Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 25 мая 2020 года № 19 (292) САМОПОЗНАНИЕ 27 у ГОСПОДА ВСЕ ПРОСТО В наше излишне динамичное время, в гонке за потреблением, мы теряем многие истинные ценности, о которых тоо-ует душа, и сами себя загоняем в тупик. Тем более важны беседы людей, стяжавших духовное видение, в которых в свете простоты и смирения предстают немногословные уроки их жизни, отвечающие на важные наши вопросы. «Первый номер» продолжает цикл интервью с духовенством Липецкой митрополии. в этом номере собеседником стал настоятель храма в честь великомученика Димитрия Солунского села Урицкое Тербунского района, протоиерей Василий Хрипунов. — Отец Василий, как получилось, что вы выбрали духовную стезю, и на каких традициях зиждется ваш священнический стержень? — Родители мои самые обычные. Отец, Иван Дмитрие вич, шофёром работал, мама, Анна Ивановна, домохозяйка. Мы жили почти в 50 км от Воронежа, в селе Пчельники. Храма в то время не было даже в районе, самый близкий — в Воронеже. Я возрастал, окончил среднюю школу в селе. Пошёл на производство, в Су-3 треста «Промсгрой» уче ником электрика. А с 65-го по 68-й год в армии служил. Вернувшись, поступил в техникум на вечернее отделение в Липецке. Когда работал на «Центролите» электриком высшего разряда и жил неподалёку в рабочем посёлке, ко мне один человек подошёл из верующих: «Василий, — ска зал, — сходи в храм, причастись, в грехах покайся». Вот так он сказал, а я и понятия не имел, что это значит... Он пред ложил, а я и послушался, к тому времени мне было 33 года. Причастился и потом начал ходить по выходным и чаще, в свободное от работы время. В Липецке тогда было два храма: Преображенский в районе Центрального рынка и на улице Арктической, Хрисгорождесгвенский. — Почему же решили в семинарию поступать? — Вокруг меня были люди верующие, они посоветова ли: «Василий, псхттупай учиться в духовную семинарию». Ну, думаю, если мне так говорят, то и пойду. Мне стало очень интересно, что там есть, в этом духовном заведении. Приехал я за духовным советом к батюшке отцу Иоанну Скопинцеву, который в те годы служил в селе Калиновка Становлянского района, он ныне почил о Господе, я к нему и раньше в храм ездил. А потом довелось мне встретиться со схиархимандритом Макарием (Болотовым). И я спросил: «Батюшка, в какую мне семинарию посттупать?» Он отве чает: «В Одесскую иди». Ну, я собрал документы, которые нужно, — у меня в то время как раз был отпуск по работе — 11 и поехал экзамены сдавать в Одессу. Был 1980. Я, правда, плохо читал по-славянски, думал, что меня не примут. Но меня утешили: «Успокойтесь и не волнуйтесь, здесь разные есть абитуриенты. Приёмная комиссия решит, за числять или нет». К тому времени мне было 34 года, а по условиям семинарии поступать можно до 35 лет. И, видно, в приёмной комиссии рассудили: «Если сейчас не примем, потом уже по годам не подойдёт». Меня зачислили. После окончания семинарии мне дали предписание ехать в Воро нежско-Липецкую епархию (существовала до 2003 года. — Приль р^.У Направили в Вознесенский храм села Бурдино Тербунского района — это мой первый приход — К тому времени, как приехали в Бурдино, вы уже женились? — Да. Сначала женился, а потом уже рукоположение было. Мы с будущей женой в Одессе познакомились. Су пруга, Анна Георгиевна, родом из Молдавии, из верующей семьи. Брат у неё священник, и отец на клиросе пел. Доч ка родилась в 1984 году, Ангелина. Сынок — в 1987-м. Имя у него необычное — Мартирий. Родился в день памяти трёх святых Мартириев, так и решили назвать. Сын диаконом служит в Воронежской епархии. — За время служения кто был для вас примером священнической жизни? Кого назовёте своим учителем? — Отца Иоанна Скопинцева, который в Калиновке слу жил, тогда, по первости, я с ним часто советовался. Отца Владимира Баязова из Преображенского >фама Липецка и также отца Власия, в схиме Макария (Болотова), которого я при его жизни застал и немного знал. Прежнее духовен ство более степенное было. У молодых сейчас привычка: по быстрее отслужил и уехал... (Зудить, конечно, не можем, но у них как-то всё получается намного стремительнее. Рань ше весь смысл жизни бьи — подготовка к службе и слу жение, и чтобы служба шла дольше и благопристойней: больше собрать людей, чтобы исповедать, больше причас тить — это было смыслом жизни, и вот от этого была ра дость и праздник. А сейчас у молодёжи как буд то появились другие «главные дела». Хотя в то время всё, что касалось Церкви, было, как бы это правильнее сказать, «сжато», «за жато», но, мне думается, что было подуховнее. Сейчас всё открыто, но какое-то расслабление есть в людях. Это, прав да наблюдается и во времени в целом. Казалось бы, сейчас много людей в храм приходят, а вот выйдут — и сразу ка кие-то разговоры личные начинаются, суды-переогды, сво бодное поведение. Наверное, это так повсеместно, к гожале- нию. Мир изменился. — И мы меняемся, семейные ценности оскудевают... — Вццимо, влияет на человека то, что его окружает. Мир влияет, соблазны. Для молодёжи — развлечения все возможные: клубы, танцы и дискотеки, этот образ жизни негативно действует на их ум. Сейчас в людях нет сосредо точенности, начиная с самого малого возраста. Взять наше детство — оно было совсем другое, с иным настроем. Ойчас система школьного образования такая, что детей просто мучают. Раньше в первом клаож писали палочки и крючоч ки, а сейчас надо, чтобы ребёнок приходил туда готовым писать и читать. Система подавляет, дети становятся заби тыми. Раньше мы хоть и шалили, но придерживались правил. Отец ремнём даст или по спине, если за столом сидишь и засмеёшься... Была строгость. А сейчас, кажется, детям многое разрешают, но при этом «разбивают» их личность и психику. — Как восстанавливали храм, в котором сейчас служите? — Сёло Урицкое, где я служу, раньше называлось Царёво, но в революцию переименовали. Я стал настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского с 2001 года. Сёйчас в Урицком молельный дом есть, восстановили старую коло кольню и уже служим в ней. Бог нам помогает. Крупного у нас нет благотворителя, чтоб деньги давал, но с помощью населения, с пенсиё, потихоньку собираем. Иной раз не ждёшь, а кто-то заедет и хоть немножко на строительство даст, Появляется эта копейка, и выходим из трудного по ложения. Воскресной школы у нас нет. Я в сельскую хожу к ученикам, беседую с ними, рассказываю о Боге, о Церкви, о жизни. Стараюсь заложить в них щзавильную основу — рассказать о появлении мира, людей. Вселенной, о причи нах зла. — Батюшка, что вы делаете, если жизненная ситуация заводит в тупик или «загоняет в угол», как поступаете? — До такой степени сильно у меня никогда и не было. Случались, конечно, [зазные жизненные накладки и обстоя тельства, и по служению, но тяжести [разрешались с Божьей помощью. Господь Бог нам всем помогает, выводит из по ложения... Были примеры, которые хорошо запомнились. Я учился в Духовной академии в (Сергиевом Посаде. Не успел подготовиться к одному из экзаменов, а на сессию ехать надо. Захожу в аудиторию, преподаватель строгий. И вдруг что получается? Вызывают экзаменатора к телефо ну. Вместо него пришёл другой. И при этом, новом, экзамен я сдал... Таких примеров в жизни каждого, если пригля деться, немало. Просто надо научиться замечать, как Бог помогает, выводит из всевозможных трудных обстановок. Думаешь уже, что безвыходное положение... Смотришь, а всё вдруг по-другому развернулось. Господь всё управил. — Батюшка, какую добродетель в окружающей и церковной жизни вы считаете главной? — Благие дела. Сейчас можно делать много доброго: вокруг нас малоимущие и нищие, люди, у которых вообще нет средств на жизнь. Материальная помощь — это тоже хо рошо. Если просит человек, значит, надо ему что-то дать, вывести его из тяжёлого вынужденного состояния. Наста вить духовно, смотря кому что нужно... Есть один знакомый тракторист: пашет, всем в селе угоиодает, безотказный чело век, но вот как запьёт — это всё. Однажды вижу: женщина ведёт его под руки, но не в силах довести до дома метров 300-500. Пришлось вызывать машину, просить отвезти до мой. Пьянка губит, но мы не должны отказывать в милосер дии... Просто надо помогать людям, в чём их нужда есть. Чтобы над нами была милость Божия. Текст Татьяна Щеглова Фото: Геннадий Никитин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz