Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 7 декабря 2020 года №47 (320) ТЕМА НЕДЕЛИ 7 Злоумышленники могут: • рассылать электронные письма, SMS -сообщения или уведомления в мессенджерах от имени банков или платёжных систем; • звонить якобы от представителей банка с просьбой погасить имеющиеся задолженности; • просить сообщить PIN - код банковской карты, содержащиеся на ней данные. Сотрудники учреждений кредитно-финансовой сферы и платёжных систем: ч • никогда не пишут и не звонят гражданам с просьбами предоставить их данные; • могут запросить у клиента только контрольное слово, фамилию, имя, отчество; • при звонке клиенту никогда не просят сообщать реквизиты и совершать какие-либо операции с картой или счётом. Никто, в том числе сотрудник банка или представитель государственной власти, не вправе требовать от держателя карты сообщить PIN -код или код безопасности. GB При поступлении звонка из «банка и попытках получения сведений о реквизитах карты и другой информации необходимо: I» • немедленно прекратить разговор; • обратиться в ближайшее отделение банка или перезвонить в организацию по официальному номеру контактного центра (указан на оборотной стороне банковской карты). При несанкционированном (незаконном) списании денежных средств ре ко ме н ДУ ется : • незамедлительно обратиться в кредитно-финансовую организацию, чтобы заблокировать банковскую карту или счёт для предотвращения последующих незаконных операций с денежными средствами; • обратиться в полицию и Роскомнадзор с заявлением для выявления злоумышленников и блокировки их ресурса. Если вы стали жертвой мошенников, сообщите об этом в полицию по телефону 02 (со стационарных телефонов) или 102 (с мобильных средств связи), или в дежурную часть территориального органа внутренних дел. СНИЗЬ ЦЕННИК телефонный МОШЕННИК! асгота преступлений с использованием инфор ­ мационных технологий (ГГ) в 2020 году вырос ­ ла в Липецкой области в два раза. За десять месяцев с заявлениями в полицию по этому поводу обратились 2385 человек. С вашей карты хотят снять деньги Как рассказывают в УМВД РФ по Липецкой обла ­ сти, самым распространённым видом мошенниче ­ ства стало хищение денег с банковских карт. Обычно злоумышленники звонят своей жертве по телефону, представляются служащими банка и сообщают, что по её банковским счетам проводятся подозрительные операции. Потерпевший, спасая свои сбережения или то, что осталось от зарплаты, сам того не понимая, вы ­ кладывает мошенникам информацию, которая необ ­ ходима для хищения средств с его карты, или сам по их инструкции проводит банковские операции, после чего с его счёта исчезают деньги. Преступления с применением ГГ стали бичом всех регионов России, По данным Центрального Банка, только в первом полугодии 2020 года мошенники, во ­ оружённые информационными технологиями, совер ­ шили 360 тысяч противоправных деяний и похитили у клиентов различных банков порядка 4 млрд рублей. При этом банки смогли вернуть только 485 млн. Конкретный случай Именно такой случай прюизошёл недавно с лип- чанкой Екатериной. Как она рассказывает, ей позво ­ нили с московского номера. Девушка представилась сотрудником Сбербанка и сообщила, что со счёта Ека ­ терины пытаются снять деньги. — Я спрашиваю, — рассказывает потерпевшая, — «Что я должна сделать?» Девушка объясняет мне порядок действий и прххит назвать код дополни ­ тельной безопасности (CVV). Это три цифры, кото ­ рые находятся на обратной сторюне карты. Я говорю: «Я не буду сообщать вам этот код!» «Мы по-другому не можем предотвратить списание денег с вашей карь ты, — говорит она. — Вам позвонит рюбот, вы назовёте ему код, и мы сможем предотвратить незаконные опе ­ рации с вашим счётом». Я не стала дальше разговари ­ вать и положила трубку. Угрозы Положить трубку, если разговор кажется подозри ­ тельным, — стандартная рекомендация тех людей, которые борются с мошенничеством в сфере П". Но это не значит, что мошенники так легко оставят вас в покое. У Екатерины телефон прюсго разрывался. Звонили с разных номеров. Наконец высветился те ­ лефон с липецким кодом, и она ответила. Звонил мужчина, который представился сотрудником УМВД. Позже Екатерина выяснила, что номер на самом деле принадлежит какому-то отделу липецкой полиции. — В настоящее врюмя действительно фиксируются факты использования злоумышленниками служеб ­ ных номерюв УМВД России по Липецкой области, — объяснили в полиции. — Посредством 1Р-телефонии можно использовать номерную ёмкость любого ве ­ домства или организации, телефоны которых нахо ­ дятся в открытом доступе. — Этот мужчина, — называет себя заместителем начальника УМВД, по-моему, Соловьёвым, и говорит: «Вы не хотите со- рассказывает Екатерина, f трудничать со Сбербанком?» Я отвечаю: «А почему я должна по телефону сообщать кому-то конфиденци ­ альную информацию?» и объясняю, что я готова при ­ ехать в ближайший банк и выяснить у сотрудников организации, что происходит с моей картой. Тогда он начинает на меня давить, )й)тя, как они утверждают, я стала жертвой преступления, он мне объясняет, что, если я не ^ду сотрудничать со службой безопасности банка, они будут рассматривать меня как ссучастницу и т. д. Потом спрашивает: «Вы ^дете ютрудничать с банком?» Я говорю: «Хорошо, буду». Финал развода Не успел псевдополицейский положить трубку, снова позвонила девушка. Ещё раньше она объясни ­ ла Екатерине, каким образом деньги с карты клиента перетекают на счёт мошенников и почему их можно вернуть. Они якобы сначала попадают в какой-то ре ­ зерв, и из этого резерва их можно отправить обратно на карту клиента, ставшего жертвой мошенников. Пока нашей героине давили на нервы сначала из «банка», потом из «полиции», она зашла в мобильное приложение, обнаружила, что деньги на месте, пере ­ вела их своей подруге и теперь уже точно знала, что её пытаются развести, — Девушка спрашивает, — рассказывает она даль ­ ше, — «Вы готовы закончить мероприятие, которюе мы начали?» Я говорю: «Ну хорошо, давайте». Про ­ вели несколько операций, потом она говорит: «Теперь слушайте меня внимательно. Вам позвонит робот, вы должны два раза сказать ему «да». Вы меня поняли?» — «Поняла». — «Вы точно всё поняли?» — «Точно». Звонит рюбот, спр)ашивает: «Вы хотите перювесги средства туда-то или списать?», что-то в этом рюде. Я говорю: «Нет». И тут снова звонит девушка. Я вижу, что она нервничает, уже ведёт себя некорректно, чего работники банка обычно не д елают в любой ситуации. «Я же вам объяснила, как надо ответить! Вы меня об ­ манули! Я передаю дело в суд». На этом всё закончи ­ лось. Раскрыть трудно Вывести нечистых на руку айтишников на чистую воду очень сложно. Хоть в Липецкой области раскры ­ ваемость таких правонарушений и вырюсла на 12%, из 2385 деяний, совершённых в этом году, раскрыто только 384. — Раскрытие данного вида преступлений ослож ­ няется тем, что они совершаются в подавляющем большинстве случаев с использованием 1Р-телефонии (в том числе подмены номера в ходе звонка), а также преимущественно с территории других стран, — гово ­ рят в УМВД. По словам заместителя председателя правления ПАО «Сбербанк» Станислава Кузнецова, преступлени ­ ями такого рода занимаются чаще всего не отдельные лица, а гтрюфессиональные «контакт-центры» со шта ­ том до 50 человек, примерно половина из которых на ­ ходится в тюрьмах. Как он рассказывает, такие «фир ­ мы» д елают до 20 тысяч звонков в неделю. На уд очку мошенников попадается около 30% абонентов, и на них «контакт-центры» зарабатывают не менее 75 млн рублей в месяц. Не кормят мошенников только те або ­ ненты, которые с порюга отказываются с ними разго ­ варивать. Тека: Виктор Унрау

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz