Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

8 ТЕМА НЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №05 (276) 27 января 2020 года час можно предположить, что это ^дет некий надпарламентский и тельственный орган — эдакий штаб ддя е СНОВА ВСЕХ ПЕРЕИГРАЛ Послание президента Федеральному Собранию увенчалось заявлением о конституционной реформе. Через час после выступления президента ушло в отставку правительство Дмитрия Медведева. Баланс сил, деркавшийся в разных конфигурациях с 2008 года, рухнул. Что может прийти ему на смену? Какой станет Россия после предложенной Владимиром Путиным конституционной реформы? Обозреватель «Первого номера» попытается ответить на эти ключевые вопросы. У7 стать туману и под шумок переучредить Россию в виде союзного государства с Бе ­ лоруссией. Эпоха новых юбая ситуация, в которой точ ­ ная последовательность, а глав ­ ное, истинный смысл ходов и движений известны лишь узкому кругу посвящённых (если вообще не одному че ­ ловеку), всегда создаёт состояние неопре- ПОЛИТИКОВ делённоста и порождает бесконечность интерпретаций. У многих комментато ­ ров возникает соблазн представить себя людьми, которые, как никто, оказались способны разгадать предложенную об ­ ществу «шифровку». Потому диапазон вать с временами брежневского застоя, трактовок послания в экспертных кру ­ гах варьируется от желания реализовать в России казахский сценарий транзита власти, когда президент оставляет долж ­ ность, но продолжает сохранять сильное при первом же ветерке, то чего можно закулисное влияние, до попыток напу- Ещё с конца 2011 года, когда Влади ­ мир Путин и Дмитрий Медведев уведо ­ мили общество об обратной рокировке, в прогрессивной печати будущую конфи ­ гурацию власти в России стали сравни- Опасность такого рода сравнений была очевидна. Если уж оригинальная вер ­ сия настолько одряхлила политическую систему СССР, что та с грохотом рухнула было ожидать от исторической копии. Предложенный Владимиром Пути ­ ным проект конституционной реформы свидетельствует: Кремль прекрасно по ­ нимает все риски застойного сценария выработки стратегических решений. Из и активно старается его избежать до на- хорошо известных нам сгупления полной эрозии. Перераспределение между ветвями власти и ужесточение требований к людям, претендующим на высокие государственные посты (вплоть до запрета иметь виды на жительство за границей) — недвусмысленная заявка на основательную перетасовку элит, Сейчас уже очевидно: многие люди, которые годами ассоциировались с целыми пла ­ стами на тектонической карте влиятель ­ ности, совсем скоро начнут отходить от дел, И на первые роли, пусть и под при ­ смотром на первых порах, выйдет новая генерация политиков и управленцев, ко ­ торой предстоит существовать уже в но ­ вой политической реальности. полномочий Рассредоточить власть в публицистической среде после оглашения послания сложился стран ­ ный консенсус относительно ослабления президентской власти, к которому якобы должно привести принятие поправок. Не факт. Да, президент лишится некото ­ рой свободы манёвра при формировании до него (при всём к ним уважении) за- правительства, зато по-прежнему может нимали Иван Рыбкин и Борис Грызлов, надправи- исторических примеров в качестве аналогии напраши ­ вается советский ЦК. Роль «политбюро» в таком случае сыграет Совет безопасности, В общем, создаётся впечатление, что власть в России в течение некоторого времени будет рассредоточена по разным сундучкам, связанным между собой еди ­ ной иерархией. нацио- Отец нации Ещё до активного запуска операции «транзит- 2024» было ясно нальный лидер с 2о-летним стажем не отправится выращивать в огороде капу ­ сту, как римский император Диоклетиан, или рекламировать пиццу, как Михаил Горбачёв. Человек, извлёкший из «ель ­ цинской Конституции» побольше самого Ельцина, не может так просто выпасть из системы управления. Тогда в каком каче ­ стве он предстанет? Вряд ли это будет должность спи ­ кера Госдумы или председателя Сове ­ та Федерации. Не тот масштаб и не те полномочия. Владимира Путана очень трудно представить в кресле, которое Оставаться в должности президента — не позволяет Конституция. Снова уходить в премьеры — нет резона. Остаётся толь ­ ко должность председателя Госсовета, которая в меняющейся системе коорди ­ нат, скорее всего, будет заключать в себе спокойно снять с должности премьер-ми ­ нистра. В ведении главы государства останется и назначение министров-сило ­ виков, традиционно считающихся в Рос ­ сии «равнее» других, и инициирование отрешения от должностей судей Консти ­ туционного и Верховного судов. Правда, функции одновременно верховного арби- в обоих случаях придётся взаимодейство ­ вать с Советом Федерации. Но кто сказал, что это взаимодействие не может быть гладким? Власти у президента по-преж ­ нему будет достаточно. Тем более, за ним сохранится право формировать (но не возглавлять) Госсо ­ вет, который, согласно предложенным поправкам, будет обеспечивать согла ­ сованное функционирование и взаимо ­ действие органов госвласти, определять основные направления внутренней и внешней политики и приоритетные направления социально-экономического развития. Точный функционал Госсовета, равно как и конкретный характер его взаимо ­ отношений с президентом, правитель ­ ством, Госдумой и Советом Федерации ещё предстоит определить отдельным федеральным законом. Но уже сей- тра и отца нации. При условии правиль ­ но выстроенных отношений с Совбезом и правильном подборе преемника это позволит Владимиру Путину сохранить в своих руках серьёзные как формальные, так и неформальные рычаги власти. Текст: Эдуард Клюев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz