Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
18 ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ ПЕРВЫЙ НОМЕР №05 (278) 10 феврале 2020 года из ПЛЕНА НА БОМБАРДИРОВЩИКЕ В редакцию «Первою номера» приходят письма с воспоминаниями об участниках Великой Отечественной войны. Ветеран Вооружённых Сил СССР Алексей Маликов поделился рассказом о самом успешном побеге из немецкого плена, который 8 февраля 1945 года совершили старший лейтенант Михаил Девятаев (1917-2002) и девять пленных красноармейцев. Эту историю Алексей Маликов узнал в 1980 году, когда Герой Советского Союза Девятаев приезжал на встречу со служащими Липецкого авиацентра. ПОБЕДА! 1945-2020 в Балтийском море есть островок Узе дом, На западной его оконечности в годы Великой Отечественной вой ны располагалась секретная база Пенемюн де, где испытывали «оружие возмездия» — управляемые ракеты Фау-2. Авиационное подразделение возглавлял 33-летний ас — Карл-Хайнц Грауденц, Он летал на «Хейн- келе-ш», имевшем вензель «ГА» — «Гу став Антон», 8 февраля 1945 года обер-лейтенант на стоянке вместо своего бомбардировщика увидел чехлы от моторов и тележку с ак кумуляторами. Грауденцу доложили: это бежали 1о русских, среди которых лётчик Михаил Девятаев, скрывавшийся под име нем Григорий Никитенко. Тринадцатый сын Михаил Девятаев родился в igiy году. Был 13-м ребёнком в семье. Отец умер от тифа, когда мальчику исполнилось два года. В 1934-м в мордовском посёлке Торте, где жили Девятаевы, впервые приземлился самолёт. Михаил тогда сказал матери: «Еду в Казань, Вернусь лётчиком». В Казани по ступил в речной техникум, Одновременно учился в местном аэроклубе. Потом — воен ное училище. Война застала его под Минском. 24 июня 1941 года Михаил Девятаев сбил первый самолёт противника. Ещё через день сам попал под огонь мессершмитта. К лету 1944-го Девятаев сбил девять враже ских самолётов. Пять раз сбивали его. Плен 13 июля 1944 года, накануне наступле ния под Львовом, Михаил сопровождал группу бомбардировщиков. Сделал за день три боевых вылета. На заходе солнца под нялся в четвёртый раз. Не заметил, как из- за облака вынырнул мессершмитт. Его ма шина словно взорвалась: в кабине — дым, перед глазами — языки пламени. «Прыгай! Миша, приказываю!» — услышал Девятаев в наушниках голос командира. Прыгая, ударился о хвостовой стабили затор. Как приземлился, уже не помнил. Очнулся в землянке среди лётчиков. Но [ Михаил Девятаев рассказываете побеге на «Хеинкеле-111и речь была чужая. На допросе Девятаеву предложили жизнь и самолёт. Он ответил: «Среди наших лётчиков предателей не найдёте». Неудачный побег Тогда Михаил спланировал свой первый побег. Несколько человек решили бежать на самолёте. Чтобы к нему попасть, ночью рыли тоннель ложками и мисками. Под коп протянулся уже до линии ограждения, когда охране кто-то донёс. Зачинщиков по бега в цепях отправили в концлагерь Зак сенхаузен. В бараке санобработки парик махер спросил Девятаева: «За что попал?» — «Подгаэп» — «Эго расстрел». Старик-па рикмахер сунул в руку Михаилу бирку с номером 104533, с только что умершего О «штрафника»: «Запомни, ты теперь Григо рий Степанович». Так лётчик Михаил Девя таев стал украинским учителем Никитенко. Угнать Антона к концу 1944-ГО немцы испытывали острую нужду в рабочей силе. Часть узни ков Заксенхаузена отправили на военную базу Пенемюнде. Здесь «учитель Никитен ко» снова организовал группу побега. В неё входили четыре человека: Владимир Соко лов, Иван Кривоног, Михаил Лупов и Фёдор Фатых. Для побега выбрали двухмоторный «Хейнкель-ш» - «Густава Антона» сразу после посадки готовили к новому вылету. Рано утром 8 февраля, до построения, Девятаев сказал Владимиру Соколову, воз главлявшему аэродромную команду: «Се годня», Задача Соколова была — в этот день сделать так, чтобы на аэродром попало не более десяти человек, столько уместилось бы в бомбардировщике, и чтобы все были советскими пленными, Работу в этот день вели так, чтобы к 12 часам оказаться у нужного самолёта. Из воспоминаний Героя Советского Со юза Михаила Петровича Девятаева: «Никакой заметной тревоги на лётном поле не видно — все привыкли: «Густав Антон» летает много и часто. Самолёт понёсся по наклонной линии к морю. Должен быть взлёт, но хейнкель поче му-то бежит, не взлетая, хвост от бето на не отрывается. В последний момент почти у моря резко торможу и делаю разворот без надежды, что самолёт уце леет, Аэродром оживает — все, кто был на поле, бегут к самолёту. Даю газ. Разметаю всех, кто приблизился к полосе. Изо всех сил жму от себя ручку — оторвать хвост от земли, Кричу что есть силы ребятам: «Помогайте!» Втроём наваливаемся на рычаг, и хейнкель почти у самой воды отрывается от бетона. Летим!». Над линией фронта о приближении линии фронта бегле цы догадались по бесконечным обозам и колоннам танков. «Наши», — обрадова лись. И тут же два снаряда зенитки на стигли немецкий самолёт. Артиллеристы 61-й армии с дороги видели, как на поле сел хейнкель. Они были удивлены, когда из самолёта выш ли десять скелетов в полосатой одежде. В расположение дивизиона их несли на руках, как детей: каждый весил менее 40 кг. Благодаря данным Девятаева наша ави ация разгромила секретную базу немцев. Но девять лет лётчик был под надзором, как побывавший в плену. Лишь в 1957 году по ходатайству авиаконструктора Сергея Королёва Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Текст Алексей Маликов Фото из архива автора _о CD I — CD 14 февраля 1942 года (238 день войны) В этот день подвиг совершил 83-летний крестьянин Матвей Кузьмич Кузьмин. Гитлеровцы потребовали от него указать путь в тыл позиций советских войск на Малкинских высотах, юго-восточнее города Великие Луки. Старик послал 11 -летнего внука Серёжу предупредить наши войска. К утру Матвей Кузьмич вывел вражеский отряд прямо под пулемётный огонь. Немцы были уничтожены. Германский офицер успел застрелить отважного старика. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Матвею Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал самым пожилым Героем СССР. В декабре 1941 года подобный подвиг совершил наш земляк, 68-летний Василий Яковлевич Вобликов. После освобождения Ельца немцы пытались вырваться из окружения. Отряд из трёхсот гитлеровцев отступал через Афанасьево, где и решил найти проводника. Немцы приказали Василию Яковлевичу показать дорогу до Измалково. Кратчайший путь вёл вдоль железной дороги, но Василий Яковлевич выбрал противоположное направление. Оккупанты оказались вЛопаткинских оврагах — непроходимом зимой месте. Заблудившиеся немцы закололи Вобликова штыками. Немецкий отряд позже был разгромлен частями Красной Армии. 22 июня 2016 года в честь подвига Василия Яковлевича в Афанасьево был установлен памятный знак. 14 февраля 1943 года (603-й день войны) В этот день был полностью освобождён Ростов-на-Дону — Ворота Кавказа, как называли немцы город. Донскую столицу гитлеровцы захватывали дважды. Первый раз — 21 ноября 1941 года. Но уже 29 ноября город был освобождён. И летом 1942-го, после неудачной Харьковской наступательной операции, когда советским войскам пришлось отступать, 24 июля 1942-го в город вошли части 17-й армии вермахта. Наиболее трагической страницей в истории оккупации Ростова-на-Дону стало уничтожение более 40 тысяч жителей города, 27 тысяч из которых были убиты в Змиевской балке. Это были евреи, цыгане и семьи коммунистов. Еще одной чёрной страницей стала казнь пятерых пионеров. Им было по 11-12лет. Коля Кизим, Игорь Нейгоф, Витя Проценко, Ваня Зятин и Коля Сидоренко во время обороны Ростова спрятали на чердаке дома № 27 на улице Ульяновской 40 раненых краноармейцев. Когда немцы полностью захватили город начались облавы и обыски. Советских солдат сбрасывали с чердака во двор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz