Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
8 ТЕМА НЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №05 (276) 27 января 2020 года час можно предположить, что это ^дет некий надпарламентский и тельственный орган — эдакий штаб ддя е СНОВА ВСЕХ ПЕРЕИГРАЛ Послание президента Федеральному Собранию увенчалось заявлением о конституционной реформе. Через час после выступления президента ушло в отставку правительство Дмитрия Медведева. Баланс сил, деркавшийся в разных конфигурациях с 2008 года, рухнул. Что может прийти ему на смену? Какой станет Россия после предложенной Владимиром Путиным конституционной реформы? Обозреватель «Первого номера» попытается ответить на эти ключевые вопросы. У7 стать туману и под шумок переучредить Россию в виде союзного государства с Бе лоруссией. Эпоха новых юбая ситуация, в которой точ ная последовательность, а глав ное, истинный смысл ходов и движений известны лишь узкому кругу посвящённых (если вообще не одному че ловеку), всегда создаёт состояние неопре- ПОЛИТИКОВ делённоста и порождает бесконечность интерпретаций. У многих комментато ров возникает соблазн представить себя людьми, которые, как никто, оказались способны разгадать предложенную об ществу «шифровку». Потому диапазон вать с временами брежневского застоя, трактовок послания в экспертных кру гах варьируется от желания реализовать в России казахский сценарий транзита власти, когда президент оставляет долж ность, но продолжает сохранять сильное при первом же ветерке, то чего можно закулисное влияние, до попыток напу- Ещё с конца 2011 года, когда Влади мир Путин и Дмитрий Медведев уведо мили общество об обратной рокировке, в прогрессивной печати будущую конфи гурацию власти в России стали сравни- Опасность такого рода сравнений была очевидна. Если уж оригинальная вер сия настолько одряхлила политическую систему СССР, что та с грохотом рухнула было ожидать от исторической копии. Предложенный Владимиром Пути ным проект конституционной реформы свидетельствует: Кремль прекрасно по нимает все риски застойного сценария выработки стратегических решений. Из и активно старается его избежать до на- хорошо известных нам сгупления полной эрозии. Перераспределение между ветвями власти и ужесточение требований к людям, претендующим на высокие государственные посты (вплоть до запрета иметь виды на жительство за границей) — недвусмысленная заявка на основательную перетасовку элит, Сейчас уже очевидно: многие люди, которые годами ассоциировались с целыми пла стами на тектонической карте влиятель ности, совсем скоро начнут отходить от дел, И на первые роли, пусть и под при смотром на первых порах, выйдет новая генерация политиков и управленцев, ко торой предстоит существовать уже в но вой политической реальности. полномочий Рассредоточить власть в публицистической среде после оглашения послания сложился стран ный консенсус относительно ослабления президентской власти, к которому якобы должно привести принятие поправок. Не факт. Да, президент лишится некото рой свободы манёвра при формировании до него (при всём к ним уважении) за- правительства, зато по-прежнему может нимали Иван Рыбкин и Борис Грызлов, надправи- исторических примеров в качестве аналогии напраши вается советский ЦК. Роль «политбюро» в таком случае сыграет Совет безопасности, В общем, создаётся впечатление, что власть в России в течение некоторого времени будет рассредоточена по разным сундучкам, связанным между собой еди ной иерархией. нацио- Отец нации Ещё до активного запуска операции «транзит- 2024» было ясно нальный лидер с 2о-летним стажем не отправится выращивать в огороде капу сту, как римский император Диоклетиан, или рекламировать пиццу, как Михаил Горбачёв. Человек, извлёкший из «ель цинской Конституции» побольше самого Ельцина, не может так просто выпасть из системы управления. Тогда в каком каче стве он предстанет? Вряд ли это будет должность спи кера Госдумы или председателя Сове та Федерации. Не тот масштаб и не те полномочия. Владимира Путана очень трудно представить в кресле, которое Оставаться в должности президента — не позволяет Конституция. Снова уходить в премьеры — нет резона. Остаётся толь ко должность председателя Госсовета, которая в меняющейся системе коорди нат, скорее всего, будет заключать в себе спокойно снять с должности премьер-ми нистра. В ведении главы государства останется и назначение министров-сило виков, традиционно считающихся в Рос сии «равнее» других, и инициирование отрешения от должностей судей Консти туционного и Верховного судов. Правда, функции одновременно верховного арби- в обоих случаях придётся взаимодейство вать с Советом Федерации. Но кто сказал, что это взаимодействие не может быть гладким? Власти у президента по-преж нему будет достаточно. Тем более, за ним сохранится право формировать (но не возглавлять) Госсо вет, который, согласно предложенным поправкам, будет обеспечивать согла сованное функционирование и взаимо действие органов госвласти, определять основные направления внутренней и внешней политики и приоритетные направления социально-экономического развития. Точный функционал Госсовета, равно как и конкретный характер его взаимо отношений с президентом, правитель ством, Госдумой и Советом Федерации ещё предстоит определить отдельным федеральным законом. Но уже сей- тра и отца нации. При условии правиль но выстроенных отношений с Совбезом и правильном подборе преемника это позволит Владимиру Путину сохранить в своих руках серьёзные как формальные, так и неформальные рычаги власти. Текст: Эдуард Клюев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz