Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)
№4 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ 1-1 НФОРМАШЮННО-АНАЛНТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР ВОСЕМЬ СОВЕТОВ ОТ СПЕЦИДЛИСТД, КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С ДЕТЬМИ О ДЕНЬГАХ : ‘ СЧАСТЬЕ/ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 1 РВОФИНАНСЫ |2Р Не платите ребето'за каждую отличную оцещд' или за вы полнение домашних обязанностей. Иначе сформируете у него неверную мотивацию. Давать деньги моною за допогшитель- ную помощь — напрттер, поч»{нку компьютера А noouijinn. за успехи в учебе лучше по итогам года У ребенка будет время исправить оценки, а деньги не станут главным стимулом. Первоклашкам можно объяснить, что ташс квартплата семейный бюджет, скидки, расгфодажи, кредиты. Дети лет с ]о могут выступать «финансовыми консультантами» своей семьи. Нг^це 1к бережному потреблению и попросите по считать, сколько семья теряет денег, когда не закрывают кран и нс выключактт свет. СОВЕТ № 5. НАПОМИНАЕМ РЕБЕНКУ ПРО ДОБРЫЕ ДЕЛА Чтобы не вырастить скрягу, всегда напоминайте ребен ку, что деньги сами по себе не имеют цены, Оки означают ровно то, что на них можно приобрести. Объясните, что ис пользовать финансы можно не только для себя, но и для кого-то еще, кто нуждается в помощи. Например, можно перечислить какую-то сумму на бла готворительность. Ребенку приятно будет осознавать, что он кому-то помог. Воспитывайте в нем позитивное отно шение к идее делиться с кем-то. Напоминайте, что добрые дела надо делать бескорыстно. некоторых семьях не принято обсуждать с детьми денежные вопросы. «Им рано думать о деньгах», «вырастут — еще успеют ггамучиться с ф1гнансо- выми проблемами», — рассуждают родители. Но детям, которьгх с малых лет учат обращаться с деньгами, гораздо проще справиться с финансовыми трудностями во взрослой жизни. ПОЧЕМУ ВАЖНО ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ФИНАНСАХ? — Чем раньше вы начнете разговор о деньгах со своим j5e- бенком, тем быстрее воспитаете в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету, — уверена начальнчх эконолш- чеааюо отдела Отделения Липецк ГУ Банка Росаш по ЦФО Ольга Крючкова. — Эго позволит ему раньше npoiirn путь проб и ошибок и понягь, как действовать в будущем. Он шучнтся планировать траты и копить, самостоятельно принимать фи нансовые решения, ценить свое время и ресурсы. Пускай его первой финансовой целью станет игрушка — зато ои купит ее сам и поймет, как двигаться к своей цели. Начать надо с себя. Дети учатся, глядя на взрослых. Глупо учить ребенга финансовой грамотности и при этом подавать обратньот пример — то транжирить де11ьги, то переходить в ре жим жесткой экономии. Для начала стоит разобраться со сво- itbui финансовыми привычками. Если вы планируете бюджет, тратите деньги с умом и защищаетесь от рисков, ваш ребенок, скорее всего, быстрее научится делать так же. СОВЕТ № L ОБЪЯСНЯЕМ В ИГРОВОМ ФОРМЕ Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты. • Откуда берутся деньги? Объясните ребенку, что деньги не растут на деревьях н не «берутся из ящика» (банкомата), как cHitTOJOT многие малыши. Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются по-разному. Ребе нок должен пшгять. что деньги не появляются сами собой по первому требованию. Можно устроить игру, например, в профессии. Дети могут выбрать себе роль; парикмахера, врача, булочника. Выдайте каждому набор иг]зушечных де нег, чтобы они могли обращаться друг к другу за услугами и расплачиваться за них. • Что можно купить на деньги? Начните с элементаргго- го: в обмен на деньги мы получаем продукты и жизненно необходимые услуги. Например, если не купишь молока, утром не с чем будет есть кашу, а если не оплатишь элек тричество, в доме будет темно и холодно. Сыграйте в мага зин; проставьте цену на разных товарах. Кто-то будет про давцом, кто-то — покупателем. Для младших школьников подойдут игры посложнее. Дети обожают, когда им что-то покупают. Но они должны понимать, что ресурсы ограниченны. Когда идете с ребен ком в магазин, предложите ему стать вашим «счетчиком» и сообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет 1000 рублей. Сравнивайте, что сколько стоит; 150 рублей — это одна курица, 2 кг яблок или полкило конфет. СОВЕТ № 2. ПООЩРЯЕМ ДЕТСКИЕ НАКОП71ЕНИЯ Желаний обычно больше, чем денег. Помоптге ребенку трансформировать его «хотелки» в конкретную финансовую цель. Он должен научиться делать выбор — отказываться от лишнего в пользу чего-то более важного и ценного. Например, не тратиться на шоколадки каждый день, зато в конце месяца купить себе новую игрушку. Некоторые родители совершают ошибст; делают ребен ку подсфок еще до того, как он успел его захотеть. В итоге ему незачем мечтать и у него не может быть никаких фштансовых целей — ему уже и так все купили. Научить детей откладывать на мечту поможет копилка. Подросткам подойдут специальные мобильные приложения. ДЕНЬГИ - ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ, И РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ-I ПОДГОТОВИТЬ ДЕТЕИ К ПРАВИЛЬНОМУ ОБРАЩЕНИЮ С НИМИ СОВЕТ № 3. ДОВЕРЯЕМ ДЕТЯМ ПОКУП ки Когда ребенок накопил, например, на игрушку, дайте ему возмоиоюсть самому ее оплаппь. Он будет гордиться тем, что самостоятельно достиг цели, и запомнит это чув ство на всю жизнь. Уже со школьного возраста детям мож но доверять пок>Т1КИ в магазине по списку от родителей. Приучайте их быть разумными и внимательными, сравни вать цены и экономить — но не в ущерб качеству. Сначала ЭТО стоит делать в присутствии мамы или папы, а затем И самостоятельно. СОВЕТ № 4. УЧИМ УПРАВЛЯТЬ БЮДЖЕТОМ В БЫТУ и взрослым, и детям надо научиться реально оценивать свои ресурсы и управлять тем, что есть. Потратить ли все кар манные деньп! сразу или растянуть на неделю? Отложить 1и мечту или угостить весь класс морои<е11ым? Объястште ребенку, что суммы, которые вы ему даете или дарит бабушка надень рождения, — полностью его. Азначит — ему 13ешать, как ими эффективнее распорядиться. Постепен но расширяйте зону ответственности ребешеа — от покупки еды по списку до самостоятельного планирования и закупки школьньсх принадлежностей, от выбора подарка другу на день рождения на нуншую сумму до управления своим кармашгым бюджетом I га все каникулы. Лучше давать ребенку деньги сразу ги какой-то период, на пример на неделю. Какое-то количество рублей на неделю — шаг к долгосрочному планированию. СОВЕТ № 6. УВАЖАЕМ ПРАВО РЕБЕНКА НА ОШИБКИ Ваш ребенок — это другой человек, и его взгляд на вещи может отличаться от вашего. Не бросайтесь сразу же кри тиковать его поступки. Сначала узнайте его мнение, а по том поделитесь своим. Разрешите детям учиться на своих ошибках. Например, если ваш ребенок потратил на ерунду деньги, которые хотел отложить на какую-то важную по купку, нс ругайте его. Посчтггайте вместе с ним, насколько дольше ему придется копить. Наведите его на правильные выводы. Пусть он наиграется с бесполезными тратами в детстве, зато в Идущем это поможет ему избежать более крупных финансовых проблем. СОВЕТ № 7. ИСКЛЮЧАЕМ НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ Не стоит забивать детскую голову фразами вроде «богат ство — это гиго.хо», «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Заложенные в детстве установки могут поме шать ребенку стать благополучным во взрослой жизни. И 1ги в коем случае не перекладывайте на детей свои взрослые проблемы — не жалуйтесь ребенку на ипотеку и малашкую зарплату. Это может поселить в ребенке тре вогу, связанную с финансами. И в будущем он может, на пример, согласиться на нелюбимую работутолько из страха остаться без денег. Создавайте у него чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне. СОВЕТ № 8. ОТВЕЧАЕМ НА НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ Ваш доход — это конфиденциальная информация. А дети довольно болтливы. Вряд ли вы хотели бы, чтобы завтра вашу зарплату обсуждала вся школа. Объясните, что сумма заработка может отличаться от месяца к месяцу, рас- сказките, из чего она складывается. Можно ограничиться фразой; «Достаточно для нашей семьи». Если ребенок на чал сравнивать достаток вашей семьи с другими, не стоит уходить в оборону или переключаться на обвинение друггьх. Объясните, что все люди, гьх навыки и то, что сейчас востре бовано на рынке труда, могут сильно отличаться, разные профессии оплачиваются по-разному и в каждой семье свои цешгосги. Такой вопрос может стать отличным поводом об судить с ребенком, кем он хотел бы стать в будущем и какой видит свою взрослую жизнь. Какой бы неудобный вопрос ни задал вам ребенок, не оставляйте его без внимания. Уточните, почему его это заинтересовало. Иногда причина важнее самого вопроса. А решение проблемы может оказаться вовсе не в финансо вой плоскости. Деньги — очень важная часть жизни, и родительский долг — подготовить детей к правильному обращению с ними. И в то же время стоит объяагить, что счастье, дей ствительно, не в миллионах. ТЕКСТ: ЕЛЕНА СКРЕБО ПО МДТЕРНАЛАНСДЯТД RNKULTINFO ФОТО: СЕРГЕЙ ПОИВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz