Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

8 ТЕМА НЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ НОМЕР №07 (280) 25 феврале 2020 года о ЗА ЧТО 11ПАРАЗИТЫ1 СЪЕЛИ «ДЖОКЕРА»? Социальная повестка становится доминирующей в мировом и российском кинематографе. Результаты 92-й церемонии вручения наград американсюй киноакадемии «Оскар» принесли настоящую сенсацию. Впервые в истории главная статуэтка мирового кинематографа досталась фильму, снятому не в США, не про Америку и даже не на английском языке. Триумфатором церемонии стал южнокорейский режиссер Пон Чжун Хо и его остросоциальная трагикомедия «Паразиты». Многие критики поспешили назвать этот шаг академиков реверансом «Фабрики грёз» в сторону динамично развивающегося азиатскою кинорынка. Но обозреватель «Первого номера» убежден: истинные причины намного интереснее. взаимоотношений Мартина Скорсезе, «С меня хватит» Джоэля Шумахера и другие картины от- Голливуде лично передавали трагедии «маленьких людей», но не давали возможности заду ­ маться над темой неравенства глобально. Азиатский кинематограф и лично Пон ема сложных между богатыми и бедными исто ­ рически занимала в весьма важное место. Социальные мо ­ тивы едва ли не рефреном звучали во многих культовых фильмах ещё довоен ­ ного периода, до 1940-го. Работавшим Чжун Хо двигались в другом направле- в этом жанре режиссёрам и продюсерам ненадолго подрезала крылья «охота на ведьм», развязанная в период «маккар ­ тизма», в 40-50 годы. За излишнее усер ­ дие при сталкивании в кадре предста ­ вителей разных классов, а, тем более, за симпатию к «сирым и убогим» можно было попасть на ковёр в ФБР, а то и под люстрацию по подозрению в симпатиях к коммунизму. НИИ. Ещё в 2013 году он мастерски пре- парирювал тему социального расслоения в триллере «Сквозь снег», который, к со ­ жалению, остался шедевром локального масштаба. Зато о «Паразитах» заговорил весь мир. Почему не «Джокеру» Именно так звучал главный вопрос людей, оставшихся разочарованными после оглашения выбора киноакадеми ­ ков. Закрались даже подозрения, а не струсило ли почтенное жюри, демонстра ­ тивно проигнорировав психологически Бунт одиночки После заката политической карьеры сенатора Джозефа Маккарти всё верну ­ лось на круги своя. Только с одной по ­ правкой. Панорамным сюжетам о мире безупречную историю о превращении богатых и бедных в Голливуде начали предпочитать истории о бунтах разочаро ­ вавшихся в системе одиночек. «Таксист» невзрачного комика в беспощадного кло ­ уна-убийцу и живой символ восстания низов против истеблишмента? Но это не более чем пример стерео ­ типного мышления, для которого высшей формой радикальности того или иного высказывания в кино является наличие в кадре крови и простейшего посыла «вы меня угнетали, теперь я вам отомшу». «Джокер» при всех своих достоинствах основан на давно заезженном сюжете. По сути, это оформленный в комиксе пересказ тех же «Таксиста» и «С меня хватит», «Па ­ разиты» в этом смысле -- произведение гораздо более смелое. «Паразиты» разруша Кто здесь паразиты Работа Пон Чжун Хо хороша уже хотя бы смелой попыткой разобраться в тон ­ костях взаимоотношений между людьми, существующими на разных концах соци ­ альной лестницы. Мейнстримная куль ­ тура учит нас: нет ничего невозможного, забраться вверх может любой желающий, надо только усердно работать, верить в свои силы и посещать тренинги лич ­ ностного роста. ют эту конструкцию, как чугунный шар предназначенное под снос здание. Миры богатых и бедных в фильме предстают практически параллельными вселенными. Иногда они, конечно, могут вступать в реакцию, словно два противо ­ положных по свойствам химических ве ­ щества. Но любое взаимодействие всегда будет натянутым и фальшивым. Богатые всегда будут смотреть на бедных как на копошащихся под ногами странных существ, годных только для об ­ служивания. Бедные, принимая правила игры, будут видеть в богатых дойных ко ­ ров. Удивительно, что эта почти марк ­ систская история рассказана режиссёрюм не из «третьего мира», а из богатейшей страны, в которой, как многим кажется, и проблем-то никаких быть не может — только Samsung и бесконечная утренняя свежесть. Феномен «Холопа» Выбор киноакадемиков тация давно уже идущего процесса по воз ­ вращению в кино темы социального нера ­ венства. И в авангарде этой проблематики снова Россия. Разумеется, со своей специфи ­ кой. Для отечественного зрителя мало уви ­ деть на экране истоки несправедяивосги, ему важно потрогать, хотя бы только визу ­ ально, саму справедливость. Зги настроения мастерски уловили соз ­ датели одного из самых успешных россий ­ ских сериалов «Домашний арест» и безого ­ ворочного лидера в истории национального кинопроката, фильма «Холоп». Вороватый мэр провинциального го ­ рода, нравственно переродившийся после очистительного погружения в глубинный мир народа и разнузданный мажор, пере ­ воспитавшийся в экстремальных услови ­ ях русской деревни XIX века, стали для россиян воплощением русской справдли- вости. Просто подставьте на место героя Милоша Биковича стритрейтершу Мару Багдасарян или футболистов Кокорина и Мамаева, а на место Павла Деревянко любого чиновника, которым сейчас за ­ нимается Следственный комитет, и за ­ дайтесь вопросом, хотели бы вы, чтобы сюжеты «Домашнего ареста» и «Холопа» повторились и по ту сторону экрана? это консга- Текст: Эдуард Клюев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz