Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

20 ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ ПЕРВЫЙ НОМЕР №16 (289) 6 мая 2020 года ПЕ-2 Перед Великой Отечественной остро встал вопрос создания абсолютно нового по боевому применению самолёта. Дело в том, что имеющиеся бомбардировщики только с малой вероятностью могли осуществлять бомбометание с больших высот. Требовался самолет-винтовка — прицелился и попал в десятку. Разработкой замялся авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков. К середине 1941 года, после заводских испытаний, самолёт начал поступать в действующие войска. Это самый массовый бомбардировщик советского производства. За войну выпущено 11 500 пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Лётчики называли его «Пешкой». Пе-2 применялся в роли бомбардировщика, разведчика и даже истребителя. Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба перспективного бомбардировщика, если бы 12 января 1942 года в авиакатастрофе не погиб его создатель Петляков. Экипаж самолёта состоял из трёх человек: лётчик, штурман и стрелок- радист. Из вооружения — пушка, два пулемёта и четыре подвески для бомб общим весом до 1 000 кг. Характеристики Пе-2 считались весьма высокими. По скорости он почти не уступал основному немецкому истребителю 1940 года МЕ-109Е. Немецкий бомбардировщик Ю-88 отличался от Пе-2 большими габаритами и весом, его бомбовая нагрузка достигала 3 000 кг, он превосходил Пе-2 в дальности, зато уступал ему в скорости, примерно на 80 км/час, и высоте полёта, также имел худшие показатели горизонтального и вертикального манёвров. Но у Пе-2 были и недостатки: подойдя к цели на высоте, пилот переводил машину под крутым углом к земле, входил в пике и бомбил. Для многих лётчиков было достаточно сложно выйти из пике, так как из- за перегрузок некоторые теряли сознание. Петляков укомплектовал машину дублирующим управлением от штурмана и добавил на самолёте выдвижные решётки для снижения скорости и облегчения выхода из пике. Но, к сожалению, в 1941-м лишь небольшое количество советских асов умели летать на Пе-2. Внедрить тактику бомбардировки с пикирования смог дважды Герой Советского Союза Иван Полбин. В ходе Сталинградской битвы появилась так называемая полбинская «вертушка», когда наклонное колесо из десятков пикировщиков, прикрывая удары, наносило точечные удары по немцам. Угол пикирования достигал 70 градусов. Поэтому самолет был сложной целью для зениток противника. На Курской дуге самолеты доказали свою высокую эффективность. Только за один день 16 июля 1943 года летчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса в составе 115 Пе-2 уничтожили 55 танков, 229 автомашин, 11 зенитных и три полевых орудия, 12 пулемётных и минометных точек, семь складов горючего и боеприпасов. Последний бомбовый удар Пе-2 нанесли 7 мая 1945 года по аэродрому в районе Берлина, не дав возможности немецким самолётам перелететь в Швецию. О воевавших на Пе-2 лётчиках в 1967 году снят фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». Текст; Сергей Рожманов ■ N* ____ /ялиаитн а,-^д5,в"с7«£г й ; Г' 4 а **v- KruViKeHCrt.*"**'* we KwwtjS!** r- » tAe < $ Штаб «летних лагерей » липецкого авиагарнизона Iti jr '■i: |5 г - 1 zensHTM u ‘ ^"т В 4 /ix'E 1 X' Ik. с ' 5 i'iiSi -4ж»1 1 Г 1 ■г1 МЕСТО ДИСЛОКАЦИИ В ГОДЫ ВОЙНЫ В Липецке было сформировано несколько военных подразделений: 591-й истребительный авиационный полк, 33 маршевых авиаполка, 491-й миномётный полк и 1-я танковая дивизия Катукова. н на аэродроме Липецк-1, который а базе 5-0Й учебной эскадрильи 12 октября 1941 года в Липецке был создан 591-й истребительный полк. Первая эскадрилья полка базирова ­ лась на аэродроме Липецк-2 «Венера». 2-я находился в районе Центрального рын ­ ка. з-я — на Сокольском аэродроме. При ­ фронтовой Липецк за короткий срок стал кузницей лётных кадров СССР. С июля 1941-го по июль 1942-го здесь были сфор ­ мированы 33 маршевых авиаполка. ЛИПЕЦК са, реконструировали аэродром в районе Венеры и возвели ангары, где размеща ­ лись юо самолётов. В 1938 году лётчики, прошедшие об ­ учение в Липецке, воевали в Испании. Курсант Вася Сталин Лётная история Липецка началась ещё в 1918 году, когда на базе тяжёлых са ­ молётов «Илья Муромец» была создана срок на пустыре возле Каменного Лога эскадрилья, которая в Гражданскую вое ­ вала против формирований Мамонтова. После ликвидации секретной немецкой школы в 1933 году в Липецке открыва ­ ют высшую лётно-тактическую школу. Сталин придавал большое значение тех ­ ническому оснащению Рабоче-Крестьян ­ ской Красной Армии (РККА). Поэтому Есть версия, что испанские лётчики ле- перед войной открывается ряд лётных, танковых, артиллерийских спецшкол. Но лётчики, как их называли в те годы, «со ­ колы Сталина», были особой слабостью вождя. Обеспечение пилотов было прио ­ ритетным. Для СССР строительство военного авиагородка в 1933-м было так же важно, как стройка Новолипецкого металлур ­ гического завода. Поэтому за короткий возвели пять трёхэтажных жилых домов для лётного состава и два учебных корпу- чились в Липецке. Некоторые умершие от ран похоронены на Преображенском кладбище. Правда, их могилы «Перво ­ му номеру» так и не удалось разыскать. В 1939 липецкие лётчики воевали против белофиннов. В сентябре 1940-го на базе школы открывают курсы усовершенствования командиров эскадрилий. В Липецке уже 150 самолётов всех типов фронтовой ави ­ ации. И это один из лучших учебных и научных авиацентров СССР. Первый и единственный курс выпустился за не- I Липецкий аэродром, 1933 г, ___ .«1 ’ 4 г/ — - - • -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz