Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
4 мой ГОРОД ПЕРВЫЙ НОМЕР №38 СП) 5 октябре 2020 года ч*/ ЭКСПЕРИМЕНТ в действии ш кольцую форму отменяют, за- даттия тта дом не дадут, оценки ставить не будут. Эта новость из Лигтецка недавтто попала в тотт федераль- ттых лент. Что ттредставляет собой курс на демократизацию, взятый руководством восьми литтецких школ? «Первый номер» ттоттытался выяснить, ттобьтвав тта уроках в школе №2. Машинное обучение: Аеев««ни < IT т. ± Г ill наградят похвальными листами. Если безотметочная система себя оправдает, её применят и в старшем звене. Хотя пока не ясно, как детям, привыкшим учиться без отметок, сдавать в g классе ОГЭ, а в н-м — ЕГЭ. В 4-м проше — на ВПР оценивают только уровень освоения программы. Запустить ежа под череп Вторая школа — одна из старейших в городе. Как случилось, что она стала пи- J онером революционных преобразований? , Виной всему нацпроект «Новая школа». " Его суть — повысить интерес школьников | к учёбе и поднять качество образования. *' В декабре директор второй липецкой Оль га Шишкина прошла курс обучения по раз витию личностного потенциала от благо творительного фонда «Вклад в будущее». — Нам «запустили ежа под череп», — И смеётся Ольга Сергеевна. — Это люби- И мое выражение одного из руководителей курсов, доктора психологических наук и профессора Московского городского пед- университета Витольда Левина. Мы перео ценили школьную действительность. Но вовведения позволяют детям быть более самостоятельными, учат их делать пра вильный выбор. Иа глобальные перемены мы решились, чтобы повысить мотивацию к обучению. Российские педагоги бьюг лре- BOiy: мотивация падает. Искусственный интеллект (ИИ) -= I За и против I По т'рубым прикидкам, в дискуссиях I тто этой теме в соцсетях на десять нега- I тивпых отзывов лишь один положитель- I ттый. I «Отметки хоть как-то дисциттлини- I рутот!»; «с таким ттодходом детей совсем I отучат учиться!»; «ттадеюсь, что останутся I ещё школы, которые не ттод держат эксттери- I мент!»; «всем поняттто, что в предложенной I системе образования ттроцент детей, кото- I рые смогут усвотпъ школьную ттрот"рамму, I атизится мттотократно. Легализовать безде- I лие и летть в школе — силыю! » I «Лично я против оцетток. Но необхо- I димость исттравить плохую отметку — пока едиттственное, что заставляет сьпта «шевелить батонами», самодисциттли- тты и вттутреттней мотивации пока нет. Вот если найти решение, то тогда луч- 1 ше без оцетток»; «я очетть ттадеялась на j то, что будут ттридерживаться модели, как в большинстве стран Европы»; «на конец-то ттоявятся нормальные классы в Липецке! Огорчает закостенелость и С'тереотиттттос'т'ь мышдтеттия друт'их ро дителей. Оцеттки тте мотивирутот!» — Чтобы понять, ттлохо это или хо рошо, ттадо ттробовать, Шишкина. — Мы убеждетты: если удаст- поздороеадтась ся заставить школьттика итпересоваться ттртедмет'Ом, а тте отметками, если разбу дить ет'О ттрироднуто жажду ттозттаттия, результат' ттревзойдёт все ожидаттия. Ведь сутцест'вующая система отметок ттесовер- шенна. По сути, сейчас «работатот » лишь четыре отметки, от' двойки до ттятёрки. ,1' Г учёба, всё и учитедтям. На ттервом ттдтане ociaiTbTToe ттотом. — Возможно, нас к этому ттодтолкнуло и дистатщиоштое о^четтие, — делится Оль га Шишкина. — Мы ттонядти: одежда долж на бьпъ удобттой. Дадтеко не вся школьная форма ттошита из качестветптьтх т каней и тто удобттым лекалам. То брюки залосттились, то стрелки ттомялись, то ттиджак мешает' ттодттятъ руку у доски. Сейчас дети ходят' в том, в чём им комфорттто, и сами несут от- ветст'ветиюстъ за свой выбор. Школа без отметок Smart casual Сложно сказать, что мы ожидали уви деть, переступая порог второй липецкой: смесь ст илей и расцветок, ттёстрые гавайки, ко;тенки старшеклассттиц в дырках джитт- сов? Пришлось разочароваться: вттешний вид учеников тте си;тьтто отличался от ттри- вьтчттотх) «светлый верх, тёмный ттиз». У не которьтх девочек блузки были тте однотон- ттьтми, а в тдветочек, тто ме;ткий. Некоторые ма;тьчики бьт;ти в голубьтх и даже iq)eMO- вьтх сорочках, но неярких. Среди старше- классттиков сгороттников «модттото лука» бьт;то больше. Верхом креативности стаути ттоски в шахматттую клетку и кроссовки тта Ести за отметту формы было абсолют- нлатформе, ттрибавляютцие ттару размеров ное бо/тьшинст во, то с учёбой без отметок ттоте десятиклассттика Андрея. Но даже эти суттермодттые детали одежды бьтли выдер- жатты в т амме «белый-чёрттый». Воттрос, отметтять ;ти в шксуте форму, вы- ттести тта тхуюсование. За отметту высказа лись 85% детей и 70% родителей. Речь тте о TTOJTHOCTbTO свободной одежде. Предтто- лат'ается smart casual, то есть «ттарядтто-тто- всЕдневньтй» ст'иль. Джинсьт носить можтто, тто тёмттьтх растдветок. В атортивном костю ме на уроки ттедтьзя. В кроссовках, джемттере, ттеярких футболках — можтто. Smart casual ввели для ВСЕХ классов. Но абсолтотттое боль шинство из 830 учеников второй /титтецкой ходят в строгой одежде. Носит ь бедтые ру башки и тадтсгуки им тте заттрещатот. — Мы тто этому гтоводу вообще тте замо рачиваемся, — улыбается десятикласс ница Полина, водя по монитору план шета пальцем с изящным зелёным маникюром. скучидтись тто шкодте, тто одттокласатикам и без урюков на дом всё оказалось с точно- сгью до наоборот. Родители не представ;1я- ли, как не поощрять чад за пятёрки и не ругать за двойки. Против была и большая часть педагогов. Сперва безотмегочное обучение хоте ли ввесг'и во всех вторых, третьих и пятых классах. Ост ановились на двух вторых. Все го в параллели их три. Трет ий, контроль ный, учится как раньше. Решили: лучший критерий истины — сама жизнь. Во втором «Б» шёл обычный урок. Но руки ребята поднимали не как обычно, а вдвоём, сложив ладошку с соседской. «Дети работают в парах, так они ноказыва- Сидя па карантине, со- а уверена Ольга ПИЙ, и прилежания, и поведения. по- тот, что задаттие выттодтнено», — объясттила учитель Наталья Жулева. — Здравствуйте! с учениками директор школы. — Ребята, ттокажите, какое "j вас сейчас ттастроеттие? Нз лежатцих тта ттартах разттоцветттых квадратиков большиттство учеттиков выбра ли и ттодняли жёлтые. Нескодтько ребят' — эелёттые. Те, тто улыбкам которьтх и так было заметно: у ттих всё в тторядке. Важнейшая Причём в одной соедиттятот оценку и зна- роль в эксттерименте отводится эмотдио- ттальному С0С1ОЯТТИЮ ребёттка. Овладеват'ь зттаттиями нужтто на ттозитиве. — Мы создаём ситуации уатеха, — делилась методикой учительница. Чтобы каждого школьттика за что-то тто- хвадтить. Далеко тте у всех рюдителей тто- лучаетсл ттоитттересоваться: что нового в шкодте узттал? Чему тторадовадтся? Что формы, без отметок». Отта тебя огорчило? Ддтя нас, учителей, это доттолттительттая нагрузка. Но работат'ь с детьми, у которых хорошее ттастроеттие, безусловно, ттрият'ттее. К миттимуму сведут' и выттодтнеттие до- матштих заданий. Тут всё строго индивиду- альтто. Есть дети, кот орые и в школе усвоят' всё тта от'личтто. Другим обязатедтьно ттадо материал дома ттовт орит ь. В котще года усттеваемост'ь оценят фор мулировкой «освоидти ттрограмму». Тех, кто учился «от'дтичтто» и «ттревосходно», НОВАЯ ШКОЛА Участниками проекта «Новая школа», наряду со школой № 2, стали липецкие общеобразовательные учреждения № 7,10,12,31,47,62 и 64. По словам руководства этих школ, необходимостьдемократических перемен назрела, шаги в этом направлении уже делали. Ориентир — личностный рост Личттост'но-развивадощая образоватедть- ттая среда. Так теперь ттазьтвают' обучение и воатитаттие во второй тддкодде. Суть ттов- шест'в — не в формальттьтх ттризнаках «без в ттреобразо- вании самого ттодхода к шкодтьной дея- тед1ьности. Один из шест'ьтх классов будет' учит ься тто ттерсонализироваттттой модели образоваттия. Эта ттрот рамма уже рабо тает в 97-й гимттазии Ельца, в дтиттецких гимназии № Д2, шкодтах № 20 и 5д. Каж дый учеттик в ттроцессе обучеттия сравни вается не с одттокласатиками, а тодтько сам с собой. Во второй школе ттризттадотся: отти сами ттемттот'О растерятты. Не ожидадти, что втте- дрение ттового вызовет' такой итттерес Тут' увереньт в одном: делать выводы ттосле ме сяца обучения ратто. А в деттартаметгге обра зоваттия Лигтецка изучают' сттрос на ттовуто систему обучет т ия . Техст Марина Карасик Фото: Сергей Паршин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz