Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 7 декабря 2020 года №47 (320) КУЛЬТУРНЫЙ код 21 г так и остался загадкой. Вместе с калошами — признаком пролетарского шика, которые великий комбинатор скинул с себя, от словосочетания «товарищ Бендер» со свистом от летело первое слово. Перед зрителями во весь рост стоит великий комбинатор. То есть его авангардное воплощение в исполнении актёра Евгения Азманова. Первый акт комом Огонька в глазах, непоколебимой, какой-то природно-ес тественной веры в себя, в то, что он делает, — вот чего не хватило в Остапе Азманова. Цитируя самого Бендера, «всё было сыграно на высоком идейно-художественном уровне». Было и про «ключ от квартиры, где деньги лежат». И «ко мандовать парадом буду я» уже прозвучало. Но во взгляде липецкого комбинатора не читалось особого желания воз главлять это шествие. Да и некоторым артистам на протяжении всего первого акта было точно «невкусно» то, что они делают. Возможно, поэтому большая часть действий и движений не всегда со четалась со смыслом диалогов, и выглядели они скорее не лепо, чем комично. Это же смазало и первое впечатление от встречи с отцом Фёдором. В постановке он окончательно расстригается уже в первом акте. Прелесть же этого образа в двойственности: душой незадачливый делец уже «осел по-хорошему в Самаре» и «попивает наливочку у своего свечного заводика». Наяву же он до последнего остаётся в рясе и сменит её лишь на смирительную рубаху, которая и принесёт ему истинное смирение. : Серая Киса Невнятный. В очках. Бурчащий что-то из-под шляпы, В начале постановки «барин из Парижу» — фигура скорее ра зочаровывающая, чемтаинственная.Новпечатлениеменяет- ся прямо пропорционально сокращению растительности на его голове и лице. Побритый Остапом, перед зрителем пред стаёт уже не Ипполит Матвеевич Воробьянинов, а Киса — хищный, жёсткий делец с когтями, из которых он своего не выпустит. Актёром Максимом Дмитроченковым планка взя та и выдержана до последней сцены. Яркие неглавные Считаясь проходными, созданные ими образы проходят в самую душу зрителя. Каждый из них — настоящий шедевр в галерее человеческих слабостей и пороков. Монументаль ный в своей уверенности, но жалкий в жадности Варфоло мей Коробейников, созданный народным артистом России Михаилом Янко. До вульгарности разбитная, но глубоко не счастная мадам Грицацуева Залины Малиевой. Блажащий в достатке и беззаботности подкаблучник жены своей Муси инженер Брунс, образы которых нам подарили, не взяв ни чего, по их словам, из своей супружеской жизни, Аркадий и Екатерина Бельские. Реабилитация во втором Слово «реабилитация», прозвучавшее сразу несколько [)аз у выхода из театра, как нельзя лучше определяет второй акт постановки. Это же подтверждают и аплодисменты, ко торыми зал встретил знаменитую реплику Воробьянинова «Je пе mange pas six jours» («Я не ел шесть дней»). То ли актёры разогрелись, то ли поймали свои образы. Но после антракта заработали даже изначально не впечатлившие никого декорации. Трубки, прикреплённые к подъёмникам на манер штор, окрасились подсветкой и стали чётче орга низовывать пространство. Почувствовавшие кураж актёры позволили наконец заиграть и одежде, и музыке. 1 В духе расколотого времени Костюмы героев достойны отдельного внимания. — Эпоху произведения воссоздают не интерьер или мода, а искусство, — говорит Полина Рак. — В создании костюмов мы обратились к творчеству авангардистов. Сшитая не по размеру, из отрезов разного цвета, оформленная фигурами с картин художников этого направления, одежда доверша ет и без того возникающее ощущение всеобщей нелепости и несоответствия. Рваные ритмы музыкального оформления спектакля тоже стали темой для дискуссий зрителей. Мнения варьи ровались от восторга до жалоб людей на то, что от этой по стоянной какофонии холодеют руки и начинает неприятно знобить. Меж тем искушённый слушатель мог узнать здесь произведения трижды номинировавшегося на «Оскар» американского композитора Филипа Гласса В копилке его сочинений саундтреки к фильмам «Шоу Трумана», «Фантастическая четвёрка», «Хранители». Звучали здесь и мелодии его соотечественника композитора и философа Джона Кейджа. И одного из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века Игоря Стравин ского. I ж ▼ г 1-у-^ Ольга Шаталова, CD доктор филологических наук Без сюрпризов Финал постановки обошёлся без новаторских сюрпризов, но поставил чёткую и верную по смыслу точку: бессмыслен ная гибель любившего жизнь Бендера, ревущий в бессиль ном отчаянии Киса, уходящий с обезумевшим взглядом в темноту зала отец Фёдор. Расколотый мир собрать не уда лось. Подобно элементам, изображённым на картинах Ма левича, Кандинского, Поповой и Экстер, он так и остался в виде вроде бы подходящих друг другу, но разрозненных частей того, что когда-то было целым. И всё же овации, которыми неизбалованный и искрен ний провинциальный зритель провожал артистов со сцены, подтверждали: классика не просто актуальна, она нужна. Нужен и режиссёр, который снова заставит каждого найти в себе неунывающего Бендера, вспомнить, что, несмотря на окружающих нас Воробьяниновых, Альхенов и Коробейни ковых, и заседание, и жизнь продолжаются! Текст: Алексей Рысин Фото: Павел Покидов СПРАВКА Никита Рак — режиссёр-постановщик. Родился в Красноярске в 1983 году. Окончил Красноярскую академию музыки и театра. Служил актёром в Пермском театре «У моста». Здесь же поставил свои первые спектакли по пьесам Ивана Вырыпаева «Кислород» и Сергея Медведева «Парикмахерша». Был художественным руководителем Красноярского театра драмы «Наводнение» и театра имени Ленинского комсомола в Прокопьевске. В настоящее время работает в Воронежском академическом театре драмы имени Кольцова. Здесь идут девять спектаклей режиссёра. Новогодний русский Известно высказывание (5тто Бисмарка: «В Германии только я один говорю «ничего!», а в России — весь народ». Тем самым «железный канцлер» подчёркивал уникальную способность русских людей любую ситуацию оценивать как вполне приемлемую, терпимую, которую можно пережить, а значит, выстоять, перебороть всё. В одной из драматических новелл Теннесси Уильямса русский эмигрант так часто произносит это слово, что окружающие начинают его воспринимать как особую национальную характеристику. И кажется, 2020 год далеко нелёгкий, мы тоже можем проводить ёмким и многозначным «НИЧЕГО», подразумевая в качестве продолжения, что обязательно будет лучше. Почему так неизбывна наша вера в лучшее? Потому что по-русски прошлое безгранично, а будущее бесконечно. Это и есть «БЫТИЁ»! Слово, в котором целых две буквы почти недоступны для произношения иностранцев. А мы их часто используем как самостоятельные слова для выражения крайней эмоциональности: «Ыыы!» или «Ё!!!». Слово, в котором сопряжено несоотносимое — «быт» и «вечность». Но, может, именно это позволяет нам определять перспективы, мечтать и пытаться воплотить творческие идеи — будущее не ограничено, а значит, вполне досягаемо. Потому под бой часов на Спасской башне мы загадываем желания, и они обязательно исполняются. Ведь такое волшебное средство, воплощённое в слове «КУРАНТЫ», есть только в России. «Куранты» — это не просто башенные или комнатные механические часы с боем, как написано в словарях. Это символ мгновения, которое мы ждём целый год чтобы попросить об исполнении заветного, перецеловать- переобнимать всех, кто рядом, отправить СМС тем, «кому надо», прокричать в окно поздравление вселенной и с последним ударом взорвать хлопушку, отпугивая неприятности и всякую нечисть, подобно нашим предкам- язычникам. И повторить всё это в Старый Новый год! Сколько бы ни иронизировали по поводу несуразицы сочетания «старый новый», мы-то знаем, что это не просто формальная отметка нестыковки юлианского и григорианского календарей, а закреплённая в слове связь каждого из нас с историей и природой. Так что ждём тебя, 2021-й, под КУРАНТАМИ, чтобы продолжить БЫТИЁ (через все «Ыыы1», и «Ё!!!», и НИЧЕГО!), ещё раз отметить встречу с тобой в СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД, когда по ПОРОШЕ тихим шагом или со звоном бубенцов придут СВЯТКИ, а там и до КРЕЩЕНСКИХ МОРОЗОВ, до МАСЛЕНИЦЬ! недалеко. А это уже совсем другие слова — наполненные волшебством, добром и светом. И таких в нашем языке много! '1 «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ» Режиссёр: Алексей Нужный Жанр: комедия В ролях: Леонид Барац, Ирина Горбачева, Ростислав Хаит <0 о t S О с «8 <8 Ф О <8 Т <8 I S R о 5. 16* v,>. е I 1 * iC й «РЕАЛЬНЫЕ ПАЦАНЫ ПРОТИВ ЗОМБИ» Режиссёр: Жанна Кадникова Жанр: комедия В ролях: Николай Наумов, Зоя Бербер да $ 5 О t S о с «8 \ г <8 Ф О <8 Т <8 I S R о 5. |б» «о ф m е Ф W е ' \1 ■ i \ е о о с *8 Ь'"- |j' 1 1 ■I . О § о с *8 «СЕРЕБРЯНЫЕ КОНЬКИ» Режиссёр: Михаил Локшин Жанр: мелодрама, приключения, фэнтези, экшн В ролях: Фёдор Федотов, Софья Присс, Алексей Гуськов, Юрий Колокольников <8 Ф О е <8 <8 I $ >5 о 5, «САМЫЙ НОВЫЙ ГОД!» Режиссёр: Антонина Руже Жанр: комедия, семейный В ролях: Роман Курцын, Алина Алексеева, Елизавета Кононова, Ксения Радченко, Иван Макаревич <8 Ф О е <8 <8 I $ >5 о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz