Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 5 октября 2020 года №38 (311) мой ГОРОД 3 Светлана Бедрова: УЧИТЕЛЬ - ЗТО ЧЕЛОВЕК, НА КОТОРОГО f ХОЧЕТСЯ РАВНЯТЬСЯ лизирует ребёнка. Она помогает ему найти себя, своё место в коллективе и обществе. Да, наверное, знания получить дистанци онно можно, но получить социальный опыт нельзя. г н акануне Дня учителя «Первый но мер» встретился с председателем департамента образования Ли пецка Светланой Бедровой и попрюсил её рассказать о школьных новостройках, об учителях и о том, чем сегодня живёт пе дагогическое сообщество города, с какими проблемами сталкивается и как их решает. — В 2020-м в Липецке строились сразу и ясли, и детсады, и школы. Какие ещё объекты нужны городскому образованию? — Действительно, год богат на новые учреждения образования. Очень скоро по явятся три новых детских сад а и школа. Ещё одна школа на подходе. Оградно заметить, что у нас, по прогнозам до 2024 года, дет ское население ^дет прибывать по 1,5 тыся чи человек в год. Поэтому нам нужны ещё школы: на 1200-1500 мест в мик1Ю[)айоне Звёздный, необходимы они и в Елецком, и в Университетском микрорайонах. Нужен центр допобразования. Очень сложно с кор рекционными школами. Они у нас, к сожа лению, переполнены. — В последнее время в стране, и Липецк не исключение, тренд на профильные учреждения. Какие школы появятся вслед за инженерной и полилингвальной? — У нас есть инженерная школа, по- лилингвальная только строится. Это та самая школа, которую в декабре должны сдать в Европейском. Там кроме обще образовательных классов будут и классы для детей, которые хотят изучать раз личные языки. Сейчас мы формируем учительский коллектив. К нам приходят и носители языка, готовые вести какие-то курсы. Есть специалисты, которые будут преподавать литературу на английском языке. В микрорайоне Звёздный плани руем сделать школу военно-спортивного направления. Здесь появятся классы, свя занные с авиацией, инженерно-конструк торской деятельностью, технологиями. !?га работа будет проводиться с непосред ственным участием Липецкого авиацен тра, международного аэропорта Липецк и клуба ДОСААФ. — Чтобы ребёнок хорошо сдал ЕГЭ и поступил в вуз на бюджет, родители нанимают репетиторов. Школы не справляются с этой задачей или, как говорит ваш московский коллега Исаак Калина, репетиторы только помогают ученику собрать урожай, выращенный школой? — Я полностью согласна с Калиной! Если у ученика нет хорошей базы, нет зна ний, полученных в школе, если он не умеет ставить цель и достигать её, чему тоже учат в школе, никакой репетитор ему не помо жет. Дополнительно занимаются для того, чтобы поступить в топовый вуз, для чего нужно очень глубокое знание предмета. Бе^словно, не во вгох случаях и не всег да родители нанимают репетитора, чтобы подстраховаться. Но я знаю, что многие дети поступают в престижные вузы и без репетиторов. — Буквально на днях 67 классов в 32 школах из-за ОРВИ ушли на дистанционное обучение. Как вы оцениваете весенний опыт дистанта и степень готовности перейти к онлайн-урокам сегодня? — Весной мы буквально за одну-две не дели были вынуждены просто поломать всё, что было до этого, и перейти на новые рельсы. И то, как учителя справились с этой задачей, говорит об их высоком профессио нальном уровне. Конечно, были шерохова тости. Но я считаю, что плюсов было боль ше, чем минусов. Перед нами открылись возможности дистанционного обучения. Эго значит, что мы сможем учить дистан ционно больных детей и детей, которые по ряду других причин не могут ходить в шко- лу. Если раньше мы только теоретически предполагали, что это возможно, то теперь знаем, как и па каких платформах это де лать практически. — Во многих регионах отмечалась низкая цифровая грамотность учителей, как с этим дела в Липецке? — Вот это как раз одна из тех проблем, с которой мы столкнулись весной при мас совом переходе на дисганционку. Действи тельно, цифровая грамотность среди учите лей, если говорить в целом, пока не очень высока. Не буду скрывать, что хоть у нас и много учителей, которые хорошо владе ют цифровыми технологиями, многие дети в этом отношении гораздо продвинутей не которых педагогов. — Дистант показал, что знания можно получать и без посещения школы. Как вы думаете, не потеряют ли актуальности со временем образовательные учреждения? — Я уверена, что нет. Безусловно, зна ния можно получать, не посещая школу. Но школа — это не только место, где дают зна ния. Это мощная структура, которая социа- — Сегодня много пишут о том, что выпускники вузов, мягко говоря, неохотно идут работать в школу... — Это так. К сожалению, профессия учителя сегодня малопресгижна, и ребят, которые и/^ в пед^ы по зо^ сердца, очень мало. Мы ежегодно сталкиваемся с нехваткой учителей, притом что у нас свой огромный педагогический вуз. Традицион но не хватает учителей начальных классов, математики, информатики и физики, :Эго очень большая проблема для города. Сей час мы выдаём выпускникам школ целевые направления на те специальности, которые нам нужны, в надежде, что после окон чания вуза ребята придут к нам работать. Кроме того, у нас уже кгорой год работает педкласс. Мы рассчитываем, что это тоже позволит привлечь ребят в учительскую профессию. Конечно, молодёжь к нам при ходит, происходит омоложение кадров, но не так быстро, как хотелось бы. — Сколько сегодня платят школьному учителю и от чего зависит эта сумма? — Средняя зарплата учителя порядка 29-30 тысяч рублей. Это по состоянию на август, до того, как классным руководите лям стали выплачивать дополнительно по 5 тысяч рублей. Есть учителя, которые получают больше, есть зависит от нагрузки и от того, сколько у педагога дополнительных обязанно стей. меньше. Все — Какими качествами, по-вашему, должен обладать современный учитель? — Я думаю, теми же, которыми он обладал всегда, — классическими. Когда родители приводят ребёнка в школу, они хотят, чтобы его учил честный и само отверженный человек, человек, который будет примером не только для ребёнка, но где-то и для них самих. профессия — Что самое сложное в профессии учителя? — Наверное, самое сложное то, что ты отдаёшь. Отдаёшь много. Рассчиты ваешь получить взамен моральное удов летворение, но эти ожидания не всегда оправдываются. Учитель с отсроченным результатом. Порой ре зультата нужно ждать годы, а иногда де сятилетия. Я сама с этим однажды стол кнулась. У меня был ученик, в которого я вложила много сил, но всегда думала, что всё было как вода в песок. И только через двадцать лет после выпуска он мне сказал, что вспоминает меня и думает, что я была для него тем учителем, на ко торого хочется равняться. Текст: Виктор Унрау Фото: Павел Покидов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz