Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

20 УЛЬТУРНЫЙ код ПЕРВЫЙ НОМЕР №01 (274) 13 января 2020 года i .т V Юлия Гелашвили литературный обозреватель Цените семью я купила книгу Розамунды Пилчер «В канун Рождества» летом, после десятка прочитанных положительных отзывов. Пробовала отложить её до новогодних каникул и не утерпела — рекомендую и вам. В романе переплетаются судьбы пяти главных героев, оказавшихся вместе в канун Рождества. Каждый одинок. У каждого за плечами груз проблем. Эльфрида обитает в крошечном домике после окончания неблестящей актерской карьеры. Оскар сломлен внезапно свалившимся на него горем. Сэм бежит от обеспеченной жизни в Нью-Йорке, оставляя за собой разрушенный брак и несбывшиеся мечты. Кэрри переживает тяжелое расставание, отнявшее у неё силы и радость жизни. Мама и бабушка Люси скандалят, кто из них останется с девочкой на Рождество — у них свои гламурные планы, а рано повзрослевшая Люси доверяет только дневнику и почти не верит в чудеса. В старинный дом в маленьком шотландском городке они прибывают по разным причинам и дружно готовятся к празднованию Рождества: украшают комнаты и ёлку, выбирают и упаковывают подарки, продумывают меню и закупают продукты, принимают гостей и наслаждаются приятной компанией. Автор так обрисовывает каждый персонаж, что в романе будто видишь давнего знакомого, живущего по соседству, ему сочувствуешь, понимаешь его. Я читала эту книгу и будто смотрела фильм.Оченьхочется пожить в такой атмосфере дружбы и взаимопомощи. Пилчер удалось уютное, лёгкое, местами грустное повествование, с вниманием к деталям и чувствам, с любовью к героям и со вдумчивым созерцанием окружающего мира. Хорошая история, из тех, что дарят надежду на лучшее. Когда все невзгоды, все разрушающие ветры, мороз и темнота остаются там, за порогом. И все проблемы разрешаются, если браться за них с друзьями. Помощь обязательно придёт к тем, уверяет автор, кто её заслуживает. Надо лишь ценить семейные узы, человеческую доброту и понимание, любить и заботиться о своих близких. 1-0 «Я ПИШУ для СОБЕСЕДНИКА» В Липецке прошла мировая музыкальная премьера — в Доме музыки прозвучало произведение московского композитора Леонида Гофмана. Его музыку исполняли в Венеции, Торонто, Вильнюсе, Гонконге, Колорадо Спрингс. Своё новое произведение «Ангелы Шагала» композитор доверил Липецкому симфоническому оркестру. «Первый номер» встретился с современным классиком. прошлом году липчане позна ­ комились с исполнительским мастерством альтиста Ильи Го ­ фмана, сына композитора, лауреата большого количества международных конкурсов и ученика Башмета. Леонид Гофман в нашем городе впервые. Ком ­ позитор известен поклонникам клас ­ сики как продолжатель новой венской школы, автор нескольких десятков пьес для симфонических оркестров, в том числе «Симфонических песен на сти ­ хи Пушкина», детских песен на сти ­ хи Юнны Мориц и музыки для театра и кино. — Леонид Давидович, «Ангелы Шагала» исполнены классическим составом оркестра с солирующей скрипкой, но прозвучали совершенно нестандартно. Что легло в основу вариаций? Посвящено ли произведение известному художнику? — Да, это действительно так. Через всё творчество Шагала проходят ангелы. У него есть библейский цикл. Я взял древне ­ еврейскую песню, которую поют при встре ­ че субботы, и создал многоголосую музыку. «Здравствуйте, ангелы мира» щение можно услышать в произведении. Ангел — посланник, созданный Всевышним для какой-то определённой миссии и не- это обра- сущий божественный свет. Художник — в своём роде тоже посланник, передающий послание мира. Липчане услышали это по ­ слание первыми. — Липецкие ценители музыки также оценили ваше сочинение «Fantasy and Freilechs» («Фантазии и радости»). В нём слышны фольклорные мотивы. — «Фантазии» я написал по просьбе скрипача и арт-директора фестиваля в Ве ­ неции. Он одессит, и попросил создать про ­ изведение, где бы выразилась душа его род ­ ного города. Премьера «Фантазий» была в Италии, потом её исполняли в разных городах Произведение носит фольклор ­ ный характер. Одесса — это сплав более 120 этносов, а национальность там одна — одесситы. Их не надо учить патриотиз ­ му. Я москвич, но люблю Одессу. Эго осо ­ бое семейное пространство. В городе свой специфический язык, свои традиции и культура. — В музыке вы консерватор или новатор? — Я пишу музыку как искусство, «art music». «Фантазии» — исключение, но тоже взгляд на фольклор из искусства. Эго взгляд художника. Я приверженец венской традиции, которая восходит к Баху. В каждом этносе есть свой фоль ­ клор, он, безусловно, прекрасен. Вместе с тем музыка как искусство носит надна ­ циональный характер. Во всём мире, если люди хотят приобщиться к музыке, они слушают классику — Моцарта, Бетховена, Вивальди, — и не важно, в какой стра ­ не ты родился. Новая венская школа — это Арнольд Шёнберг и Антон Веберн. Мой учитель Филипп Гершкович был их учеником, — В молодости вы какое-то время жили в Армении. Повлиял ли этот период жизни на ваше творчество? — В Армении я жил два года, учился музыке и изучал язык по приглашению Эдварда Мирзояна, замечательного ком ­ позитора и обаятельного человека. У меня есть музыка на древнеармянские тексты. Есть кантата на стихи Мандельштама «Армения»: «Ты розу Гафиза колышешь (Гафиз — иранский поэт. — Прим, ред.), И нянчишь зверушек-детей, Плечьми осьмигранными дышишь Мужицких бы ­ чачьих церквей», — Среди ваших сочинений есть оркестровка оперы композитора Всеволода Задерацкого по произведению Лопе де Вега «Валенсианская вдова», но она до сих пор не ставилась на сцене. Почему так получилось? — к сожалению, наши театры не про ­ являют интерес к произведению. Его ещё не ставили на сцене, не исполняли орке ­ стры, хотя я оркестровал оперу лет десять назад. Зго театральный водевиль, из кото ­ рого можно сделать потрясающее зрели ­ ще. Лично я композитора не знал, он умер в 1953 году, но я дружу с его сыном, Все ­ володом Всеволодовичем. Его отец был учителем цесаревича Алексея, служил в армии Деникина. Задерацкого аресто ­ вывали четыре раза. Дзержинский соб ­ ственноручно подписал приказ сохра ­ нить жизнь композитору. Задерацкий творил и в ГУЛАГе — написал 24 прелю ­ дии и фуги. Он был профессионалом вы ­ сочайшего уровня. — Как создаётся произведение? Есть ли у вас свой метод? — Всякое открытие приходит методом озарения. Природа творчества спонтан ­ на. Должна быть оригинальная мысль. Скажу словами Мандельштама: «Я пишу для собеседника». А собеседник может находиться в любой точке пространства и времени — это может быть не сегод ­ няшний день и даже не этот век. — Концертный зал во время премьеры был полон до отказа, но до сих пор большую часть зрителей составляет старшее поколение. Как, по вашему мнению, можно привлечь современную молодёжь? — Классика — тот язык, который по ­ нятен человеку любого уровня образова ­ ния и музыкальной подготовки. Конечно, музыкальная школа может много дать ребёнку для его личностного роста, даже если он не планирует стать музыкантом. Когда дети начинают играть классику, они входят в эту культуру. Мы же пре ­ подаём в школах литературу, хотя не все дети собираются стать писателями. Текст: Юлия Кобзева Фото: Сергей Паршин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz