Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

22 КРАЕВЕДЧЕСКИЕ БАЙКИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №30(303) 10 августа 2020 года ч*/ ЛИПЕЦК авиационный - № № ‘ л • 1 sss .#3 • ■ Т1|й ■ ,1 ■■ I П#Ж » - н , JIB '61 |д1 3 д 1 п I ш ... > I ш в доме № 15 в Военном городке в 1940 году жил проходящий лётные курсы в Липецке Василий Сталин 12 ав1"усга — День Военно-воздуш- и Быхановым садом. Под мастерские ных сил - в Липецке больше авиационных частей использовали поме ­ чем государственный празд ­ ник. Эго ещё одна возможность ваюмнить гороическую, а местами и •1'рагическую историю нашего города. Именно в малень ­ ком уездном городке начиналось покоре ­ ние неба. Сохранившиеся здания яркие свидетельства. «Первый номер» вместе с Госдирекцией кулы'урнО1"О наследия Ли ­ пецкой облает приглашает на небольшую экскурсию. щепия KOMiuiCKca «винной монополии». Этот объект' - двухэ'1'ажная пост'ройка па улице Игнатьева — сохра11и;1ся до наших дней. — 31'0 здание возве;1и ещё в начале XX века в качестве цеха или склада «винной монополии», — рассказал краевед Сергей Ковалев. Начиная с эскадры воздуш ­ ных кораблей «Илья Муромец» и до кон ­ ца 1940-х в нём размещались мастерские для ремонта самолётов и авиадвигателей. В iianavie 1950-х нриш роили второй этаж, и более 6о лет здание использовалось как Квартира Сталина Военный городок, 15, — таков липец ­ кий адрес сына вождя Василия Сталина. Известны и более точные координаты — первый нод ьезд, кварт ира №1. Именно сюда в 1940 ТОДУ прибыл на восьмимесяч ­ ные курсы 19-легний лейтенант. Вот' как «Моран-Ж». Но об этом вспоминал ветеран авиацентра Павел Шумков: « — Ну, Павел Михайлович, скоро у тебя Взлёт разрешён История липецкой авиации начинает ­ ся с нашего земляка Николая Сгавровича учебный корпус авиацент ра. Сакова. 6 мая 1912 года он совершил пер ­ вый полёт' на аэроплане «Денердюссен» в имении матери Александровка, которое располагалось в 70 км от Липецка. Летом 1916-го Николай убедя! отца организоват ь авиастроительное предпри ­ ятие «Липецкие аэропланные мастер ­ ские». До 1918 года производство выну- ст'яю пять аэропланов революция и последующие событ ия осга- ЦОВЯ1И работу. К сожалению, ни от' име ­ ния Сакова, ни ог предприятия до наших будет' ещё один ученик. Да ещё какой! дней ничего не сохраняюсь. — Мне лишних не надо, — спокойно Зато наличие в нашем городе авиа- отвечаю, ционного производства впоследствии — И всё же... сыграло важную роль при выборе ново- — А кто он? — грешным делом, ноду- го [тасноложения «Эскадры воздушных мал, что кго-го нродвигаег призывника кораблей». 4 ноября 1918 года в Липецк офицерской семьи, прибыл первый воздушный корабль. Так начался следующий э тап развит ия липец ­ кой авиации, связанный с базированием в городе воздушных кораблей «Илья Му ­ ромец». Площадку под аэродром определи ­ ли рядом с железнодорожным вокзалом 1® |! =1Вж зГЯ .' ‘ •I ■А' Лётные мастерские, 1920-е I SLiiii I IBi г и iii Bi йП >_ ЗЖЙ iil.iill I явью: я стал одним из преподавателей не I 1"руппы или класса слушателей, а одного I ученика». I Необычного курсанта поселили в трёх- I комнатной квартире, обставленной дубовой I мебелью. Квартира была в двух минутах I ходьбы от главного учебного корпуса (се- I годня здесь рааюложен тарнизонный Дом 8 офицеров). Командование старалось, чтобы слушатель остался незамеченным. По воаюминаниям инструкторов, Васи- 9 ЛИЙ учился хорошо и с интересом. Правда, как все, аттестацию не сдавал. Ведь Липец ­ кие высшие авиакурсы усовершенствования ВВС Красной армии предназначались для командиров эскадрилий. Сталин был все ­ го лишь выпускником Качинского лётного училища. Помимо основных дисциплин, в нашем городе Василий научился играть в бильярд В Доме Красной армии, бывшем реальном училище, ему даже уступали стол без оче ­ реди. В мае 1941-го засекреченный курсант уехал. Так же тихо и внезапно, как прибыл. Но адрес и дом навсегда вошли в историю города. "W11 1С 1944-го по 1955 год в доме NS 8 по улице Ушинского располагалась спецшкола ВВС №6. Таких в СССР^^Н было всего 20 * *1; <ж *к 9QP № — Сын Сталина, Василий... - Это меня не касается... — негром ­ ко от ветил я и вышел из кабинета. Меня ждали мои курсанты... По дороте невольно подумал: «Что за чушь?» Но через нескшижо дюи «чушь» cra/ia i92O.e^;^_,-y ' 8 Липецке, 1920-е Просто космос Кирпичное здание но улице Ушинского, 8 — единственный объект липецкой авиа ­ ции, который сегодня состоит на охране как памятник истории репюналыюго зна ­ чения. С 1944 года здесь размещалась уни ­ кальная авиационная школа Военно-воз ­ душных сил Крааюй армии. Чтобы оценить значение аюцшколы для Ст'раны, дост'аточно нескольких фактов: за 11 лег существования её окончили 1387 юношей, из них оксию 300, то есть практи ­ чески каждый шестой, — Герой Советского (Зоюза. Авиаторы вспоминали, что ipyiiiia в 2.5 человек могла состоять из одних Геро ­ ев. Среди учеников аюцшколы №6 — про ­ славленные лё1чики-космонавт'ы Влади ­ мир Александрович Шаталов и Анатсыий Васильевич Филинченко. Учиться в Липецке было престижно. Счита/юсь, что снеишко.ла давала нугёвку в большую авиацию. Сегодня чет ырёхэтажное здание исполь ­ зуется НОД TOpi'OBMe шющади. Че1'вёрт'ый агаж надстроили позже. Первоначально П-образное здание в сгиле конструюивиз- ма бьию т'рёхэтажным. — К сожалению, до наших дней сохра ­ няюсь не так много обьекгов липецкой авиации, сударапвенной дирекции культурного наследия Липецкой области Андрей Най ­ дёнов. — В своё время наши iijieninecnieiiiiM- ки не смогли но достоинст ву оцени ть ист о- рико-кулы'урную цетюстъ сохранившихся зданий. Только в последние годы появились серьёзные исследования, из которых выяс ­ няюсь, какой О1ромный вклад внесли ли ­ пецкие лё1'чики в совстскую и российскую авиацию. Теперь важно предпринять все усямя, чтобы сохранившиеся здания стали объектами кулы'урного наследия. рассказал руководитель Го- Текст: Мария Завалипина Фото: Павел Покидов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz