Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
НАШИ ЛЮДИ 19 ПЕРВЫЙ НОМЕР 13 января 2020 года №01 (274) ХРАНИТЕЛЬ ч*/ ТРАДИЦИИ Липчане знают Владимира Юрьева как талантливою актёра. Театралы могли оценить его игру в премьерных спектаклях «Кентервильское привидение», «В день свадьбы». Но мало кто знает, что он еще и участник ансамбля «Воскресение». Уже много лет ведёт группу во ВКонтакте «Традиционная культура Липецкой области» и канал на Youtube «Фольклор Липецкой области». Артист и (^льклорист — в рубрике «Наши люди». радициоттно русские одежда, музыка, кулинария, обряды Юрьева. Отт своими руками изт'отови;! угапти, жа лейку, гтаст'уший рот". всё это сферы интересов Владимира « Волчьи» гусли Первым инструментом, который Владимир Юрьев сделал своими руками, были 1"усли. Они были нужны как реквизит для спектакля «Слово о полку Игореве», который в тетаральном институте ставили па древне русском языке. — Сейчас я бы, конечно, сделал их по-другому. Тогда я только начинал изучать, как изготавливать инстру менты. Информацию было т рудно найти, компьютеров не было. Мне попалась книга с чертежами. Выбрал фор му гуслей, которая мне понравилась, выреза;! деталь из фанеры, Струпы взял от пианино. Пот ом попя;! — струны надо другие, мат ериа;! другой, — признаётся мастер. Сейчас липецкий фольклорист' воссоздаёт стариштые инст рументы не только по чертежам из книг, по и по вос поминаниям старожилов ушпецких сёл. Он отлично раз бирается в «музыкальттой географии». Например, т'усли характерны для севера России. В Липетдсой об/тасги тта ттих играли т'олько в селе Во;тчье Добровского района. Забытые мелодии Традиционный инструмент для пашей области — жалейка. Дудочка из камыша пользовалась народной любовью до того, как стала популярна гармонь. Под её протяжный плачущий звук играли свадьбы, плясали на праздниках, пасли коров. В каждой мест'пости свои особенности изготовления жалеек. Сами дудочки, конечно, не сохранились, — рас сказывает Владимир. — Они из камыша, выходят из строя па раз-два. На жалейке и!"ра;1и как традициоттпые ттаитрыши — «Страдания», «Матапю», «Барыню», «Каттарейку», так и гтрот'яжные гтестти. — Инструмент я могу создать, но, к сожалеттито, то, как иметтпо И1ра;!и, можтто только реконструировать. Эт'ног рафы не загтисыва/ти игру па жа/тейке, — поясняет ^дьклорист. — Сейчас бабушки могут' напеть мотив, который когда-то ттаигрывал музыкант. Но уже ттет т ех, кто владеет инст рументом. Лапти как культура Только за последний год Владимир Юрьев побьтва;! в Усматтском, Данковском, Красттиттском райоттах вме сте с эт'нот'рафическими эксгтедициями из Воронежской академии культуры и Сатткт'-Пет ербургокой консервато рии, опроси;! более 50 жителей. Узнал мттото о пародттых инструментах и заодно ттаучиутся ттутести утапти. Для ттет'О каждая поездка — маленькое приклточение, открытие жизтти по-русски. — Соковое, лет'пее, утыко жёлтое. Его собирают' до Пе трова дня (12 июутя) — спиматот', пока идёт сок, — рас сказывает Владимир о плетении лаптей. деревца, толщиной в руку. Надрез делает ся снизу, кора снимается одним длипттым /тоскутом. Пот ом сматывает ся, сушится. Юрьев освоил это умение. Обучался у мастерицы из села Пре- ображеновка Добровскот'о района Марии Михайловны Суховой. Первый день плели с ут ра до тточи, тта второй ездили в лес тта зат'от овку лыка — промысел простой, тто без зттапия этаттов процесса изделие тте изт'отовить. — Преображеповские лапти втигточепы в реестр пе- отл<ечает Мария Михайловна рюдилась Берут один из немногих в Липецкой области, кто материалы101"0 культурного наследия, Владимир Юрьев. в 30-х, всю жизнь щхтфессиопалыю плела лапти, ходила ПО деревням и прюдавала их. До сих пор ей делают зака зы фолыуюрпые коллективы и школы искусств, Владимир Юрьев сплёл пят ь пар лаптей, но призна ётся, что до сих пор осваивает топкости мастерства и не устаёт восхищаться русской смекалке. Осенью он провёл серию мастер-классов в Музее живой истории. Говорит; забытый промысел вполне может' заменить кроссворды — расчёт' плетений даёт пищу для ума. Текст Юлия Кобзева Фото: Сергей Паршин ЛАПТИ, ДА ЛАПТИ МОИ Перед началом работы лыко надо распарить в горячей воде в течение двух часов или замочить на сутки в холодной. Потом лыко начинают «циновать» — разрезать необработанную кору на полоски нужной ширины. Для плетения понадобятся шесть полос по полтора метра. Мастер начинает плетение с четырех полос, потом добавляет ещё две и формирует пятку изделия. После этого плетёт проплётку (стельку), формирует носок. Обычно лапти плелись в два или три слоя. Для них используют кочедык (плоское изогнутое шило), чтобы продёргивать лыко сквозь уже сплетённый участок. 8 Липецкой области лапти плели из липы, в других областях — из бересты, лыка дуба и вяза, В среднем одну пару могли носить несколько недель. На зиму лапти плели в три лыка, подбивали конопляной верёвкой и могли носить до весны. Существовали и праздничные белые лапти, сплетённые из зимнего отмоченного лыка. Белый цвет достигается за счёт того, что в коре липы зимой нет сока.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz