Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

22 ЛИПЕЦК G АКЦЕНТОМ ПЕРВЫЙ НОМЕР №40 (313) 19 октября 2020 года ЗВЕЗДА ДАВИДА НАД ЛИПЕЦКОМ Ровно 20 лет назад у липецких евреев появились сразу две организации. Одни создали «Религиозную организацию современного (прогрессивного) иудаизма», другие объединились на почве ортодоксального иудаизма в общину «Лехаим»*. Гамарджоба, Бунэ сеара, Ас-саляму алейкум, здравствуйте. Приветствия и пожелания всего самого доброго в Липецке можно услышать на русском, грузинском, чеченском, молдавском, узбекском и других языках. На сегодняшний день в нашем городе проживают представители более чем десяти национальностей. За долгие годы судьбь! этих людей тесно переплелись с судьбой областного центра. «Первый номер» открывает рубрику «Липецк с акцентом», где мы будем рассказывать о ярчайших представителях диаспор, вносящих свой вклад в развитие нашей общей малой родины. I !b вреи живут в Липецке с шестиде ­ сятых годов XIX века, и их всегда было сравнительно немного. По переписи 1910 года община насчитывала всего 111 человек. В 1979-м их было 833. По данным последней переписи, евреями назвались около 400 липчан, $ » Известные и влиятельные Самым почитаемым евреем советско ­ го Липецка был Исай Белкин — дед столь же знаменитого Льва Белкина, который открыл первую в Липецке торговую сеть продуктовых магазинов. Исай Белкин был директором магазина «Ткани» на Студёновской улице. В Липецке его це ­ нили за честность: он никогда не прятал товар в подсобке и ничего не продавал с чёрного хода, а если чего-то не хватало, доставал на базе в Москве и звонил поку ­ пателю, чтобы тот приезжал за товаром. О таком отношении к покупателям рас ­ сказывает и Мирон Мордухович. «Когда в 1955 году я прибыл в Липецк и мне по ­ требовался костюм, вся родня восклик ­ нула: «К Белкину!» — пишет он. — Мы приехали на Студёновскую. Белкин спро ­ сил у меня: «Вы откуда, молодой чело ­ век? Что вы ищете?» «Во-первых, я из Риги, — сказал я, — во-вторых, мне ну ­ жен костюм, в-третьих, мне сказали, что если нужен костюм, то нужно обращаться к Белкину». «Правильно вам сказали!» — говорит Белкин. И, действительно, че ­ рез неделю он вьщал нам костюм, какой можно было купить только в Риге». Тогда, в середине 50-х, немало евре ­ ев работало на ключевых должностях в органах власти. Начальником плановой комиссии облисполкома был Григорий ч Зимин. Управлением капитального стро- 1 ительства командовал Ефим Плоткин. Местной промышленностью руководил I Давид Крейзман. Даже начальником цен- I тральной базы хранения и утилизации В боеприпасов «Казинка» (Липецк-29), | которая подчиняется Главному ракет- г но-артиллерийскому управлению Мин- I обороны, был еврей полковник Зиновий Завелевич, а его замом был тоже еврей Виктор Ленчик. Много евреев работало в медицине. Мирон Мордухович замеча ­ ет, что ни разу не слышал, «чтобы еврей работал доменщиком на НЛМК». Меж тем с 1984 по 1993 год комбинат носил имя председателя КГБ и генсека Юрия уЧндропова, а дедом того по матери был московский ювелир Карл Францевич зале пьесу Михаила Водопьянова по кни- Флекенштейн. Ещё раньше среди липецких евреев было много актёров. Они работали в кур ­ зале, который находился в Нижнем парке 1-^ ’ 6 -к» |f: vle.-i захоронения евреев здесь появились не раньше i860 года. Пишут, что это были ремесленники и врачи, работавшие на Липецком курорте. Еврейское кладбище было отделено от православного, или, лучше сказать, от нееврейского, камен ­ ной стеной, Так положено по иудейским законам. Как рассказывает Лилия Лабок, родители её отца были чистокровными евреями. Дедушка работал фармацевтом, а бабушка — детским зубным врачом, В 1957-м, когда бабушка умерла, её по ­ хоронили на кладбище у Евдокиевского собора, — Дедушка похоронил её по еврейскому обычаю. Помню, женщины сшили ей саван, а в днище гроба сделали проём, чтобы она прикасалась спиной к голой земле — еврей из земли вышел и в землю должен уйти, А когда в шестьдесят восьмом умер дедуш- , • ка мы уже не смогли похоронить его на ев ­ рейском кладбище. К тому времени погост закрыли. Хотя на православной половине ещё продолжали хоронить партийных ра ­ ботников и героев. * Nil 1 ^-■^1 ^л*' ■**1 d.'l'.™ , . - A.; 9 r; s'.: -I ;i -*Lf* . .. . -/j гч- V? J •** I X ■•LV ВЫ ’ L J |£ .'З.у l )(<- 1 r 2. IT- » 7 > L* * iL I" «E^S' и считался городским театром. У Лилии Лабок, известной липецким журнали ­ стам как неутомимая путешественница, отец был постановщиком и ставил в кур- ге «Мечта пилота». Многие из липецких евреев никогда не порывали связи со своей культурой и верой. Профессор ЛГТУ Лев Хоруц пре- ; Т1 bV. Бедствия погоста Краевед Александр Клоков рассказы ­ вает, что одно время Евдокиевское клад ­ бище собирались снести, но его удалось отстоять. В 2017 году спикер областного парламента Павел Путилин с подачи тех же краеведов предложил присвоить пого ­ сту статус городской достопримечатель ­ ности. Последние годы еврейское кладби ­ ще много раз подвергалось нашествию вандалов. Они разбивали и валили над ­ гробья, писали на них оскорбительные слова. Православная половина кладбища страдала не меньше. Краеведы жалуются, что кто-то украл надгробье с могилы Ва ­ лентина Плеханова — основоположника русского марксизма. С лица земли стёр ­ ли могилу бывшего городского головы и почётного гражданина Липецка Петра Бланка. С некоторых пор еврейская об ­ щина собирается восстановить кладбище. Раввин Липецкой области планировал за ­ няться этим вопросом в начале лета, но вмешалась пандемия. Председателю ре ­ гиональной организации прогрессивного иудаизма Ольге Черных, которая каждый год за десять дней до песаха (еврейской пасхи) проводит на кладбище субботни ­ ки, пообещала деньги вышестоящая ор ­ ганизация. Но, тоже из-за коронавируса, проект реконструкции кладбища пока за ­ казывать не стали. ■T подавал марксизм-ленинизм и для своих читал захватывающие лекции по Торе, а полковник Завелевич в совершенстве знал идиш. Еврейское кладбище Все горожане что-нибудь да слышали про еврейское кладбище около Евдокиев- ской церкви на площади Героев. Первые Долгожданная синагога Евреи прожили в Липецке 150 лет, и у них всё это время не было своей сина ­ гоги, Она появилась только в начале деся ­ тых годов XXI века. Раввином назначили американца Стифела Шмуэля, который до этого каждый год работал вожатым в детских лагерях, где отдыхали еврей ­ ские ребятишки из России, и успел послу ­ жить раввином в Австралии. В Липецк его пригласил главный раввин России. '3a жизнь Текст: Виктор Унрау Фото: Павел Покидов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz