Первый номер. 2020 г. (г. Липецк)
8 ТЕМА НЕДЕЛИ ч * [•- Ltt I '1 г ttl 9, ПЕРВЫЙ НОМЕР №05 (278) 10 феврале 2020 года - Vo о. ОН ВАМ НЕ святой На этой неделе будут отмечать один из самых медийных и успешно коммерциализированных праздников — День всех влюблённых, он же День святого Валентина. Не останется в стороне от «любовной лихорадки» и Россия. И пока одни будут придумывать оригинальные «валентинки», другие продолжат настойчиво объяснять, что любые симпатии к этому празднику — прямая дорога в ад. Обозреватель «Первого номера» пытается разобраться, так ли страшен святой Валентин, как его малюют. И сторию пр)аздыика любви приня то возводить к древнеримским луперкалиям — мистическим действам, смысл которых весьма удачно вписывается в современные рассуждения о необходимости увеличить численность населения России. Официальная же легенда Дня святого Валентина повествует об одноимённом Белгорюдская область. Её бессменный священнике, нарушившем запрет импе- i ратора Клавдия II на освящение браков праздновать День святого Валентина в об- и наказанном за это смертью. Накануне разовательных и культурных учреждени- казни 14 февр)аля, по преданию, он оста- ях из-за противоречий русской культуре, вил для своей возлюбленной послание. Неформально почин ежегодно поддержи- названное позже «валентинкой». Казалось бы, перед нами обычное сплетение языческого и христианского сюжетов. Но ведущиеся год от года в Рос- Праздник сии споры показывают, что дело тут на много серьёзнее. к концу до-х, когда после нескольких лет опалы в России стала звучать националь но-консервативная повестка. Но апогей начался позже, когда мне ние отдельных «диванных антизападни ков» начали поддерживать видные пргед- ставители РПЦ и даже светской власти. В 2011 ГОДУ в центре внимания оказалась губернатор Евгений Савченко запр>етил Личное дело каждого Есть все основания полагать, что по лемика между служителями РПЦ и за претительные инициативы чиновников применительно к Дню святого Валентина интересны только им самим и журнали стам, которым будет о чём написать. Для прххтого человека празднование Дня всех влюблённых — абсолютно личное дело. Поэтому соцопрюсы из года в год показывают, что половина россиян не обращает внимания на этот праздник, а другая половина готова охотно дарить вается и в других регионах России. Неформальный Сегодня он играет джаз Неформально пр)аздновать День всех Католическая церковь из-за языческих кор- влюблённых в нашей стране начали еще во вргемена позднего СССР, когда запад ничество стало тргендом для некоторых слоёв общества. Долгое врюмя внимания на этот факт никто особо не обращал. Не довольные голоса послышались ближе Связывать День всех влюблённых с прю- исками Запада прютив русской духовности между тем не совсем корректно. Дело в том, что в России, как и в других странах мира, этот пр)аздник отмечается неформально, возлюбленным «валентинки» и оказы вать им 14 февраля чуть больше внима ния, чем в другие дни. Удивляться этому не приходится. Ещё 25-30 лет тому назад наши соотечествен ники искрюнне перюживали, выйдет ли из комы Сиси Кэпвелл и поженятся ли Ма рианна и Луис Альберто. Уже много лет ней не признает его официально, так же как и православная, не говоря уже обо всех остальных. Так, в рюссийских католических приходах 14 февраля отмечается литурги ческий праздник покрювителей Европы святых Кирилла и Мефодия. При этом диакон Андрай Кураев в од ном из своих текстов напомнил, что став ший символом праздника влюблённых человек жил задолго до великой схизмы 1054 года, разделившей западную и вос точные церкви. Следовательно, и для православия он не совсем уж чтобы чу жой человек. мы НОСИМ иностранную одежду, ездим на иностранных автомобилях, слуша ем иностранную музыку и восхищаемся мастерютвом иностранных спорсменов. Подарюнная любимому человеку «вален тинка» на этом фоне — капля в море. Лишний повод Вестернизация проникла в националь ную матрицу россиян на самом глубоком бытовом урювне, и изгнать её обратно уже невозможно. Да и есть ли смысл? Национальная идентичность рюсси- ян в XXI веке — это уже давно не то же самое, что и во вр>емена Иоанна Грюзного и даже р)аннего Михаила Гор>бачёва. Она изменилась и усложнилась настолько, что рассматривать любой инорюдный празд ник как угрюжающее ей явление — значит упрющать вопрюс до низшей стадии при митивизма. Если для советского стиляги «безрюдыый космополитизм» был так или иначе связан с политическим или соци альным прютесгом прютив системы, то для соврюменной молодёжи интер>ес к тому же Дню Святого Валентина — заурядный факт жизни и лишний повод сделать при ятное любимому человеку. Текст: Эдуард Клюев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz