Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)

8 ТЕМА НЕДЕЛИ ч * [•- Ltt I '1 г ttl 9, ПЕРВЫЙ НОМЕР №05 (278) 10 феврале 2020 года - Vo о. ОН ВАМ НЕ святой На этой неделе будут отмечать один из самых медийных и успешно коммерциализированных праздников — День всех влюблённых, он же День святого Валентина. Не останется в стороне от «любовной лихорадки» и Россия. И пока одни будут придумывать оригинальные «валентинки», другие продолжат настойчиво объяснять, что любые симпатии к этому празднику — прямая дорога в ад. Обозреватель «Первого номера» пытается разобраться, так ли страшен святой Валентин, как его малюют. И сторию пр)аздыика любви приня ­ то возводить к древнеримским луперкалиям — мистическим действам, смысл которых весьма удачно вписывается в современные рассуждения о необходимости увеличить численность населения России. Официальная же легенда Дня святого Валентина повествует об одноимённом Белгорюдская область. Её бессменный священнике, нарушившем запрет импе- i ратора Клавдия II на освящение браков праздновать День святого Валентина в об- и наказанном за это смертью. Накануне разовательных и культурных учреждени- казни 14 февр)аля, по преданию, он оста- ях из-за противоречий русской культуре, вил для своей возлюбленной послание. Неформально почин ежегодно поддержи- названное позже «валентинкой». Казалось бы, перед нами обычное сплетение языческого и христианского сюжетов. Но ведущиеся год от года в Рос- Праздник сии споры показывают, что дело тут на ­ много серьёзнее. к концу до-х, когда после нескольких лет опалы в России стала звучать националь ­ но-консервативная повестка. Но апогей начался позже, когда мне ­ ние отдельных «диванных антизападни ­ ков» начали поддерживать видные пргед- ставители РПЦ и даже светской власти. В 2011 ГОДУ в центре внимания оказалась губернатор Евгений Савченко запр>етил Личное дело каждого Есть все основания полагать, что по ­ лемика между служителями РПЦ и за ­ претительные инициативы чиновников применительно к Дню святого Валентина интересны только им самим и журнали ­ стам, которым будет о чём написать. Для прххтого человека празднование Дня всех влюблённых — абсолютно личное дело. Поэтому соцопрюсы из года в год показывают, что половина россиян не обращает внимания на этот праздник, а другая половина готова охотно дарить вается и в других регионах России. Неформальный Сегодня он играет джаз Неформально пр)аздновать День всех Католическая церковь из-за языческих кор- влюблённых в нашей стране начали еще во вргемена позднего СССР, когда запад ­ ничество стало тргендом для некоторых слоёв общества. Долгое врюмя внимания на этот факт никто особо не обращал. Не ­ довольные голоса послышались ближе Связывать День всех влюблённых с прю- исками Запада прютив русской духовности между тем не совсем корректно. Дело в том, что в России, как и в других странах мира, этот пр)аздник отмечается неформально, возлюбленным «валентинки» и оказы ­ вать им 14 февраля чуть больше внима ­ ния, чем в другие дни. Удивляться этому не приходится. Ещё 25-30 лет тому назад наши соотечествен ­ ники искрюнне перюживали, выйдет ли из комы Сиси Кэпвелл и поженятся ли Ма ­ рианна и Луис Альберто. Уже много лет ней не признает его официально, так же как и православная, не говоря уже обо всех остальных. Так, в рюссийских католических приходах 14 февраля отмечается литурги ­ ческий праздник покрювителей Европы святых Кирилла и Мефодия. При этом диакон Андрай Кураев в од ­ ном из своих текстов напомнил, что став ­ ший символом праздника влюблённых человек жил задолго до великой схизмы 1054 года, разделившей западную и вос ­ точные церкви. Следовательно, и для православия он не совсем уж чтобы чу ­ жой человек. мы НОСИМ иностранную одежду, ездим на иностранных автомобилях, слуша ­ ем иностранную музыку и восхищаемся мастерютвом иностранных спорсменов. Подарюнная любимому человеку «вален ­ тинка» на этом фоне — капля в море. Лишний повод Вестернизация проникла в националь ­ ную матрицу россиян на самом глубоком бытовом урювне, и изгнать её обратно уже невозможно. Да и есть ли смысл? Национальная идентичность рюсси- ян в XXI веке — это уже давно не то же самое, что и во вр>емена Иоанна Грюзного и даже р)аннего Михаила Гор>бачёва. Она изменилась и усложнилась настолько, что рассматривать любой инорюдный празд ­ ник как угрюжающее ей явление — значит упрющать вопрюс до низшей стадии при ­ митивизма. Если для советского стиляги «безрюдыый космополитизм» был так или иначе связан с политическим или соци ­ альным прютесгом прютив системы, то для соврюменной молодёжи интер>ес к тому же Дню Святого Валентина — заурядный факт жизни и лишний повод сделать при ­ ятное любимому человеку. Текст: Эдуард Клюев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz