Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
ПЕРВЫЙ НОМЕР 23 нонбря 2020 года №45 (318) КУЛЬТУРНЫЙ KOg жают готовность к действию, будто в следующее мгновение что-то должно произойти. Только фигура командира как бы сходит с пьедестала Получилось, что танкисты из того вре мени переходят в наш, сегодняшний, день, выходят с поля брали всё-таки живыми. — Ваши танкисты — это собирательный образ? — Удивительная история с их лицами. Убеждён, люди в то время были другие. Именно внешне. Выражение эмо ций на лицах по-другому написано. Я старался, чтобы они получились того времени, 1940-х. Мне одна девочка-ар хитектор написала, что в лицах этих танкистов очень много благородства. Ребята начали вырисовываться ещё на уровне эскиза, потом стали оживать. Со мной работал сын. Мы решили дать им имена. Это оказалось непросто, как с ребёнком. Потом смотрю на одного и понимаю: это Алёша, паренёк из-под Тулы, сбежал из деревни, приба вил себе лет и пришёл в военкомат добровольцем. Вто рой — Пётр из Донецка. Он мехвод, то есть водитель тан ка. У него на шлеме защитные очки. Третий — Георгий из Беларуси — заряжающий. Самый старший. Самый могу чий — у него кулаки пудовые, может фашистов пачками руками душить. На груди у Георгия медаль «За отвагу», успел в Финскую повоевать. Четвёртый — москвич и ин теллигент Сан Саныч. Командир танка. Лейтенант, Его портрет я переделывал раз двадцать, наверное, всё хоте лось точнее передать характер. Батюшка благословил — Сколько времени ушло на создание работы? — Ровно год. Всё началось и закончилось в октябре. Че тыре фигуры — это очень сложная композиция. Нужно, чтобы они были все как единый организм, чтобы ни один не выпадал из композиции, не был чужим, посторон ним, чтобы один образ не перебивал другой. Было много сложных задач, в том числе как сделать военную форму, Я очень серьёзно изучил этот вопрос и могу ответить за каждую петличку. Когда начинал работу, пошёл в цер ковь, попросил у батюшки благословение. Он благосло вил, и надо мной какая-то простиралась благодать. I 21 1-у-^ Ольга Шаталова, CD доктор филологических наук Амбиции побеждают честолюбие Война продолжается — Как вы готовились к работе? В архивах копались? — Смотрел фотографии военных лет — погибшие со ветские танки. Однажды попалось фото, на котором радом с танком лежит обгоревший экипаж. Кусок истории в самом страшном виде. Эго, наверное, самая жуткая смерть, ког да танк разрывался на куски, когда слетала башня и в одно мгновенье люди сгорали или, наоборот, горели несколько часов, раненые, не в силах выбраться из танка И этот ужас происходил по всей русской земле. Я напитывался этой ин формацией. И есть ещё одна смысловая грань. Иногда еду по полям, смотрю и думаю: айчас бы тут стоял какой-нибудь бургомистр со свастикой, а наши люди горбатились бы на этих полях. И ведь есть такие, кто рассуждает, как хорошо могло бы быть, если бы нацисты выиграли. Пока такое воз можно, война продолжается в умах. Весна Победы — Композиция «Экипаж Т-34» выполнена для туляков. Что хотели бы сделать для Липецкой области? — В прошлом году предлагал создать в Липецке ком позицию «Весна Победы». На холме, усыпанном цветами, стоит солдат. Он ушёл на фронт защищать свою жену, дочь и новорождённого сына. В мае 45-го его встречала семья. Сын в огромной отцовской кепке смотрит на папу снизу вверх обожающим взглядом, папка пришёл жи вой — у многих отцы погибли. Рядом дочка и жена с цве тами, держатся за руки, У нас обычно тема войны через фигуру солдата передаётся. Я же хотел показать счастье семейное, посыл в мирную жизнь, которую люди строи ли после войны. Эскиз был сделан. Место нашлось — на проспекте Победы, Т^м есть скверик рядом с Кольцевой, перед танком. Но проект пока не пошёл. Я спокойно к это му отношусь — на всё воля Божья. В: 1- В работе должна быть душа — Что для вас самое важное в работе? — В том, что я имею право заниматься скульптурой, меня убеждает то, что я очень глубоко чувствую и пережи ваю темы, за которые берусь. Они становятся мне близкими и понятными. Скульптуру ведь можно создавать языком реа листическим, а можно и абстрактным, Но всегда нужно вкла дывать свой дух, чтобы из камня шла энергетика. Сейчас есть памятники, которые, как манекены, до ресничек проработаны, но ничего не излучают, получа ется, весь труд художника потрачен зря. А ведь худож ник — это проводник мыслей из верхних сфер на землю. Поэтому в работе должна быть душа. Да, бывает, скульп тор воплощает свою идею, а она не нравится, зрители не готовы её воспринять. Тогда нужно быть уверенным в себе и идти бескомпромиссно своим путём. — У вас есть ученики? — Сын стал мне верным помощником. Моя мечта ис полнилась — мы работаем вместе. Больше никого не обу чаю. Это очень ответственное дело. — Для вас важен отзыв людей на вашу работу? — Я понимаю, что люди все разные. Почитал некото рые отзывы. Кто-то написал про экипаж Т-34: «Зачем ну жен этот памятник?» Нужен, чтобы хоть у одного чело века что-то в душе шевельнулось. Я внутри себя сплавил многое: образы, мысли, переживания — всё это вложил в памятник, чтобы такие же мысли и чувства пробудить в тех, кто будет на него смотреть. Текст: Виктория Толчеева Фото: Сергей Паршин и из архива героя Из результатов исследования: «Девять из 10 выпускников школы пишут «чИсголюбивый и объясняют эго тем, что «любит чИсготу». Каждый десятый школьник не слышал этого слова». И эго вполне закономерно, потому что слово «чЕсголюбивый» объективно сегодня можно считать устаревшим, И не потому, что понятие чести вышло из формата социальных приоритетов, а потому, что «честь» имеет как минимум два значения. Во-первых «достоинство, самоуважение» — как раз в таком случае говорят «человек чести», «береги честь смолоду». Во-вторых «честь» как «почесть, знаки уважения, признание». Именно стремление к получению высокого положения, предполагающего всеобщее почтение и дающего социальные преимущества, принято называть «чЕстолюбием». Сточки зрения канонической морали XIX-XX веков, это отнюдь не положительное качество: со школьных лет мы все помним, что стремление стать сверхчеловеком погубило Раскольникова, да и Андрея Болконского Лев Николаевич лишил жизненной перспективы за его «хочу любви и славы народной».,. Но изменились времена: желание «делать карьеру» не только не осуждается — как было тогда, когда полагалось покорять просторы Вселенной и океанские глубины, а не топ-менедэкерские позиции в передовых компаниях — но и активно поддерживается обществом. Стремление получить должность, занять высокий пост обозначается как положительная черта человека, а хождение по головам — как продуктивное средство реализации карьерных устремлений. Естественно, для обозначения подобного подхода появляется новое слово — «амбиция». Его словарное значение: «тщеславие, спесивость, чванство, необоснованные притязания на что-нибудь». Но в современном русском языке слово «амбиция» получило позитивную коннотацию и с успехом заменило не только «честолюбие», но и «целеустремлённость». О моральных аспектах такой рокировки говорить не будем, но заметим, язык обладает не только общепризнанными богатством и выразительностью, но и снисходительностью к нашим человеческим слабостям, подсказывает, какие слова лучше использовать в соответствии с запросами времени. Ведь, как считал Белинский, «у языка есть хранитель надёжный и верный: это его же собственный дух гений», И если мы прислушаемся к его подсказкам, поймём, что школьники ошибаются в правописании слов «авАнтюрный, приноровиться, блАгородный, альмАнах», подбирая неверные ассоциации, потому что время заменило их на «экстремальный, адаптироваться, элитный, портал». Однако хотелось бы, чтобы слова, неактуальные сегодня, мы всё-таки попридержали в закромах своей памяти и не только ради уважения к истории языка и культуре, но и из практического соображения: а вдруг случится мода на языковой винтаж. I» 6^ г"* к, № R L <0 1-:; да да да V о t S о с «8 <• о t S о с <0 А е. У «ПИТЕР ПЭН И АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС» Режиссёр: Бренда Чепмен Жанр: фэнтези, драма, приключения В ролях: Гуту Эмбата-Ро, Анджелина Джоли, Дэвид Ойелоуо <9 Ф О <9 Т <9 I S R О 16* ;^й1ВЯ igjj «колдовсгеа новый ритуал » Режиссёр: Зои Листер Джонс Жанр: ужасы, фэнтези, драма В ролях: Дэеид Духовны, Мишель Монахэн, Кэйли Спэни <8 Ф О <9 Т <9 I S R о ВЗАПЕРТ 1 W е о О с *е «ВЗАПЕРТИ» Режиссёр: Аниш Чаганти Жанр: ужасы, триллер, детектив В ролях: Сара Полсон, Кира Аллен, Онали Эймсе <9 Ф О е <9 Т <9 I $ >5 О 5s «БЕГ» Режиссёр: Андрей Загидуллин Жанр: триллер В ролях: Полина Махсимоеа, Евгений Роман14ое, Мария Ахметзянова к <0 хО m е о о с *е <9 Ф О е <9 Т <9 I $ >s о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz