Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
20 УЛЬТУРНЫЙ код ПЕРВЫЙ НОМЕР №02 (275) 20 января 2020 года I, 1 V 1-0 ВЛАДИМИР КРАВЧЕНКО: «ВЫХОД НА ОДЕНУ Юлия Гелашвили литературный обозреватель Роман из жизни театра ото БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ» Есть книги, которым можно простить любые промахи в сюжете из-за невероятно харизматичных персонажей. Есть книги, где персонажи — часть гармоничного и атмосферного содержания. У Кэрри Гринберг и Нади Дрейк получилась отличная книга второго типа. «Талант Марионетки» — роман с элементами детектива и мистики о жизни необычного парижского театра. По сюжету юная провинциальная актриса Жюли приезжает в Париж по приглашению директора популярного театра «Семи муз». На его сцене ежевечерне сияют звёзды: Мадлен Ланжерар, Этьен Летурнье, Аделин Баррон, Марк Вернер. В мгновение ока девушка погружается в водоворот бесконечных репетиций, безудержного веселья в прокуренных кабаре, вечеринок ночь напролёт, любовных переживаний и загадочных смертей. Очень скоро Жюли понимает: стены театра хранят пугающие тайны. Похоже, что владелец театра — сам дьявол, обладающий невероятной властью над человеческими судьбами. Ведь как только кто-то из актёров пытается покинуть театр или пойти против воли хозяина — он погибает. Театр ломает артистов словно игрушки, тасует прим сцены, вырывает из сознания своих подопечных реальность — всё становится декорациями для какого-то инфернального спектакля. Никто из актёров не может позволить себе забыть о своей новой обретённой сущности — они рабы своей профессии. Настолько, что неспособны даже переступить порог здания. За такие моменты откровенной потусторонней мистики этой книге хочется поаплодировать. В романе подробно описывается душевное состояние героев и воссоздается окружающая обстановка, будь то модное кабаре или же запущенная съёмная квартира. Ловко подобранные авторами детали ярко изображают динамику парижской жизни, делая её главной героиней романа, вовлекая читателя в атмосферу кутежа душ. Вера, любовь и преданность, обман, предательство и коварство — всё есть в этой жутковатой истории. Что в ней реальность, а что — иллюзия, каждый решает для себя сам. Для меня книга стала некой метафорой о человеке и его таланте, размышлением, какова природа творчества и какие жертвы можно принести ради него. Единственное, что вызывает вопросы — концовка. Скупая, короткая сцена прозвучала довольно двусмысленно. Если это заявка авторов на продолжение, я с удовольствием дождусь его. Василий Тёркин, Карабас-Барабас и Баба-Яга — далеко не полный список ролей заслуженного артиста России и художественного руководителя театра драмы имени Толстого Владимира Кравченко. 9 января ему исполнилось 65 лет, 38 из которых он отдал липецкой сцене. О профессии актёра, русском театре и зрителе — в интервью «Первому номеру». — Владимир Александрович, «Первый номер» поздравляет вас с днем рождения. В юбилей обычно подводят итоги и на мечают новые цели. — Итогов не подвожу, их не будет. Есть стремление жить дальше и трудиться на благо театра. В планах — столетие театра 5 июня 2021 года Липецкому академическо му театру драмы имени Толстого исполня ется 100 лет. Вся наша работа будет посвя щена этой дате. С детства вжиться в роль — Владимир Александрович, почему вы выбрали театр, поступили в театраль ный вуз? — Яс детства на сцене. Ещё в школьных спектаклях так хорошо вживался в роль, что зрители мне верили. В десятом классе играл капитана вражеской армии, кото рый издевался над нашими разведчиками. Спектакль показали в колхозе. Он закон чился поздно. Всех школьников разобрали ночевать, а меня никто не берёт. Предсе датель колхоза так и сказал мне: «Володя! Искусство требует жертв», — и пригласил к себе. Утром в гриме японского капитана меня не признала родная сестра. И даже мама переспросила: «Вовчик, это ты?». Поэтому мой выбор профессии был осоз нанным. Сразу поступил в Воронежский институт искусств, где мне очень повезло с преподавателями, такими как Виолетта Владимировна Тополага. Именно она на учила меня тому, что «артистом можешь ты не быть, а человеком быть обязан» — и вот как раз человек должен соответство вать высокому званию артиста. Вуз очень много даёт. В том числе учит восприни мать похвалу и критику, ттропуская через ум и сердце. — Как вы оказались в Липецке? На сколько важно для артиста место, где он живет? — Присоли сюда к родителям жены. Я реишл зайти в наш театр и сразу попал к Владимиру Пахомову, после чего и остал ся здесь. Владимир Митойлович говорил так: «Артист должен приехать в город по- (луттить в театр и заказать место на кладби ще». Он убеждал так себя и всех остальных, ведь миграция актёров в 8о-е была боль шой, Мне поступало много предложений из других театров, Отыграли Тёркина в Во логде — получил приглашение в Ленсовет. Но я остался в Липецке. Тратить себя на 120 процентов — На кого из великих актёров вы рав няетесь? — Мне повезло работать с Артистами с большой буквы в нашем театре. Свет лана Павловна Погребняк — великая русская актриса. Как говорил о ней один критик: «Она играет даже не второй, а третий план», — это невероятно слож но. Она была очень трепетным человеком и мощной актрисой. Кира Александровна Шитова. И, конечно, мастодонт, великий артист — это Михаил Никифорович Собо лев. Я ходил на его спектакли ещё моло дым артистом и не мог оторвать от него глаз даже тогда, когда он пять минут молча стоял к зрительному залу спиной, глядя в окно. Я видел, какой в это время шёл мощный внутренний монолог. На всех фестивалях, куда мы ездили со спек таклями, о нём говорили как о великом русском артисте. Необходимо обладать мощной энергетикой, чтобы зрителю из всего спектакля запомнился всего лишь один эпизод, который играешь ты. На стоящий артист тратит себя на сцене на 120%. — Как быть с тем, что многие совре менные актёры совмещают службу в те атре с работой ведущими на мероприя тиях? — Эго СОВСЕМ другая профессия. Если ты ведущий — ты уже хозяин сцены. Я по нимаю, жизнь нынче сложная и липецкие артисты, хотя и получают по меркам нашей культуры достойную заработную плату, на корпоративах могут заработать в разы боль ше. Но есть опасность: когда такой артист выходит на сцену — он хочет понравиться всем. Эго уже в подсознании, и сам актёр этого даже не замечает. Сцена проявляет всё, даже бытовые отношения. Вы гтредставляете, что такое сцена? Здесь можно как вылечить болезни, так и получить удар благодаря энергетике зри тельного зала. Ты обязан исполнить свою роль так, чтобы тебе не было ст ыдн о за свою игру. Никогда не забуду, как вышел на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz