Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 27 апреля 2020 года №15 (288) САМОПОЗНАНИЕ 31 мы САМИ СТРОИМ СЕБЕ ТУПИКИ f- Sr t=:: ill S1 y- После третьего курса рукоположили в священники. Служил в храмах Ленингра ­ да. В том числе четыре месяца в храме (Смо ­ ленской ИТОНЫ Божией Матери, где Ксения Блаженная, тогда она была ещё не канони ­ зирована. Сколько людей к ней ехало! Ты ­ сячи! Я до сих пор чувствую её благодатную помощь. Очень много молился Богу и про ­ сил её помощи. lii «Первый номер» продолжает знакомить читателей с дорогой к вере липецких священников. О своём пути к Богу рассказал благочинный Тербунского и Воловского районов, настоятель Троицкого храма села Тербуны, протоиерей Роман Максимчук. Он из большой православной семьи. Веру в его доме прививали с детства, но путь в Храм оказался тернистым. Служил на Украине. Потом переехал в Россию к детям. Служба на Украине После окончания дутовной цпсолы вер ­ нулся домой, на Украину, Владыко, покой ­ ный Варлаам, направил на первый приход, который тогда открывался, в село Дорого- буж. Храму было 10ОО лет. (Стены каменные, толщиной, наверное, метра полтора-два И вот я приехал на первую службу, на празд ­ ник «Введение во храм Божией Матери», помазал людей — смотрю, а сверху — поро ­ ша снег падает мне на голову. За три года мы храм отремонтировали, стену перело ­ жили, сусальным золотом покрыли иконо ­ стас. Притом что в селе было всего-навсего 250 дворов, даже колхоза своего не было, приписное села Владыка на всё посмотрел и, когда от ­ крывался кафедральный собор в Ровно, меня сразу в него определили. Потом пе ­ ревёл Владыка меня в Сарны, это районный центр, там 30 ооо населения. Я там ю лет был благочинным, 2g священников было под моим началом. говорила немецкая писательница Анна Зегерс: «Легко любить всё человечество, соседа сумей полюбить», Молитва сберегла Знак во время — у меня отец — фронтовик. Николай ВеНЧаНИЯ Иванович. Не дошёл шесть километров до Берлина, когда окончилась Великая Отече ­ ственная. Отец вспоминал, как в окопе мо ­ лился, перед боем, и во время боя призывал имя Божие. Однажды рядом мина взорва ­ лась, его всего присыпало землёй. Друзья его раскопали, и отец вернулся с войны даже не раненный. После войны отца избрали председате ­ лем колхоза. Но в связи с тем, что он кате ­ горически отказался вступить в партию, его сняли. Отец постоянно посещал храм, пел на клиросе, старался и мне посеять семена веры в Бога. Я сам по себе рос любопытным, мне всё нравилось, читал разные историче ­ ские книги, чтобы понять о бытии челове ­ ка, о развитии общества. Он мне что-то под ­ сказывал, но ответить на главные вопросы, которые я ему задавал, не мог. Наверное, в этом сказывалась большая разница в воз ­ расте и воспитании. Поэтому где-то глубоко у меня так и хранились семена, им посеян ­ ные, но в тот момент ещё не проросшие. Выбрал свою матушку. Условием было, что мы повенчаемся. Во время этого таин ­ ства произошло некое чудо, которое толь ­ ко потом нашло своё объяснение. Я неве ­ сте надел кольцо. Она взяла моё, а кольцо выпало и покатилось прямо к алтарю на центр храма и возле аналоя остановилось. Прошло совсем немного лет, я встретил человека, который стал говорить о вере, о Боге. Он привёл мне пример, когда чело ­ век умирает, поют псалом: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже Бледный домик, две охапки стареньких до- несть спасения. Изьщет дух его и возвра ­ тится в землю свою». В то время как раз умер Брежнев. И где его идеи? Умер Ген ­ сек — нет его идей. Пришёл Черненко, по ­ том Андропов. И где их ценности, никто уже не вспоминает. Значит, всё человече ­ ское — преходяще. Я начал искать: а где же то, главное? И вот так пришёл к вере в Бога, начал посещать храм, детей туда пик? Просить у Бога мудрости, чтобы этот приводить стал не только на Пасху. Начал жизнь свою так устраивать, чтобы посто ­ янно быть в храме. Переезд в Липецк — Мы с матушкой фактически к детям в Россию переехали. Кому мы там вдвоём на Украине нужны? Сьш посоветовал подойти к Б лалы ке Никону: «если благословит, оста ­ нетесь, а нет — поедете в Воронеж». С Вла- дытой Никоном поговорили, он мне сказал: «Поезжай служить в Тербуны». Когда я за ­ шёл за бумагами, мне прокомментировали: «Как? Вас, митрофорного протоиерея, по ­ сылают в Тербуны?» Будто в ссылку. Вот приехал я в этот район. Что увидел? выступать во славу Господа или, с теми же талантами, показывать разные безобразия. Что именно делать — каждьтй выбирает для себя сам. На сугубом суде — На каждом суде, даже человеческом, если тсго в нём когда-то участвовал, страш ­ но смотреть, когда в зал заходят люди в государственной форме и говорят: «Встать, суд идёт!» У человека имеется ад ­ вокат. Можно решение обжаловать. Можно просто терпеливо отсидеть этот срок и вый ­ ти потом на волю. На Божьем суде — другие правила Тут адвокат один: твой Ангел-хранитель, Как ты провёл свою жизнь, так и будет. Ангел-хра ­ нитель записывает и твоё покаяние, и твои слёзы, и твои хорошие дела. И вот когда душа встанет на суд Божий, то Ангелу-хра ­ нителю будет или не ^дет, что предъявить в оправдание за прожитую жизнь. Человек можег хлопотать каждый день: и дом построить, и машину купить, и даже дачу на Канарах соорудить. А ему там, на ­ верху, скажут: на что потрачены силы? Мы все исполняем волю Божию и долж ­ ны воплотить таланты, которые Он нам дал, с чем бы они ни были связаны, во славу Божию. Кто имеет дар пения — должен пе ­ нием Господа прославлять. Можно на сцене сок, ни подсвечника, ничего — голые стены. Начал служить первые службы. Стал орга ­ низовывать первые подсвечники, алюми ­ ниевые мисочки с песком на подоконниках, какое-то приспособление вроде аналоя, первые молебны. Потом пошло уже разви ­ тие прихода. Что делать, если человека загоняют в ту- Ленинградская семинария — В 1985 году решился поступать в ду ­ ховное заведение, в семинарию. Их тогда было всего три на весь (Советский Союз: Хотел стать военным — Яс детства любил порядок, дисци ­ плину, хотел стать военным, но меня от ­ говорили. Дескать, ты в армии послужи, а из армии придёшь — тогда и иди в воен ­ ное училище. И когда я в армии послужил и увидел отношения между офицерами в (Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге (Ле- и рядовым составом, то понял, что это не нинграде) и Одессе. Меня благословили моя стезя. Я таким никогда не смогу быть, в (Занкт-Петербург. У меня к тотиу времени Если стану, буду ещё хуже. Я отказался от уже было двое детей. Сын — ньше отец Вла- военной карьеры. Демобилизовался из ар- димир (ключарь Хрисгорождественского МИИ в 1977 году и решил, что нужно же ­ ниться. Иначе, если на это не решусь, моя жизнь может пойти не туда, куда следует. А так у меня будут семья, дети, я ^ду о них заботиться. Спустя два месяца после армии я женился. тупик «шестым чувством» прецутадать, а если не получится, чтобы Господь дал му ­ дрости выйти из него. Потому что все мы строим сами для себя разные «тупики» сво ­ ими необдуманными фразами, поступками. «Семейная» служба — Можно ли сказать, что моя жизнь интересная? Для меня моя жизнь — инте ­ ресная. Если бы снова пришлось начинать, я бы, наверное, пошёл теми же стопами, только с той разницей, что сразу после сред ­ ней школы — в духовную. Пришлось уже в зрелых годах прийти. Но когда Господь призывает, и в десятом часе, и в третьем, и в пятом нужно всегда идти к Боту. Когда я начал служить священником, мне хотелось, чтобы настало время, хотя О добродетелях бы несколько раз, сослужить «семейную» — Наверное, самая главная добро- службу. Чтобы с одной стороны сын стоял, с другой — зять, и внуки мои пономарята. То есть, чтобы была семья — Церковь Бо ­ жия, и все вместе служили Богу. Долго об этом мечтал. Но не зря говорят: если чело ­ век чего-то очень сильно захочет. Господь ему посылает. Так и случилось. (Злужба за ­ вещанная состоялась: стояли рядом сын и зять — священники, и внуки пономарили. (Зпасибо Господу за всё! детель — когда человек в каждом сво ­ ём ближнем видит творение Божие. Не помню, какой святой говорил, что для него не имеет значения — мужчина это или женщина, молодой человек или в преклонном возрасте, каждый раз он ви- Прим. ред.) — тогда дит, что перед ним творение Божие. И он с этим человеком разговаривает, ведёт собора в Липецке. шёл в первый класс. И я, сдавая экзамены в духовную семинарию, себе такую молит- беседу, как с Божией душой. Вот этот мой ву придумал: «Господи, если надо, чтобы первый встречный и есть мой ближний, я был священником, я посгуттлю, а если нет. Нужно каждый раз найти, чем можно тогда и не надо». послужить своему ближнему. Об этом же Теил: Татьяна Щеглова Фото: Геннадий Никитин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz