Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 29 июня 2020 года №24 (297) САМОПОЗНАНИЕ 23 Л 1 F? 3 IL У': поступайте как должно 27 июня в этом году стало Дггём гграздноваггия Всех Святьгх, в земле Рогоийской ггросиявших. Храм в честь В сех святтях бьиг заложегг в Лиггецке в 2002. году. Его ггастоятель — ггротоиерей В;гадимир Сель- цов. С ггим «Первый ггомер» ггродсигжаег' цикл интервью с лиггецкими свящеггггиками. — Отец Владимир, какой была ваша дорога к Богу? Вы росли в православной семье? — Даже в церковной. Часто вагомиггаю из детства, как бабушгеа ггегга гга клиросе в Покровском храме в Сухой Лубгге и ггас, ма;геньких, туда с собой брауга. Я заггрокидыва;г го лову и виде,г в вышине куггола божесгвеггггые лики серафи мов и херувимов. Потом, когда я вырос и ггошё;г в шко/гу, гговсюду ггасаждались коммуггисгаческая идеолог'ия и ате изм. Нам заггрещали ходить в церковь, гго ггри этом икоггы в семье всегда были. Божиим ггромысгом атустя ггесг<о;гько лет я оггять огсаза7гся в храме. Меггя туда сестра моей мамы, моггахиггя Иоасафа (Алексаггдра Ждаггова), ггриве,га. Огга часто бывауга в ггашей семье, где ггягеро детей, и ггомога- ла чем только могла. Мгге уже 30 было, в армии от'сгужил и рабогауг. Тётушка, жеггая, чтобы я воцерковтигся, дели- каттго гговела свою лиггию. Сггачала ггросго ггоггросгига гго- мочь в храме гго хозяйствеггной части: что-то ггочиггить, от'ремоггтировать. Да7гьше — больше: батюшке кадило гго- дать, гга клиросе ггосгоять. И вот' так, зггаете, ггоггемггожку, я в церковную жизггь и втяггулся. Тёгушгеа ггриг'угашала со- ггровождать её в ггоездках в Почаевсгсую, в Свято-Троицкую Серг'иег^ лавры — вроде бы как ггомочь гго её ггемощи. Но гга самом-то деле у тгеё был свой замысел, и огг сработал. — И тогда началось ваше осмысленное хождение в храм... — Да. В Покровском храме служил отец Иоаггп Скоггигг- цев. В то время огг бьгл уже сгареггьгсий, благообразггьгй, из древних таких отцов. Мгге интереаго бьиго с тгим обгцаться, слушать его рассказы. Итп ерееггоу ггих, в советские времетга, гголучалось: вроде бы всё ггод заггретом, а вместе с тем гггла активтгая духовггая жизггь. Меггя увлегсали эти рассказы. Приходя в сельсгсий храм, я и сам стал ггриобгцатьсл, схобегггго когда тгачагг алтарггичать. Потом ггачал ггосЕщать ггравосгавтгые гсурсъг в Вороггеже, этобьгли 1991-1992 годы. В 1993 году в Воронеже, в Покровском соборе, владыка MecjxD- дий (в то время — митрополит Воронежский и Липецкий. — Прим, рсд.) рукоположил меня во диакона, направил служить в Липецк, в Хрисгорождествепский кафедральный собор. Я служил там недолго, месяца два. И потом меня бла- тчхловили в Елец, в собор ВозиесЕния Господня. Я прсхлу- жил там OKO;io четырёх лет. — Как жена отнеслась к вашему выбору? — Семья жены — люди верующие. Для меня было очень сложно и тяжело ехать в Елец одному, семья в Липецке осталась. В Ельце не было условий. Старшая дочь к тому времени в школе училась. Мне выделили домик, в котором не было пи газа, ни воды. Такой вот подвижнический образ жизни. По какие отцы в Ьтьцебыли! От ец Василий Поваля- ев, отец Владимир Вылуск — маститые батюшки, от кото рых я в духовном титане и в искусстве боттхлужения очетть мттото чего взял. Конечтто, особый разговор — насгояте^ть отец Василий Роматтов: батюшка стротий, атраведливый и ттеобычайтто грамотттый в ;титуртии. Я мттогое ттер>еня;т ттего тто службе, так что, даже когда ттереехал из Ьтьца в Литтецк, в собор, мтте товорили, дескать, «тто-елетдки слу жите». — У вас есть духовник? — Я ттозттакомился со своим духовттьтм отцом давтто, тта- верттое, в Т985 году, когда ттриезжаут со своей тё"тушкой-мо- ттахиттей в Троице-Сертиеву лавру. Отец Оттуфрий, ттьше Блажеттттейший митроттолит' Киевский и всея Украиттьт, был тот'да в сане архиматщрита. Потом я к нему ттриезжа,т и в Почаевскую лавру, и в Чертювцьт, когда отт там служил. Каждый ТОД осеттьто я езжу в Троице-Сергиеву лавру, что бы увидеться со своим отцом духовттьтм, задать свои во- ттросьт. Когда я к ттему ттриезжаю, владьтка берёт меня с со- бото стужить. Поэтому я и с ттатриархом Алексием служтит, и с ттатриархом Киргитлом, благодаря своему духовному отцу. Думато, что его молитвами мы и держимся, я держусь. За ТОД ттакаттливаю воттросьт, аттализирую, что ттроисходит со мной ттеттонятттото, и кот'да уже ттриезжаю в лавру тта ис- ттоведь и для духовттой бесЕдьт, то атрашиваю: «Владьтко, как мтте ттостуттит ь?» Поддержка духовного от ца очетть важ- тта для меня. Сейчас, в тташе ттеттросгое время, без духовттого руководства тяжело ттрожитъ. Бывает, что в храме ко мне ттрихожатте ттодходят со стовами: «Батюшка, как хотел бы своето ттаставттика, духовттогоотцаттайти». Отвечаю: «Похо дите в церкви, сьездите в моттастыри, ттосмотрите тта батю шек, и Госттодь вам укажет; Как будет' ваше ве,теттие гер /пга к кому-то ттодойти и ттобеседоват'ь, чтобы вас в духовттые чада ттриняли, чтобы он был вашим руководителем духов ным по жизтти». Сложтто найти духовното отца такого, что бы ввериться ему во всём и ттолттосгью. — Сейчас время очень тяжёлое. Как сочетать молитву с той жизнью, которая нас окружает? — Однажды я советовался тто своим воттросам и как тта- ству окормлять, и владьтка слветшт так, что это заттомтти- лось: «Как ты хочешь, чтобы к тебе отттосились, так и ты отттосись к людям». Прямо из Еваттгелия сказал, но это было очетть уместтто. Поэтому я то же советую. Вообще-то, в Писании В(Х сказано, только ттадо слова эти ттриметтять, что самое трудное. Мы их ттрочитали, тто они у ттас как-то не остались в уме, мимо ттролетели. Вел когда задумаешься как следует над ттрочитанным, оно как раз и ттоможет. Поступи тто Писаттию, и это сработает. — В епархии вы возглавляете комиссию по социальному служению и благотворительности... — Да, вот уже ттесколько лет. У ттас гтри храме имеется свой гуманитарный склад, куда могут гтрийти тгуждающие- ся. Помотаем чем можем: одеждой, обувью, ттосгельными ттриттадлежностями, бьповой химией, ттродуктами и мате- риалыю тоже. Бывают разные случаи, иной раз к нам при ходят и люди, освободившиеся из мест лишеттия свободы, с разными ттуждами, в том числе чтобы ттомочь с доку ментами. Мы ведём картотеку всех, кто к нам обращается. Бывает, что человеку что-то нужтто (из одежды или что-то ещё), но в данттый момент этого ттет. Мы ттотом связываемся тто телефону и говорим, что вот теттерь ттоявилось. — Что делаете, когда попадаете в затруднительное положение, так называемый тупик? И что посоветуете другим в таких случаях? — В такой ситуации предпочитаю побыть один, чтобы не было советов со стороны, от которых голова забивается. Никаких сожалений и даже поддержки. В такое время так легче агравиться со своим состоянием, с мыслями. Одигг на один с собой я успокаивагось, ггриходит понимание, что всё — от Бога. Гостгодь поггускает что-то и для чего-то. И если даже ггроизошла ггеудача, то просто надо пересмо- тр>еть свою жизнь, бьпь может, я что-то не так делаю. Один на один с собой — это почти что с Богом. В такие момеггты и мьгели пачипагот гграви;гы1ые ггриходитъ. — Что считаете главной людской добродетелью и ставите превыше других? — Превыше всего, как и в Писании сказано, — любовь. Я часто говорю своей пастве: если пачипагот ссориться лгоди или педово/гьпьг своей жизнью, бмезггями, чем-то ещё, згга- чит, у вас пет любви. Была бы ;ггобовь, вы бы со всем этим справились. Пе обвиняли бы никого: мьг из-за этих болеем, нам что-1'О ггедодали, мьг-то сами хорошие, а вот из-за них... Надо ггосмотреть па себя со стороны, ведь все причины — вггассамих. Любовь и вера — эти две сюсгав/гяющие между собой гге- разделимы. Беги вера есть, то будет и любовь. Л если есть ;гюбовь, то будет' и вера. На этом гсрао'голыгом гсампе мы до;1Ж1гы созидать свою жизнь. Очень ;ггоблю слова, которые давгго ггрочитал в Аггосголе: «Всегда радуйтесь, пеггресгап- но молитесь, за всё благодарите». Во г что должно бытъ кре до в жизни каждого, гга что ггадо равняться. — Что скажете Богу на сугубом суде: на что потратили силы. волю, таланты? — О том, что я старался. Старался, как мог, иметь упобовь в себе и отдавать её людям. А уж как по/гучи- лось — Гоагодь мгге Судья. С ггриходом во Церковь моя жизггь стала более игггересной и пасыщепггой. Наверно, гены какие-то ггередались, я даже гге зггаю, гго это с;гуже- ние увлекло меня гга всю жизнь. Быть может', слишком высоко будет сказагго, гго все эти годы я чувствовал ггри- зваггие, что-то изггутри во мгге взыва^го, и я ггоггя;г: да, в Церкви моё место, моя стезя. Ведь сказагго: ггайди свою стезю, чем заггиматься, и оггравдай своей жизггью. Дер жаться ггадо эт ого и идти строг'О и т вёрдо. Я гге ггоггимаго людей, которые лгобят' отдьгхать. Я гго- пробовал, было, раз, в вьгходггой деггь. Посидел до обеда, а больше гге могу. Чувст вую, что ггадо чем-т о заггяться, и rroexajr в родггую церковь. Хотя и в отггуске ггаходился, гго всё же ггоехал — так туда и тянет. В отггуск ес;ги и уез- жаго, то гга ггеделю. Неско/гько дггей ггобьг;г, и уже ггадо обрат'гго. Вся жизнь моя — в храме. Текст: Татьяна Щеглова Фото: Геннадий Никитин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz