Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
22 ЛИПЕЦК G АКЦЕНТОМ ПЕРВЫЙ НОМЕР №40 (313) 19 октября 2020 года ЗВЕЗДА ДАВИДА НАД ЛИПЕЦКОМ Ровно 20 лет назад у липецких евреев появились сразу две организации. Одни создали «Религиозную организацию современного (прогрессивного) иудаизма», другие объединились на почве ортодоксального иудаизма в общину «Лехаим»*. Гамарджоба, Бунэ сеара, Ас-саляму алейкум, здравствуйте. Приветствия и пожелания всего самого доброго в Липецке можно услышать на русском, грузинском, чеченском, молдавском, узбекском и других языках. На сегодняшний день в нашем городе проживают представители более чем десяти национальностей. За долгие годы судьбь! этих людей тесно переплелись с судьбой областного центра. «Первый номер» открывает рубрику «Липецк с акцентом», где мы будем рассказывать о ярчайших представителях диаспор, вносящих свой вклад в развитие нашей общей малой родины. I !b вреи живут в Липецке с шестиде сятых годов XIX века, и их всегда было сравнительно немного. По переписи 1910 года община насчитывала всего 111 человек. В 1979-м их было 833. По данным последней переписи, евреями назвались около 400 липчан, $ » Известные и влиятельные Самым почитаемым евреем советско го Липецка был Исай Белкин — дед столь же знаменитого Льва Белкина, который открыл первую в Липецке торговую сеть продуктовых магазинов. Исай Белкин был директором магазина «Ткани» на Студёновской улице. В Липецке его це нили за честность: он никогда не прятал товар в подсобке и ничего не продавал с чёрного хода, а если чего-то не хватало, доставал на базе в Москве и звонил поку пателю, чтобы тот приезжал за товаром. О таком отношении к покупателям рас сказывает и Мирон Мордухович. «Когда в 1955 году я прибыл в Липецк и мне по требовался костюм, вся родня восклик нула: «К Белкину!» — пишет он. — Мы приехали на Студёновскую. Белкин спро сил у меня: «Вы откуда, молодой чело век? Что вы ищете?» «Во-первых, я из Риги, — сказал я, — во-вторых, мне ну жен костюм, в-третьих, мне сказали, что если нужен костюм, то нужно обращаться к Белкину». «Правильно вам сказали!» — говорит Белкин. И, действительно, че рез неделю он вьщал нам костюм, какой можно было купить только в Риге». Тогда, в середине 50-х, немало евре ев работало на ключевых должностях в органах власти. Начальником плановой комиссии облисполкома был Григорий ч Зимин. Управлением капитального стро- 1 ительства командовал Ефим Плоткин. Местной промышленностью руководил I Давид Крейзман. Даже начальником цен- I тральной базы хранения и утилизации В боеприпасов «Казинка» (Липецк-29), | которая подчиняется Главному ракет- г но-артиллерийскому управлению Мин- I обороны, был еврей полковник Зиновий Завелевич, а его замом был тоже еврей Виктор Ленчик. Много евреев работало в медицине. Мирон Мордухович замеча ет, что ни разу не слышал, «чтобы еврей работал доменщиком на НЛМК». Меж тем с 1984 по 1993 год комбинат носил имя председателя КГБ и генсека Юрия уЧндропова, а дедом того по матери был московский ювелир Карл Францевич зале пьесу Михаила Водопьянова по кни- Флекенштейн. Ещё раньше среди липецких евреев было много актёров. Они работали в кур зале, который находился в Нижнем парке 1-^ ’ 6 -к» |f: vle.-i захоронения евреев здесь появились не раньше i860 года. Пишут, что это были ремесленники и врачи, работавшие на Липецком курорте. Еврейское кладбище было отделено от православного, или, лучше сказать, от нееврейского, камен ной стеной, Так положено по иудейским законам. Как рассказывает Лилия Лабок, родители её отца были чистокровными евреями. Дедушка работал фармацевтом, а бабушка — детским зубным врачом, В 1957-м, когда бабушка умерла, её по хоронили на кладбище у Евдокиевского собора, — Дедушка похоронил её по еврейскому обычаю. Помню, женщины сшили ей саван, а в днище гроба сделали проём, чтобы она прикасалась спиной к голой земле — еврей из земли вышел и в землю должен уйти, А когда в шестьдесят восьмом умер дедуш- , • ка мы уже не смогли похоронить его на ев рейском кладбище. К тому времени погост закрыли. Хотя на православной половине ещё продолжали хоронить партийных ра ботников и героев. * Nil 1 ^-■^1 ^л*' ■**1 d.'l'.™ , . - A.; 9 r; s'.: -I ;i -*Lf* . .. . -/j гч- V? J •** I X ■•LV ВЫ ’ L J |£ .'З.у l )(<- 1 r 2. IT- » 7 > L* * iL I" «E^S' и считался городским театром. У Лилии Лабок, известной липецким журнали стам как неутомимая путешественница, отец был постановщиком и ставил в кур- ге «Мечта пилота». Многие из липецких евреев никогда не порывали связи со своей культурой и верой. Профессор ЛГТУ Лев Хоруц пре- ; Т1 bV. Бедствия погоста Краевед Александр Клоков рассказы вает, что одно время Евдокиевское клад бище собирались снести, но его удалось отстоять. В 2017 году спикер областного парламента Павел Путилин с подачи тех же краеведов предложил присвоить пого сту статус городской достопримечатель ности. Последние годы еврейское кладби ще много раз подвергалось нашествию вандалов. Они разбивали и валили над гробья, писали на них оскорбительные слова. Православная половина кладбища страдала не меньше. Краеведы жалуются, что кто-то украл надгробье с могилы Ва лентина Плеханова — основоположника русского марксизма. С лица земли стёр ли могилу бывшего городского головы и почётного гражданина Липецка Петра Бланка. С некоторых пор еврейская об щина собирается восстановить кладбище. Раввин Липецкой области планировал за няться этим вопросом в начале лета, но вмешалась пандемия. Председателю ре гиональной организации прогрессивного иудаизма Ольге Черных, которая каждый год за десять дней до песаха (еврейской пасхи) проводит на кладбище субботни ки, пообещала деньги вышестоящая ор ганизация. Но, тоже из-за коронавируса, проект реконструкции кладбища пока за казывать не стали. ■T подавал марксизм-ленинизм и для своих читал захватывающие лекции по Торе, а полковник Завелевич в совершенстве знал идиш. Еврейское кладбище Все горожане что-нибудь да слышали про еврейское кладбище около Евдокиев- ской церкви на площади Героев. Первые Долгожданная синагога Евреи прожили в Липецке 150 лет, и у них всё это время не было своей сина гоги, Она появилась только в начале деся тых годов XXI века. Раввином назначили американца Стифела Шмуэля, который до этого каждый год работал вожатым в детских лагерях, где отдыхали еврей ские ребятишки из России, и успел послу жить раввином в Австралии. В Липецк его пригласил главный раввин России. '3a жизнь Текст: Виктор Унрау Фото: Павел Покидов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz