Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 7 декабря 2020 года №47 (320) ТЕМА НЕДЕЛИ 7 Злоумышленники могут: • рассылать электронные письма, SMS -сообщения или уведомления в мессенджерах от имени банков или платёжных систем; • звонить якобы от представителей банка с просьбой погасить имеющиеся задолженности; • просить сообщить PIN - код банковской карты, содержащиеся на ней данные. Сотрудники учреждений кредитно-финансовой сферы и платёжных систем: ч • никогда не пишут и не звонят гражданам с просьбами предоставить их данные; • могут запросить у клиента только контрольное слово, фамилию, имя, отчество; • при звонке клиенту никогда не просят сообщать реквизиты и совершать какие-либо операции с картой или счётом. Никто, в том числе сотрудник банка или представитель государственной власти, не вправе требовать от держателя карты сообщить PIN -код или код безопасности. GB При поступлении звонка из «банка и попытках получения сведений о реквизитах карты и другой информации необходимо: I» • немедленно прекратить разговор; • обратиться в ближайшее отделение банка или перезвонить в организацию по официальному номеру контактного центра (указан на оборотной стороне банковской карты). При несанкционированном (незаконном) списании денежных средств ре ко ме н ДУ ется : • незамедлительно обратиться в кредитно-финансовую организацию, чтобы заблокировать банковскую карту или счёт для предотвращения последующих незаконных операций с денежными средствами; • обратиться в полицию и Роскомнадзор с заявлением для выявления злоумышленников и блокировки их ресурса. Если вы стали жертвой мошенников, сообщите об этом в полицию по телефону 02 (со стационарных телефонов) или 102 (с мобильных средств связи), или в дежурную часть территориального органа внутренних дел. СНИЗЬ ЦЕННИК телефонный МОШЕННИК! асгота преступлений с использованием инфор мационных технологий (ГГ) в 2020 году вырос ла в Липецкой области в два раза. За десять месяцев с заявлениями в полицию по этому поводу обратились 2385 человек. С вашей карты хотят снять деньги Как рассказывают в УМВД РФ по Липецкой обла сти, самым распространённым видом мошенниче ства стало хищение денег с банковских карт. Обычно злоумышленники звонят своей жертве по телефону, представляются служащими банка и сообщают, что по её банковским счетам проводятся подозрительные операции. Потерпевший, спасая свои сбережения или то, что осталось от зарплаты, сам того не понимая, вы кладывает мошенникам информацию, которая необ ходима для хищения средств с его карты, или сам по их инструкции проводит банковские операции, после чего с его счёта исчезают деньги. Преступления с применением ГГ стали бичом всех регионов России, По данным Центрального Банка, только в первом полугодии 2020 года мошенники, во оружённые информационными технологиями, совер шили 360 тысяч противоправных деяний и похитили у клиентов различных банков порядка 4 млрд рублей. При этом банки смогли вернуть только 485 млн. Конкретный случай Именно такой случай прюизошёл недавно с лип- чанкой Екатериной. Как она рассказывает, ей позво нили с московского номера. Девушка представилась сотрудником Сбербанка и сообщила, что со счёта Ека терины пытаются снять деньги. — Я спрашиваю, — рассказывает потерпевшая, — «Что я должна сделать?» Девушка объясняет мне порядок действий и прххит назвать код дополни тельной безопасности (CVV). Это три цифры, кото рые находятся на обратной сторюне карты. Я говорю: «Я не буду сообщать вам этот код!» «Мы по-другому не можем предотвратить списание денег с вашей карь ты, — говорит она. — Вам позвонит рюбот, вы назовёте ему код, и мы сможем предотвратить незаконные опе рации с вашим счётом». Я не стала дальше разговари вать и положила трубку. Угрозы Положить трубку, если разговор кажется подозри тельным, — стандартная рекомендация тех людей, которые борются с мошенничеством в сфере П". Но это не значит, что мошенники так легко оставят вас в покое. У Екатерины телефон прюсго разрывался. Звонили с разных номеров. Наконец высветился те лефон с липецким кодом, и она ответила. Звонил мужчина, который представился сотрудником УМВД. Позже Екатерина выяснила, что номер на самом деле принадлежит какому-то отделу липецкой полиции. — В настоящее врюмя действительно фиксируются факты использования злоумышленниками служеб ных номерюв УМВД России по Липецкой области, — объяснили в полиции. — Посредством 1Р-телефонии можно использовать номерную ёмкость любого ве домства или организации, телефоны которых нахо дятся в открытом доступе. — Этот мужчина, — называет себя заместителем начальника УМВД, по-моему, Соловьёвым, и говорит: «Вы не хотите со- рассказывает Екатерина, f трудничать со Сбербанком?» Я отвечаю: «А почему я должна по телефону сообщать кому-то конфиденци альную информацию?» и объясняю, что я готова при ехать в ближайший банк и выяснить у сотрудников организации, что происходит с моей картой. Тогда он начинает на меня давить, )й)тя, как они утверждают, я стала жертвой преступления, он мне объясняет, что, если я не ^ду сотрудничать со службой безопасности банка, они будут рассматривать меня как ссучастницу и т. д. Потом спрашивает: «Вы ^дете ютрудничать с банком?» Я говорю: «Хорошо, буду». Финал развода Не успел псевдополицейский положить трубку, снова позвонила девушка. Ещё раньше она объясни ла Екатерине, каким образом деньги с карты клиента перетекают на счёт мошенников и почему их можно вернуть. Они якобы сначала попадают в какой-то ре зерв, и из этого резерва их можно отправить обратно на карту клиента, ставшего жертвой мошенников. Пока нашей героине давили на нервы сначала из «банка», потом из «полиции», она зашла в мобильное приложение, обнаружила, что деньги на месте, пере вела их своей подруге и теперь уже точно знала, что её пытаются развести, — Девушка спрашивает, — рассказывает она даль ше, — «Вы готовы закончить мероприятие, которюе мы начали?» Я говорю: «Ну хорошо, давайте». Про вели несколько операций, потом она говорит: «Теперь слушайте меня внимательно. Вам позвонит робот, вы должны два раза сказать ему «да». Вы меня поняли?» — «Поняла». — «Вы точно всё поняли?» — «Точно». Звонит рюбот, спр)ашивает: «Вы хотите перювесги средства туда-то или списать?», что-то в этом рюде. Я говорю: «Нет». И тут снова звонит девушка. Я вижу, что она нервничает, уже ведёт себя некорректно, чего работники банка обычно не д елают в любой ситуации. «Я же вам объяснила, как надо ответить! Вы меня об манули! Я передаю дело в суд». На этом всё закончи лось. Раскрыть трудно Вывести нечистых на руку айтишников на чистую воду очень сложно. Хоть в Липецкой области раскры ваемость таких правонарушений и вырюсла на 12%, из 2385 деяний, совершённых в этом году, раскрыто только 384. — Раскрытие данного вида преступлений ослож няется тем, что они совершаются в подавляющем большинстве случаев с использованием 1Р-телефонии (в том числе подмены номера в ходе звонка), а также преимущественно с территории других стран, — гово рят в УМВД. По словам заместителя председателя правления ПАО «Сбербанк» Станислава Кузнецова, преступлени ями такого рода занимаются чаще всего не отдельные лица, а гтрюфессиональные «контакт-центры» со шта том до 50 человек, примерно половина из которых на ходится в тюрьмах. Как он рассказывает, такие «фир мы» д елают до 20 тысяч звонков в неделю. На уд очку мошенников попадается около 30% абонентов, и на них «контакт-центры» зарабатывают не менее 75 млн рублей в месяц. Не кормят мошенников только те або ненты, которые с порюга отказываются с ними разго варивать. Тека: Виктор Унрау
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz