов не будет маскироваться в киноверсиях под «Союз спасения»? Почему наши дети — в то время, пока мы не определились с историческими оценками — должны жить в отрицательном историко-речевом пространстве? Ведь у России большая история, которой стоит гордиться, помня обо всех её уроках. У%6 11 Я 1 **1$, Ролью Вышневского заслуженный артист РФ и Дагестана Пётр Коновалов открыл свой 55-й театральный сезон. В роли его жены — Мария Ушкова В Липецком драматическом театре на Соколе премьера — «Доходное место» (12+) по Александру Островскому История, старая как мир: можно ли остаться порядочным человеком в обществе, насквозь пропитанном взяточничеством? М елодраматическая комедия в двух действиях ставит перед зрителем совсем не смешные вопросы. Можно ли купить любовь? Что важнее — жить в достатке, усыпив свою совесть, или «сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо»? «Первый номер» побывал на генеральном прогоне спектакля. пищи для ума. Все дико соскучились по классике. А классика она потому и клас ­ сика, что проблемы, там обозначенные, остро отображаются и в наше время». В центре сюжета — конфликт двух миров, двух мировоззрений. Богач Аристарх Владимирович Вышневский, «одряхлевший старик с признаками по ­ дагры» (заслуженный артист РФ и Даге ­ стана Пётр Коновалов), уверен, что всё в жизни можно купить, в том числе и лю ­ бовь. Его племянник молодой чиновник Василий Николаевич Жадов (Евгений Кузнецов) амбициозен, но не желает угождать, выслуживаться, пользоваться протекцией, брать и давать взятки. — Спектакль очень современен, — рассказал «Первому номеру» перед ге ­ неральной репетицией Пётр Коновалов. — Он о похвальном желании молодого человека жить по своим праведным за ­ конам в неправедном окружении. Мой же герой — совсем другого склада ха ­ рактера. Он привык, что всё продаётся и покупается, и пытается заставить сво ­ его племянника жить в этих рамках. К своему Вышневскому я отношусь кри ­ тически, но у него есть черты, которые ОСТРОВСКИЙ ВСЕГДА АКТУАЛЕН L БРОНИРОВАНИЕ БИЛЕТОВ: 48-36-86 9 г, Л ипецк , ул . С тудёновская , 124 а (3 этаж ) Ж vk . com / rc _ flint НЗ Племянник против дяди Пьеса «Доходное место» написана Александром Николаевичем Остров ­ ским в 1856 году, но к постановке в те ­ атрах была допущена не сразу: цензура усмотрела в ней слишком явный намёк на действительность. Режиссёр-поста ­ новщик спектакля, художественный руководитель Липецкого муниципаль ­ ного драматического театра Геннадий Балабаев так объяснил постановку именно этого произведения: «Хочется LD 00 УЗ го 00 о Ф 5 о «КОЩЕЙ. НАЧАЛО» Режиссёр: Андрей Колпин Жанр: мультфильм, приключения Островский созвучен любому времени. Лучший пример этому — судьба его пьесы «Доходное место». Она всегда привлекала к себе внимание не только зрителей, но и цензуры. Самая первая постановка в 1857 году была запрещена в день премьеры. Впервые пьесу поставили в 1863 году практически одновременно, с разницей в две недели, в Александринском театре в Петербурге и в Малом в Москве. В 1923 году на сцене Театра революции Островского ставит Всеволод Мейерхольд. Как писали критики: «современно, то есть обличительно, с использованием эксцентрических приёмов и укрупнением социальных мотивов». В 1967 году за постановку «Доходного места» в Московском театре сатиры взялся Марк Захаров. Жадова играл Андрей Миронов, Юлиньку — Татьяна Егорова. Спектакль имел ошеломительный успех и принёс известность молодому Захарову, но через несколько представлений его, как и в царское время, запретили. В 2003 году «Доходное место» ставит театр «Сатирикон» (режиссёр Константин Райкин). По мотивам пьесы снято два художественных фильма: «Вакансия» (1981, режиссёр Маргарита Микаэлян) и «Взятки гладки» (2008, режиссёр Игорь Масленников). о го и о го Z ф IS о: «РЯД 19» Режиссёр: Александр Бабаев Жанр: триллер В ролях: Светлана Иванова, Вольфганг Черни «ВЕЧНЫЕ» Режиссёр: Хлоя Чжао Жанр: фантастика, фэнтези, боевик В ролях: Джемма Чан, Ричард Мэдден о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz