Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

ПЕРВЫЙ НОМЕР 23 нонбря 2020 года №45 (318) КУЛЬТУРНЫЙ KOg жают готовность к действию, будто в следующее мгновение что-то должно произойти. Только фигура командира как бы сходит с пьедестала Получилось, что танкисты из того вре ­ мени переходят в наш, сегодняшний, день, выходят с поля брали всё-таки живыми. — Ваши танкисты — это собирательный образ? — Удивительная история с их лицами. Убеждён, люди в то время были другие. Именно внешне. Выражение эмо ­ ций на лицах по-другому написано. Я старался, чтобы они получились того времени, 1940-х. Мне одна девочка-ар ­ хитектор написала, что в лицах этих танкистов очень много благородства. Ребята начали вырисовываться ещё на уровне эскиза, потом стали оживать. Со мной работал сын. Мы решили дать им имена. Это оказалось непросто, как с ребёнком. Потом смотрю на одного и понимаю: это Алёша, паренёк из-под Тулы, сбежал из деревни, приба ­ вил себе лет и пришёл в военкомат добровольцем. Вто ­ рой — Пётр из Донецка. Он мехвод, то есть водитель тан ­ ка. У него на шлеме защитные очки. Третий — Георгий из Беларуси — заряжающий. Самый старший. Самый могу ­ чий — у него кулаки пудовые, может фашистов пачками руками душить. На груди у Георгия медаль «За отвагу», успел в Финскую повоевать. Четвёртый — москвич и ин ­ теллигент Сан Саныч. Командир танка. Лейтенант, Его портрет я переделывал раз двадцать, наверное, всё хоте ­ лось точнее передать характер. Батюшка благословил — Сколько времени ушло на создание работы? — Ровно год. Всё началось и закончилось в октябре. Че ­ тыре фигуры — это очень сложная композиция. Нужно, чтобы они были все как единый организм, чтобы ни один не выпадал из композиции, не был чужим, посторон ­ ним, чтобы один образ не перебивал другой. Было много сложных задач, в том числе как сделать военную форму, Я очень серьёзно изучил этот вопрос и могу ответить за каждую петличку. Когда начинал работу, пошёл в цер ­ ковь, попросил у батюшки благословение. Он благосло ­ вил, и надо мной какая-то простиралась благодать. I 21 1-у-^ Ольга Шаталова, CD доктор филологических наук Амбиции побеждают честолюбие Война продолжается — Как вы готовились к работе? В архивах копались? — Смотрел фотографии военных лет — погибшие со ­ ветские танки. Однажды попалось фото, на котором радом с танком лежит обгоревший экипаж. Кусок истории в самом страшном виде. Эго, наверное, самая жуткая смерть, ког ­ да танк разрывался на куски, когда слетала башня и в одно мгновенье люди сгорали или, наоборот, горели несколько часов, раненые, не в силах выбраться из танка И этот ужас происходил по всей русской земле. Я напитывался этой ин ­ формацией. И есть ещё одна смысловая грань. Иногда еду по полям, смотрю и думаю: айчас бы тут стоял какой-нибудь бургомистр со свастикой, а наши люди горбатились бы на этих полях. И ведь есть такие, кто рассуждает, как хорошо могло бы быть, если бы нацисты выиграли. Пока такое воз ­ можно, война продолжается в умах. Весна Победы — Композиция «Экипаж Т-34» выполнена для туляков. Что хотели бы сделать для Липецкой области? — В прошлом году предлагал создать в Липецке ком ­ позицию «Весна Победы». На холме, усыпанном цветами, стоит солдат. Он ушёл на фронт защищать свою жену, дочь и новорождённого сына. В мае 45-го его встречала семья. Сын в огромной отцовской кепке смотрит на папу снизу вверх обожающим взглядом, папка пришёл жи ­ вой — у многих отцы погибли. Рядом дочка и жена с цве ­ тами, держатся за руки, У нас обычно тема войны через фигуру солдата передаётся. Я же хотел показать счастье семейное, посыл в мирную жизнь, которую люди строи ­ ли после войны. Эскиз был сделан. Место нашлось — на проспекте Победы, Т^м есть скверик рядом с Кольцевой, перед танком. Но проект пока не пошёл. Я спокойно к это ­ му отношусь — на всё воля Божья. В: 1- В работе должна быть душа — Что для вас самое важное в работе? — В том, что я имею право заниматься скульптурой, меня убеждает то, что я очень глубоко чувствую и пережи ­ ваю темы, за которые берусь. Они становятся мне близкими и понятными. Скульптуру ведь можно создавать языком реа ­ листическим, а можно и абстрактным, Но всегда нужно вкла ­ дывать свой дух, чтобы из камня шла энергетика. Сейчас есть памятники, которые, как манекены, до ресничек проработаны, но ничего не излучают, получа ­ ется, весь труд художника потрачен зря. А ведь худож ­ ник — это проводник мыслей из верхних сфер на землю. Поэтому в работе должна быть душа. Да, бывает, скульп ­ тор воплощает свою идею, а она не нравится, зрители не готовы её воспринять. Тогда нужно быть уверенным в себе и идти бескомпромиссно своим путём. — У вас есть ученики? — Сын стал мне верным помощником. Моя мечта ис ­ полнилась — мы работаем вместе. Больше никого не обу ­ чаю. Это очень ответственное дело. — Для вас важен отзыв людей на вашу работу? — Я понимаю, что люди все разные. Почитал некото ­ рые отзывы. Кто-то написал про экипаж Т-34: «Зачем ну ­ жен этот памятник?» Нужен, чтобы хоть у одного чело ­ века что-то в душе шевельнулось. Я внутри себя сплавил многое: образы, мысли, переживания — всё это вложил в памятник, чтобы такие же мысли и чувства пробудить в тех, кто будет на него смотреть. Текст: Виктория Толчеева Фото: Сергей Паршин и из архива героя Из результатов исследования: «Девять из 10 выпускников школы пишут «чИсголюбивый и объясняют эго тем, что «любит чИсготу». Каждый десятый школьник не слышал этого слова». И эго вполне закономерно, потому что слово «чЕсголюбивый» объективно сегодня можно считать устаревшим, И не потому, что понятие чести вышло из формата социальных приоритетов, а потому, что «честь» имеет как минимум два значения. Во-первых «достоинство, самоуважение» — как раз в таком случае говорят «человек чести», «береги честь смолоду». Во-вторых «честь» как «почесть, знаки уважения, признание». Именно стремление к получению высокого положения, предполагающего всеобщее почтение и дающего социальные преимущества, принято называть «чЕстолюбием». Сточки зрения канонической морали XIX-XX веков, это отнюдь не положительное качество: со школьных лет мы все помним, что стремление стать сверхчеловеком погубило Раскольникова, да и Андрея Болконского Лев Николаевич лишил жизненной перспективы за его «хочу любви и славы народной».,. Но изменились времена: желание «делать карьеру» не только не осуждается — как было тогда, когда полагалось покорять просторы Вселенной и океанские глубины, а не топ-менедэкерские позиции в передовых компаниях — но и активно поддерживается обществом. Стремление получить должность, занять высокий пост обозначается как положительная черта человека, а хождение по головам — как продуктивное средство реализации карьерных устремлений. Естественно, для обозначения подобного подхода появляется новое слово — «амбиция». Его словарное значение: «тщеславие, спесивость, чванство, необоснованные притязания на что-нибудь». Но в современном русском языке слово «амбиция» получило позитивную коннотацию и с успехом заменило не только «честолюбие», но и «целеустремлённость». О моральных аспектах такой рокировки говорить не будем, но заметим, язык обладает не только общепризнанными богатством и выразительностью, но и снисходительностью к нашим человеческим слабостям, подсказывает, какие слова лучше использовать в соответствии с запросами времени. Ведь, как считал Белинский, «у языка есть хранитель надёжный и верный: это его же собственный дух гений», И если мы прислушаемся к его подсказкам, поймём, что школьники ошибаются в правописании слов «авАнтюрный, приноровиться, блАгородный, альмАнах», подбирая неверные ассоциации, потому что время заменило их на «экстремальный, адаптироваться, элитный, портал». Однако хотелось бы, чтобы слова, неактуальные сегодня, мы всё-таки попридержали в закромах своей памяти и не только ради уважения к истории языка и культуре, но и из практического соображения: а вдруг случится мода на языковой винтаж. I» 6^ г"* к, № R L <0 1-:; да да да V о t S о с «8 <• о t S о с <0 А е. У «ПИТЕР ПЭН И АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС» Режиссёр: Бренда Чепмен Жанр: фэнтези, драма, приключения В ролях: Гуту Эмбата-Ро, Анджелина Джоли, Дэвид Ойелоуо <9 Ф О <9 Т <9 I S R О 16* ;^й1ВЯ igjj «колдовсгеа новый ритуал » Режиссёр: Зои Листер Джонс Жанр: ужасы, фэнтези, драма В ролях: Дэеид Духовны, Мишель Монахэн, Кэйли Спэни <8 Ф О <9 Т <9 I S R о ВЗАПЕРТ 1 W е о О с *е «ВЗАПЕРТИ» Режиссёр: Аниш Чаганти Жанр: ужасы, триллер, детектив В ролях: Сара Полсон, Кира Аллен, Онали Эймсе <9 Ф О е <9 Т <9 I $ >5 О 5s «БЕГ» Режиссёр: Андрей Загидуллин Жанр: триллер В ролях: Полина Махсимоеа, Евгений Роман14ое, Мария Ахметзянова к <0 хО m е о о с *е <9 Ф О е <9 Т <9 I $ >s о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz