Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

№4 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ 1-1 НФОРМАШЮННО-АНАЛНТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР ВОСЕМЬ СОВЕТОВ ОТ СПЕЦИДЛИСТД, КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С ДЕТЬМИ О ДЕНЬГАХ : ‘ СЧАСТЬЕ/ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 1 РВОФИНАНСЫ |2Р Не платите ребето'за каждую отличную оцещд' или за вы ­ полнение домашних обязанностей. Иначе сформируете у него неверную мотивацию. Давать деньги моною за допогшитель- ную помощь — напрттер, поч»{нку компьютера А noouijinn. за успехи в учебе лучше по итогам года У ребенка будет время исправить оценки, а деньги не станут главным стимулом. Первоклашкам можно объяснить, что ташс квартплата семейный бюджет, скидки, расгфодажи, кредиты. Дети лет с ]о могут выступать «финансовыми консультантами» своей семьи. Нг^це 1к бережному потреблению и попросите по ­ считать, сколько семья теряет денег, когда не закрывают кран и нс выключактт свет. СОВЕТ № 5. НАПОМИНАЕМ РЕБЕНКУ ПРО ДОБРЫЕ ДЕЛА Чтобы не вырастить скрягу, всегда напоминайте ребен ­ ку, что деньги сами по себе не имеют цены, Оки означают ровно то, что на них можно приобрести. Объясните, что ис ­ пользовать финансы можно не только для себя, но и для кого-то еще, кто нуждается в помощи. Например, можно перечислить какую-то сумму на бла ­ готворительность. Ребенку приятно будет осознавать, что он кому-то помог. Воспитывайте в нем позитивное отно ­ шение к идее делиться с кем-то. Напоминайте, что добрые дела надо делать бескорыстно. некоторых семьях не принято обсуждать с детьми денежные вопросы. «Им рано думать о деньгах», «вырастут — еще успеют ггамучиться с ф1гнансо- выми проблемами», — рассуждают родители. Но детям, которьгх с малых лет учат обращаться с деньгами, гораздо проще справиться с финансовыми трудностями во взрослой жизни. ПОЧЕМУ ВАЖНО ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ФИНАНСАХ? — Чем раньше вы начнете разговор о деньгах со своим j5e- бенком, тем быстрее воспитаете в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету, — уверена начальнчх эконолш- чеааюо отдела Отделения Липецк ГУ Банка Росаш по ЦФО Ольга Крючкова. — Эго позволит ему раньше npoiirn путь проб и ошибок и понягь, как действовать в будущем. Он шучнтся планировать траты и копить, самостоятельно принимать фи ­ нансовые решения, ценить свое время и ресурсы. Пускай его первой финансовой целью станет игрушка — зато ои купит ее сам и поймет, как двигаться к своей цели. Начать надо с себя. Дети учатся, глядя на взрослых. Глупо учить ребенга финансовой грамотности и при этом подавать обратньот пример — то транжирить де11ьги, то переходить в ре ­ жим жесткой экономии. Для начала стоит разобраться со сво- itbui финансовыми привычками. Если вы планируете бюджет, тратите деньги с умом и защищаетесь от рисков, ваш ребенок, скорее всего, быстрее научится делать так же. СОВЕТ № L ОБЪЯСНЯЕМ В ИГРОВОМ ФОРМЕ Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты. • Откуда берутся деньги? Объясните ребенку, что деньги не растут на деревьях н не «берутся из ящика» (банкомата), как cHitTOJOT многие малыши. Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются по-разному. Ребе ­ нок должен пшгять. что деньги не появляются сами собой по первому требованию. Можно устроить игру, например, в профессии. Дети могут выбрать себе роль; парикмахера, врача, булочника. Выдайте каждому набор иг]зушечных де ­ нег, чтобы они могли обращаться друг к другу за услугами и расплачиваться за них. • Что можно купить на деньги? Начните с элементаргго- го: в обмен на деньги мы получаем продукты и жизненно необходимые услуги. Например, если не купишь молока, утром не с чем будет есть кашу, а если не оплатишь элек ­ тричество, в доме будет темно и холодно. Сыграйте в мага ­ зин; проставьте цену на разных товарах. Кто-то будет про ­ давцом, кто-то — покупателем. Для младших школьников подойдут игры посложнее. Дети обожают, когда им что-то покупают. Но они должны понимать, что ресурсы ограниченны. Когда идете с ребен ­ ком в магазин, предложите ему стать вашим «счетчиком» и сообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет 1000 рублей. Сравнивайте, что сколько стоит; 150 рублей — это одна курица, 2 кг яблок или полкило конфет. СОВЕТ № 2. ПООЩРЯЕМ ДЕТСКИЕ НАКОП71ЕНИЯ Желаний обычно больше, чем денег. Помоптге ребенку трансформировать его «хотелки» в конкретную финансовую цель. Он должен научиться делать выбор — отказываться от лишнего в пользу чего-то более важного и ценного. Например, не тратиться на шоколадки каждый день, зато в конце месяца купить себе новую игрушку. Некоторые родители совершают ошибст; делают ребен ­ ку подсфок еще до того, как он успел его захотеть. В итоге ему незачем мечтать и у него не может быть никаких фштансовых целей — ему уже и так все купили. Научить детей откладывать на мечту поможет копилка. Подросткам подойдут специальные мобильные приложения. ДЕНЬГИ - ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ, И РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ-I ПОДГОТОВИТЬ ДЕТЕИ К ПРАВИЛЬНОМУ ОБРАЩЕНИЮ С НИМИ СОВЕТ № 3. ДОВЕРЯЕМ ДЕТЯМ ПОКУП ки Когда ребенок накопил, например, на игрушку, дайте ему возмоиоюсть самому ее оплаппь. Он будет гордиться тем, что самостоятельно достиг цели, и запомнит это чув ­ ство на всю жизнь. Уже со школьного возраста детям мож ­ но доверять пок>Т1КИ в магазине по списку от родителей. Приучайте их быть разумными и внимательными, сравни ­ вать цены и экономить — но не в ущерб качеству. Сначала ЭТО стоит делать в присутствии мамы или папы, а затем И самостоятельно. СОВЕТ № 4. УЧИМ УПРАВЛЯТЬ БЮДЖЕТОМ В БЫТУ и взрослым, и детям надо научиться реально оценивать свои ресурсы и управлять тем, что есть. Потратить ли все кар ­ манные деньп! сразу или растянуть на неделю? Отложить 1и мечту или угостить весь класс морои<е11ым? Объястште ребенку, что суммы, которые вы ему даете или дарит бабушка надень рождения, — полностью его. Азначит — ему 13ешать, как ими эффективнее распорядиться. Постепен ­ но расширяйте зону ответственности ребешеа — от покупки еды по списку до самостоятельного планирования и закупки школьньсх принадлежностей, от выбора подарка другу на день рождения на нуншую сумму до управления своим кармашгым бюджетом I га все каникулы. Лучше давать ребенку деньги сразу ги какой-то период, на ­ пример на неделю. Какое-то количество рублей на неделю — шаг к долгосрочному планированию. СОВЕТ № 6. УВАЖАЕМ ПРАВО РЕБЕНКА НА ОШИБКИ Ваш ребенок — это другой человек, и его взгляд на вещи может отличаться от вашего. Не бросайтесь сразу же кри ­ тиковать его поступки. Сначала узнайте его мнение, а по ­ том поделитесь своим. Разрешите детям учиться на своих ошибках. Например, если ваш ребенок потратил на ерунду деньги, которые хотел отложить на какую-то важную по ­ купку, нс ругайте его. Посчтггайте вместе с ним, насколько дольше ему придется копить. Наведите его на правильные выводы. Пусть он наиграется с бесполезными тратами в детстве, зато в Идущем это поможет ему избежать более крупных финансовых проблем. СОВЕТ № 7. ИСКЛЮЧАЕМ НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ Не стоит забивать детскую голову фразами вроде «богат ­ ство — это гиго.хо», «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Заложенные в детстве установки могут поме ­ шать ребенку стать благополучным во взрослой жизни. И 1ги в коем случае не перекладывайте на детей свои взрослые проблемы — не жалуйтесь ребенку на ипотеку и малашкую зарплату. Это может поселить в ребенке тре ­ вогу, связанную с финансами. И в будущем он может, на ­ пример, согласиться на нелюбимую работутолько из страха остаться без денег. Создавайте у него чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне. СОВЕТ № 8. ОТВЕЧАЕМ НА НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ Ваш доход — это конфиденциальная информация. А дети довольно болтливы. Вряд ли вы хотели бы, чтобы завтра вашу зарплату обсуждала вся школа. Объясните, что сумма заработка может отличаться от месяца к месяцу, рас- сказките, из чего она складывается. Можно ограничиться фразой; «Достаточно для нашей семьи». Если ребенок на ­ чал сравнивать достаток вашей семьи с другими, не стоит уходить в оборону или переключаться на обвинение друггьх. Объясните, что все люди, гьх навыки и то, что сейчас востре ­ бовано на рынке труда, могут сильно отличаться, разные профессии оплачиваются по-разному и в каждой семье свои цешгосги. Такой вопрос может стать отличным поводом об ­ судить с ребенком, кем он хотел бы стать в будущем и какой видит свою взрослую жизнь. Какой бы неудобный вопрос ни задал вам ребенок, не оставляйте его без внимания. Уточните, почему его это заинтересовало. Иногда причина важнее самого вопроса. А решение проблемы может оказаться вовсе не в финансо ­ вой плоскости. Деньги — очень важная часть жизни, и родительский долг — подготовить детей к правильному обращению с ними. И в то же время стоит объяагить, что счастье, дей ­ ствительно, не в миллионах. ТЕКСТ: ЕЛЕНА СКРЕБО ПО МДТЕРНАЛАНСДЯТД RNKULTINFO ФОТО: СЕРГЕЙ ПОИВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz