Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
6 АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПЕРВЫЙ НОМЕР №45 018) 23 ноября 2020 года Ирина Бурмыкина; МЫ мост МЕЖДУ людьми и ВЛАСТЬЮ СПРАВКА проректор ЛГПУ Ирина Викторовна Бурмыкина имени Семёнова-Тян-Шанского, доктор социологических наук, профессор. Автор более 200 научных публикаций. 6 Общественной палате — с 2011 года. С 2014 по 2020 год — член Общественной палаты РФ от Липецкой области. В 2018 году избрана заместителем председателя Общественного совета при Министерстве просвещения. С 2019 года — член Общественного совета при Министерстве науки и высщего образования РФ. 6 2020 году избрана председателем Общественной палаты Липецкой области. К вартиры для сирот и мониторинг качества пи тания, проблемы реконструкции полигонов ТБО и трудоустройства липчан в период пандемии — Общественная палата (ОП) держит на контроле актуаль ные проблемы региона. Какие задачи стоят перед общественниками, как ^дет выстраиваться работа шестого созыва, зачем нужен пул экспертов и почему с образованием не всё так плохо — на вопросы «Первого номера» ответила председатель Обще ственной палаты Липецкой области Ирина Бурмыкина. — Ирина Викторовна, ОП как общественный институт существует давно. Но простым людям не всегда понятно, чем же вы занимаетесь: решений палата не принимает, её предложения для власти носят рекомендательный характер. — Я бы выделила три основные наши задачи. Первая зафиксирована в 183-м Федеральном законе: представле ние интересов граждан, некоммерческих объединений (НКО), защита их интересов. Вторая задача — общественная экспертиза нормативно-правовых актов, законопроектов социального характера, так называемые нулевые чтения. Прежде чем законопроекты представят в Госдуме, они проходят обсуждение в общественных палатах, чтобы вы явить социальные последствия и риски. И третья задача, которую перед нами поставил президент, — общественный контроль. Особенно по тем направлениям, что определены в региональной части национальных проектов. — Иногда возникает ощущение, что власть и люди живут в параллельных реальностях. То есть вы мостик? — И главным инициатором выстраивания этого мо ста является президент. Он на многих площадках говорит о значимости ОП как института, который позволяет доне сти запросы людей до власти. — И власть прислушивается? — Конечно, ведь наша работа регулируется федеральным законом, Да, наши предложения носят рекомендательный характер, но они аккумулируют мнение общественности. Мы видим, как органы власти перестраивают свою деятель ность. В мае мы выступили инициаторами мер поддержки для НКО во время пандемии. — Пандемия вскрыла серьёзную социальную проблему — серую занятость. Сейчас мы получили рост безработицы в четыре раза. Эта проблема стала одной из первых, за которую взялся ваш созыв. — Да, мы делали запросы, собирали и системати зировали информацию — увидели, какова реальная ситуация на рынке труда в регионе. Она непростая. Но безработица в Липецкой области гораздо ниже, чем в других регионах ЦФО. Мы видим, что большая работа проводится управлениями труда и занятости, экономи ческого развития. Сейчас предлагаются образователь ные программы и для молодёжи, и для людей пред пенсионного возраста. Вакансий много: на i октября — 10 тысяч мест. При этом мы поняли: в регионе мало предложений для молодёжи и студентов. До пандемии они работали в общепите. После введения ограничительных мер оста лись без работы. Хотя многие самостоятельно оплачива ют учёбу и жильё. Поэтому необходимы дополнитель ные программы. Например, наш университет оказывает поддержку студентам, которые остались без работы. Но так должно быть не в одном вузе, это должно стать си стемой. — Вы сказали, что одна из задач ОП — общественный контроль. Сейчас активно ведёте мониторинг организации питания в школе. Но уже лет 15 депутаты и общественники пытаются решить вопрос качества питания в школе. И безрезультатно. — Сейчас вопрос стоит несколько иначе. Поручение контролировать организацию горячего питания учени ков младших классов прозвучало напрямую 2О января, когда Путин встречался с общественностью в Усмани, так что он нам, палатам, лично дал это поручение. Го сударство выделяет финансирование — должна быть организована система контроля за расходованием го сударственных средств. Но задача шире — должно быть обеспечено не просто питание, а горячее и качественное. Мы запустили горячую линию с i сентября. Туда мо жет позвонить родитель, школьник: задать вопрос, со общить о проблеме. Сделали анонимный опрос, проана лизировали сообщения в соцсетях. Аккумулировав всю информацию, составили программу мониторинга. Посетили несколько школ и оператора питания «Фьюжен менеджмент», к которому было много наре каний. Мы проверили, как хранятся продукты, каков их состав, кто поставщик. И увидели, что школьникам компания предлагала ультрапастеризованное молоко и кондитерские изделия с трансжирами. Среди постав щиков мало местных производителей. Были вопросы и к хранению овощей. Поговорили с детьми. Они не жалуются, что невкус но. Да, кто-то не ест макароны, кто-то рыбу или овощи — вкусы у всех разные. Но мы убедились, что меню сба лансированное. Сейчас работает другая компания. — Оператор сменился — задача решена? — Мы ^дем проводить проверки до конца года и ^дем подключать к этой работе муниципальные палаты. — Продолжая тему образования, вопрос к вам больше как к члену Общественного совета при Минпросвещения. Современную школу не ругал только ленивый. В обществе назрел запрос на качественное образование? — Не соглашусь с вами, что качеству образования не уделяется должного внимания. Система стала другой, если сравнивать советскую и современную. Конечно, в советской много хорошего, что нужно брать, И многое восстанавливается. Например, в школу возвращена за дача воспитания. Много амбициозных задач поставлено перед нами нацпроектом «Образование» — это вхожде ние в десятку ведущих стран по качеству образования. Школы оснащаются по последнему слову науки и тех ники. Но сегодня нужно перестраиваться и учителю. Он пе рестал быть единственным носителем знания, как это было ещё 50 лет назад. Сейчас задача и роль учителя — это направление, ориентирование в огромном потоке ин формации, которую получают дети из различных источ ников. Задача учителя — подсказать, как работать с этой информацией, как правильно её упаковывать, делать вы воды, чтобы сформировать собственное мнение, уметь его защитить, — Вы были членом ОП России. Опыт работы в федеральной структуре перенесёте на липецкую почву? — В 2017-м я стала членом комиссии по развитию об разования и науки. Удалось увидеть практику взаимодей ствия университетов и администрации других субъектов. Благодаря этому некоторые регионы теперь выигрывают в научно-технологическом развитии. Например, Томск. Там создан один из первых научно-образовательных центров мирового уровня. Университет находится в тесном взаимо действии с администрацией региона. Эго позволяет решать задачи развития науки в субъекте и проблемы технологи ческого и инновационного развития самого региона. Такой опыт будет полезен и нам. Начали работу по взаимодействию с ОП муниципа литетов — запустили проект «ОП по-чесгному», который из-за ограничительных мер пришлось притормозить. Мы выезжали в районы, встречались с общественниками, вы слушивали их жалобы и вопросы. И, что примечательно, было много предложений. Есть активисты, которые готовы тратить свои время и средства, чтобы, например, навести порядок в парке. Эго очень ценно. Также мы сейчас отстраиваем механизм общественной экспертизы. — Вы набираете пул экспертов. Чем они будут заниматься и кто может туда войти? — Чтобы наши рекомендации были обоснованны ми, опирались на профессиональные знания, результат конкретной деятельности, мы и приглашаем экспер тов. Формирование пула происходит методом снежно го кома. Он позволяет в несколько этапов определить тех, чьё мнение признано большинством липчан. Мы набираем экспертов по 15 направлениям. Сейчас у нас в списке более юо человек. Это в том числе наши земля ки, которые живут в других регионах, но болеют душой за Липецкую область. Эксперты будут анализировать правовые акты, вести работу в рамках комиссий пала ты. Сейчас происходит обсуждение списка кандидатур в пул экспертов. И мы будем рады, если к нам продол жат присоединяться люди, которые хотят принести пользу региону. Текст: Наталья Горяйнова Фото: Павел Покидов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz