Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

ш НАШИлюди №37 AHREUtCAjq ГОРОЛС1САЛ ИНФОРМАИИОН НО'АНАЛИТИЧ ЕСКАЛ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР МЫНЕ«ИВАНЫБЕЗРОДНЫЕ» Л ипецкая мастерица Елена Зинина заняла пер­ вое место на фестивале-конкурсе народного творчества «Пёстрая поляна», который уже 14-й год подряд проводится в музее-усадьбе Льва Толстого в Тульской области. За эти годы организа­ торы фестиваля окончательно определились с его темой и главной целью — это сохранение и популяризация тради­ ционных русских усадебных рукоделий. Несмотря на то что приоритет всегда отдавали лоскутному шитью, каждый год вводят новые направления. Нашей землячке очень повез­ ло с появившейся в этом году номинацией «Шила милому рубаху.,.», она как раз занимается изготовлением исконной романовской мужской одежды, А как выглядит традицион­ ный наряд «романца», должен знать каждый местный жи­ тель. Всё-таки мы не какие-нибудь безродные. У нас предки есть. ЖЕНСКИЙ РОМАНОВСКИЙ КОСТЮМ-^ ВСЕГДАЯРКИЙ, С АТЛАСНЫМИ ЛЕНТАМИ Г ИВЫШИВКОЙ по ПОДОЛУ - «ЧЕРВОНЧИКИ» Когда Елена Зишпш была ещё школьницей, ее папа, тогда ещё совсем не старьш, лет, ну, может быть, пятидесяти, часто гоюрил ей; «Куда ты всё убегаешь, посиди со мной, поговори. Помните, что вы все — не Иваш>1 Безродные, у каждого из вас есть семья, родные. Их надо помнить! Когда меня не станет, ты будешь меня помнить?» Тогда Елена отмахивалась, дескать, ну что ть[, папа, конеч­ но, ^ д у IМудрость папи! !ых слов стала похштна лишь с годами. А уж как она однажды начнёт слунсить этой идее сохранешш родственных связей, наша герошш ещё совсем недавно и не предполагала. — Я по профессии технолог-конструктор, много лет прора­ ботала в ателье. Чем хороша такая работа — есть возможность набить руку на всех операциях по изготовле1ШЮ одежды, — рассказывает Елена. — Я специализировалась на женском гардеробе. Последнее моё рабочее место было в ателье, которое занималось шитьём сценических костюмов — мы обшили, на­ верное, все ДК в области! Однажды Елене поступил заказ от знакомой, сотруднтщы Центра романовской игрушки Людмилы Люрис — нужно сроч­ но отшить коллекцию романовских кехтюмов. ЧтобьЕ сделать комплектьЕ максимально аутентичными, Елена начала изучать особенности местного традиционного костюма — Такая одежда до сих пор хранится в старых сундуках у бабушек в наш1К сёлах, сеть образцьЕ и в Центре романов­ ской игрушки. Я стала изучать тонкости её изготовления, ха­ рактерные черты, технологию — и меня затянуло! — расска­ зывает наша собеседница. - Мир рушделия вообще очень увлекателен. Я не устаю удивляться — откуда наши бабушки и прабабушки взяли всё это? Например, особая вышивка по сет­ ке - «червончики», когда в серединку вышитого тамбурЕшш швом листочка встав/шется кусочек яркого цвел юго атласа. Да и сам тамбурньЕЙ шов — объём! еьеи , слове ю чёткая машиЕВвая строчка, непрерывный — как всльно мастерицы выписывали им ЕЕаши хараЕстерЕЕЬЕеокругльЕе ЕЕеасончаемьЕе узоры! ЛЕНТЫ, КРУЖЕВО, БОТИНКИ ЖеЕЕЩины-романушки, гордо позирующие в своих лучш их Ешрядах Eia сгарЕнишЕХ чёрно-бельЕХ фотографиях, вьезьевоеот иногда ЕЕеожидашЕые ассоциаЕдии. Старая рекоЕЕСтруировшпЕая фотографЕШ передаёт прохладЕ еый блеск складок атла&т или са- тиЕЕа. Круглые как солЕЕце ЕваголовЕЕики расшиты блестящими ЕтугоБками, стеклярусом , похожи Eia коропьЕ. На шее поверх блу­ зы —горы, горь! ^ с , словно у африкаЕЕСких принцесс СвоЕО первую ромшЕовасую коллеЕСЦЕЛо ЕлеЕЕа повезла ЕЕа междуЕЕародЕЕЫЙ фестиваль по этЕЕографическому костюму в Ярославль. И там её постигло силыЕСЙшее разочаровав Еие. СпевщалисЕЪЕ по традиЕщоЕЕВюму ЕЕаряду из ЖЕори со смесьЕО Еведоверчивосги и лёгвюго сЕюбизма стали разбирать выстав- левЕЕЕЬЕе комлекты по полочкам: позвольте, ну вот вы пришили краснуво агласпуЕо леЕгту к голубогиу сатиЕву —зачем? Адля чего вы повесили столько бус? — У меня о т ЭТЕ 1 Х вопросов далее слёзы вы ступили: как это —зачем левЕточки, бусы? Л еоди у i вастак ходетли ! —всполЕн- н а е т мастерица. — З ееэчит , отвегЕтли me Ее члевЕЫ жЕори, вашу традищ яо этЕюграфы ещё мало зеешот , ввумоЕо попу'ляризирю- вать. К ак же рассказать вам исгоршо вЕашей ЕсультурЕЕой тра- диЕщ и , дорогие этвЕографы? С чего ввачать? Может, с того , как Евашу область, словеео деревеввекое лоскутЕвое одеяльце, собрали из самы х отдалёвЕЕВЬЕХ и бедЕвых частей еесскольесеех уездов? Что вся вваша пёстрая мода — не от великого до­ ста тка . К упи ть атласЕЕЬве леЕвты и приш ить к вобке — это вве та к ЕЕакладЕЮ, зато ярко и весело. Или вспомееить о том , что у ввас МЕЕого л е т в деревввях вве ЗЕвали другого десерта, кро­ ме пареного в русской печи ржаВЕого теста с калиновыми ягодам и . Что когда Еварод чуть «раздыш ался» о т ввищеты, местЕЕЬЕе Евевесты езди ли аж в Москву за теми самьвми вож­ деленными бусами и нскоторьЕе по наивности надевали на себя стекляЕшыс ёлочньЕС гирлянды. В прошлом году новая романовская коллекция ЕУвеввыЗи­ ниной и её соратниц под названием «Матаня» завтяла на том же фссЕТЕвалс первое место. Зго бьвла весомая победа ГДЕ У РУБАХИ ПОДОПЛЁКА? Со временем Елена повшла, что не может осгавв-пъ без внимавЕия и Еувужской ромавювекий костюм. НарядЕвая рубаха у «романца», конечно, белая, с вышивкой по вороту и маввже- там. Мь! рассматрЕЕвасм одну из рубах коллеквщи, взявшей пер- ВЬЕЙ ПрЕЕЗ в ЯсЕЕОЙ ПоЛЯНС. ИсТИНЕЕОе ПрОИЗВСДСЕЕИе искусства. НастоящЕтй домотканый холст, чуть «лохматьвй» о т неодно­ родности ЛЬЕЕЯЕЕОЙ НИТКИ, МЯГКГЕЙ, НО ПЛОТЕЕЬЕЙ. По бсЛОЙ ткавти — белая же выш ивка, словно иней. Возле самьвх плеч ПЛОТНОЙ «гармошечкой» заложеввы складки , делающие ру­ кав покатьЕМ, НО пышным . - Это точная копЕтя сгаринвтой рубахи, вплоть до послед­ него стежка, Бсльвй вьешеетьей узор на рубахах для навдих мост больЕная редкость, чаще делали красЕвьвй или чсрныЁЁ, — ком­ ментируетЕлена. ТрадЕЩИи ромавЕовского народного костюма наша гертиня собирала в экспсдеециях по мссгееым деревням. У сслеюкеех ба­ бушек она научЕЕлась специальным терминам. Подоплёкой называли ткаЕвь на внутренней crojxme руба­ хи, защищавшую изнаввЕсу вышеевкте взагруди. А шитая узорами вертикальная втланка у застежки ворота — это заботка Кстати, в poIVEaнoвcкoй мужской моде бьЕли свои всянеея . В какой-то момевЕТ гврямая тунвЕКОобразная рубашка обзавелась по бокам клиЕЕьями и стала расклешённой. КУРОЧКА НА ПАЛЬЦЕ Мастершая, в которой создавотся этвЕОграфические коспо- МЬЕ, приобретает со времевЕем особуво атмосферу. Сюда, словеео сами, по таЙЕЕОму сговору, собиршолся лоскупвые кукльв, тра- ДЕЕЦИОЕЕЕЕьве И авггорские. На стеввах селятся сояоменввые гвти- вц>в с пушистьЕМЕЕ хвостами >13 колосьев. Т у т — плетёный туес, там —глиняная м ахо тка А здесь — в спеЕщальвЕьвх деревянвЕЬЕХ витриЕЕах настоящее богатстю , коллекция ВЕапёрегков. Подсчи­ тывать их ЕлевЕа ееикогдз вве бралась, еео полагает, что за семь лет этого увлечеввЕЯ символов рукоделвЕЯ собралось не меЕвее трёхсот ш тук . Некоторые из экспоЕгатов еезготовеели в подарок хозяйке местЕЕьвемастера, говЕчарь! и керамисты. МвЕогочислеввЕые друзья мастерицьв, узввав о коллевщвЕИ, стали присылать подарв<и из разЕвьвх кое ецов света —из Янов евеи , БелоруссвЕИ, Болгарии, Г рузвда, Г рецЕЕИ, ФраввЕЩВЕ,АвегрЕЕМ, Аме- риюЕ, ИталЕЕИ, ТурцЕ 1 и , ФиЕвляЕВДии, Ки тая , ТавЕлавЕда, Е пш та . Есть в собрвавЕии даже стариЕВвые эвсзеЕипляры, ввайдеввшве гври археологических раскопках. Есть русская фиввифть, дербеввт- ское се[хгбро с черввыо, есть с имевв вым qзaфcв^им клеймом. Есть в ввЕде чайввичка и в ВЕВде курочки. Впереди у мастерЕЕЕЗы —новьве ВЕОллекциЕЕ. Ромавювеких ру­ бах на будущий конкурс она представит умее пе семь, а цельвх четырнадцать. Зачем ей всё это иувюю? Затем , чтобы мы tie стёрлись, не стали безлиюнии. И чтобы помвеили своё родство. ТЕКСЕТЛЕ:НАФРЛООВА ФШ. ffiPfЕИЛАРШИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz