Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
20 КУЛЬТУРНЫЙ КОД ПЕРВЫЙ НОМЕР №141287) 20 апреле 2020 года А СП со Юлия Гелашвили литегигурный обозреватель Старая сказка с новым сюжетом Наверняка многие помнят сказку про Финиста - ясна сокола. Андрей Рубанов не стал осовременивать сюжет древнерусской истории. Наоборот, голоса героев его Финиста имеют старорусскую напевность. Фразы в разговорах, названия и описание деревень и городов: все это погружает нас в мифическую атмосферу славянских сказаний с лешими, оборотнями и русалками, манящим запахом волшебного леса, ревом Горына и хохотом мавок. Повествование идёт от лица трёх персонажей - глумилы, или скомороха, кожевника и разбойника. Три рассказчика, три разных голоса, три характера и судьбы. Но всех трёх героев объединяет девушка Марья. В разные периоды жизни, в разных ситуациях они с ней встречаются и пытаются завоевать её сердце. К сожалению для всех троих юношей, она фатально влюблена в птицечеловека Финиста из тайного города в небесах. Первая треть книги описывает знакомый нам сюжет сказки и является воспоминанием Ивана- глумилы. Здесь его детство, друзья, бубны, гульбища. Когда глумилу пригласили на праздник в соседний город, он не раздумывая поехал. Там Иван и знакомится с Марьей, которая отправляется на поиски своего возлюбленного Финиста. Во второй части мы встречаемся с другим рассказчиком, Иваном- кожедубом. Он воин и оружейный мастер. И здесь история отличается от знакомой нам детской сказки. Но в этой части книги больше древних чудес и остатков колдовства. В третьей части мы встречаемся с Иваном-разбойником. Он, как и Финист, птицечеловек. Иван доставляет Марью в небесный град — Вертоград, парящий город птиц, где живёт Финист. Содержание этой части книги является полностью авторской выдумкой. Красивая простая история, искусно вылепленный мир, полный небывалой глубины деталей и ярких открытий. Это одна из тех книг, которые не хочешь дочитывать, переворачивать последние страницы, уходить из чудесного нового мира. Когда читаешь книгу, ощущение, что сидишь рядом с рассказчиком, слушаешь интересную историю и видишь перед собой весь мифический сюжет. Старая сказка «Финист- ясный сокол» зазвучала другими голосами, наполнилась новыми красками. Борис Бужор; ДЛЯ ПИСАТЕЛЯ ГЛАВНОЕ оживить ГЕРОЯ «Первый номер» продолжает знакомить лигнан с липецкими писателями и их новинками в рубрике «Книжный Липецк». Оман липецкого писателя Бориса Бужора «ДК», вышедший в из дательстве «АСТ» в 2019-м, но минирован на несколько премий, в том числе на «Национальный бестселлер», В онлайн-магазине книга Бужора бьёт рекорды по популярности в жанре город ской прозы, хотя сам автор называет свой стиль магическим реализмом. Липецкий читатель знает этого авто ра как драматурга и режиссёра. По его пьесам ставят спектакли, которые со бирают аншлаги, например, «Мужской стриптиз». Написав пьесу об оставшихся без работы металлургах, через какое-то время автор и сам лишился заработка в театре — и создал свой новый театр «Компромисс». Пара-тройка постановок — и у Бужора готов отличный материал о театральной жизни города. Герои нашего времени Название я выразил многие — Изначально я был замечен изда тельством «Эксмо» с романом «Завлит» на Нацбесте в 2017 году. Мне предложили его переписать в соответствии с совре менными предпочтениями читателей, и тогда я решил написать новый, — рас сказывает Борис Бужор. сразу придумал, потому что на тот мо мент мой театр «Компромисс» базиро вался в ДК, да и сам роман написал бы стро, понадобилось меньше полугода. Это был один из самых приятных моментов в жизни — как раз «Компромисс» вышел с постановкой «Никому мы не нужны», это был мой режиссёрский дебют, а фак тура романа была взята из пережитого. Не стоит расценивать «ДК» как биогра фический роман темы гипертрофированно, хотя себя счи таю отчасти похожим на главного героя. Платон смелее меня, лучше меня, он го нится не за тщеславием, а за идеей. Мне хотелось бы быть на него похожим, для меня это — мой идеал, но самые его луч шие черты я придумал. Однако Платон — из другого времени, просто вынужден жить в нашем. А вот ге роем нашего времени я бы назвал полно стью выдуманный персонаж — его жену Елену Фейгус. Она сильная, талантливая. 1 ИЗДАНИЯ ПИСАТЕЛЯ Сборник рассказов «Без происшествий», первая книга Бориса Бужора, с небольшим тиражом в 200 экземпляров, разошёлся довольно быстро. Роман «ДК» вышел тиражом 4 000 экземпляров. Сейчас автор завершил работу над романом «Прощай, Италия! упёртая, умеет строить людей. Фейгус в какую-то метафизику. Я, например, не занимается драматургией, из спекта кля она делает шоу. Это и конъюнктура, и отчасти пошлость — однако за такими Поэтому пришлось переписывать 30 раз. людьми сейчас будущее. никак не мог придумать финал — герои сами запутались и в итоге запутали меня. Самодвижение образа — в первую очередь, когда ты начи наешь писать роман, главное — оживить героя. Если тебе это удалось, герои сами вытянут весь сюжет. Я, допустим, не знал объём романа, у меня была только его концепция. Когда на страницах рукопи си герои оживают, самому становится интересно за ними следить, они реально помогают тебе писать. Не знаю, в какой момент это происходит, особенно не верю Писать по-другому — Мой роман по манере написания от личается от предыдущей прозы. Я не могу сказать, что осознал, что раньше писал не правильно, а после определённых событий жизни вдруг понял, как надо. Воспользуюсь театральным языком: есть актёры с зажи мом, а есть — без. Вот когда актёр снимает зажим, он начинает играть по-другому, примеряет на себя многие роли, свободно чувствует себя на сцене, может перевопло щаться. Так и у меня в литературе — снача ла я писал, не зная своей индивидуальной Борис Бужор родился в 1985 году в Липецке. В 2002-м окончил школу №70. Поступил в Воронежский экономико-правовой институт, с 2007 по 2008-й служил во внутренних войсках. Учился в Липецком колледже искусств имени Игумнова на театральном факультете. С 2013 по 2016-й работал в Липецком драматическом театре руководителем литературно-драматической части. Признан лучшим прозаиком года по версии регионального литературного журнала «Петровский мост», за рассказ «День ВДВ». В 2015 году попал в лонг-лист независимой литературной премии «Дебют» в номинации «Малая проза» с рассказом «Левый берег». В 2017-м — в лонг-лист премии «Национальный бестселлер» с романом «Завлит». В 2020-м — в лонг-листе «Нацбеста» с романом «ДК». С 2017-го — один из основателей и художественный руководитель театра «Компромисс». В 2019 году выступил в роли сценариста и режиссёра полнометражного фильма «Левый берег».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz