Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
8 ТЕМА НЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №07 (280) 25 феврале 2020 года о ЗА ЧТО 11ПАРАЗИТЫ1 СЪЕЛИ «ДЖОКЕРА»? Социальная повестка становится доминирующей в мировом и российском кинематографе. Результаты 92-й церемонии вручения наград американсюй киноакадемии «Оскар» принесли настоящую сенсацию. Впервые в истории главная статуэтка мирового кинематографа досталась фильму, снятому не в США, не про Америку и даже не на английском языке. Триумфатором церемонии стал южнокорейский режиссер Пон Чжун Хо и его остросоциальная трагикомедия «Паразиты». Многие критики поспешили назвать этот шаг академиков реверансом «Фабрики грёз» в сторону динамично развивающегося азиатскою кинорынка. Но обозреватель «Первого номера» убежден: истинные причины намного интереснее. взаимоотношений Мартина Скорсезе, «С меня хватит» Джоэля Шумахера и другие картины от- Голливуде лично передавали трагедии «маленьких людей», но не давали возможности заду маться над темой неравенства глобально. Азиатский кинематограф и лично Пон ема сложных между богатыми и бедными исто рически занимала в весьма важное место. Социальные мо тивы едва ли не рефреном звучали во многих культовых фильмах ещё довоен ного периода, до 1940-го. Работавшим Чжун Хо двигались в другом направле- в этом жанре режиссёрам и продюсерам ненадолго подрезала крылья «охота на ведьм», развязанная в период «маккар тизма», в 40-50 годы. За излишнее усер дие при сталкивании в кадре предста вителей разных классов, а, тем более, за симпатию к «сирым и убогим» можно было попасть на ковёр в ФБР, а то и под люстрацию по подозрению в симпатиях к коммунизму. НИИ. Ещё в 2013 году он мастерски пре- парирювал тему социального расслоения в триллере «Сквозь снег», который, к со жалению, остался шедевром локального масштаба. Зато о «Паразитах» заговорил весь мир. Почему не «Джокеру» Именно так звучал главный вопрос людей, оставшихся разочарованными после оглашения выбора киноакадеми ков. Закрались даже подозрения, а не струсило ли почтенное жюри, демонстра тивно проигнорировав психологически Бунт одиночки После заката политической карьеры сенатора Джозефа Маккарти всё верну лось на круги своя. Только с одной по правкой. Панорамным сюжетам о мире безупречную историю о превращении богатых и бедных в Голливуде начали предпочитать истории о бунтах разочаро вавшихся в системе одиночек. «Таксист» невзрачного комика в беспощадного кло уна-убийцу и живой символ восстания низов против истеблишмента? Но это не более чем пример стерео типного мышления, для которого высшей формой радикальности того или иного высказывания в кино является наличие в кадре крови и простейшего посыла «вы меня угнетали, теперь я вам отомшу». «Джокер» при всех своих достоинствах основан на давно заезженном сюжете. По сути, это оформленный в комиксе пересказ тех же «Таксиста» и «С меня хватит», «Па разиты» в этом смысле -- произведение гораздо более смелое. «Паразиты» разруша Кто здесь паразиты Работа Пон Чжун Хо хороша уже хотя бы смелой попыткой разобраться в тон костях взаимоотношений между людьми, существующими на разных концах соци альной лестницы. Мейнстримная куль тура учит нас: нет ничего невозможного, забраться вверх может любой желающий, надо только усердно работать, верить в свои силы и посещать тренинги лич ностного роста. ют эту конструкцию, как чугунный шар предназначенное под снос здание. Миры богатых и бедных в фильме предстают практически параллельными вселенными. Иногда они, конечно, могут вступать в реакцию, словно два противо положных по свойствам химических ве щества. Но любое взаимодействие всегда будет натянутым и фальшивым. Богатые всегда будут смотреть на бедных как на копошащихся под ногами странных существ, годных только для об служивания. Бедные, принимая правила игры, будут видеть в богатых дойных ко ров. Удивительно, что эта почти марк систская история рассказана режиссёрюм не из «третьего мира», а из богатейшей страны, в которой, как многим кажется, и проблем-то никаких быть не может — только Samsung и бесконечная утренняя свежесть. Феномен «Холопа» Выбор киноакадемиков тация давно уже идущего процесса по воз вращению в кино темы социального нера венства. И в авангарде этой проблематики снова Россия. Разумеется, со своей специфи кой. Для отечественного зрителя мало уви деть на экране истоки несправедяивосги, ему важно потрогать, хотя бы только визу ально, саму справедливость. Зги настроения мастерски уловили соз датели одного из самых успешных россий ских сериалов «Домашний арест» и безого ворочного лидера в истории национального кинопроката, фильма «Холоп». Вороватый мэр провинциального го рода, нравственно переродившийся после очистительного погружения в глубинный мир народа и разнузданный мажор, пере воспитавшийся в экстремальных услови ях русской деревни XIX века, стали для россиян воплощением русской справдли- вости. Просто подставьте на место героя Милоша Биковича стритрейтершу Мару Багдасарян или футболистов Кокорина и Мамаева, а на место Павла Деревянко любого чиновника, которым сейчас за нимается Следственный комитет, и за дайтесь вопросом, хотели бы вы, чтобы сюжеты «Домашнего ареста» и «Холопа» повторились и по ту сторону экрана? это консга- Текст: Эдуард Клюев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz