Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)
191 шествожиз ¥ №37 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО'АНААИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР КЕМяСТАНУ? ВТМУ -^ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ: 1 . Поступление в вуз «за компанию». 2. Выбор работы из соображений престижа. 3. Отождествление учебного предмета и профессии. 4. По чужому примеру, отождествляя человека с его профессией. 5. Несоответствие здоровья и условий труда. 6 . Устаревшие представления о профессии. 7 . Незнание своих сильных и слабых сторон. 8 . Выбор работы под давлением родителей. Н овый учебный год станет для большого количе ства школьников завершающим: всего несколько месяцев — и финальные экзамены, первый шаг во взрослую жизнь. Многие старшеклассники ещё за долго до сдачи ЕГЭ чётко знают, в какой вуз понесут документы и какую профессию планируют освоить. Но что делать подрост ку, если время для выбора профессионального пути уже настало, а он всё ещё мнётся в нерешительности на распутье? Хорошо, когда родителям хватает чуткости и такта помочь подросшему ребёгжу понять, какая профессия будет не только кормить его, но и приносить радость и ощущение полноты жизни. МЕТОД ИСКЛЮЧЕНИЯ Решая вопрос профориентации, можно начать движение «от противного». —Проще всего ориентироваться, отталкиваясь от «не». Что не подходит для подростка, что может привести к неврозу? До пустим, мама хочет, чтобы дочь была бухгалтером. Но девоч ка не очень склонна к монотонной работе, не любит дотошно и скрупулёзно вьшерять детали. Значит, ей будет трудно на этом поприще, — комменпплрует психоаналитик, специа листЕвропейской конфедерации психоаналитической пси хотерапии Любовь Заева. — Или, например, мальчик любит что-то делать руками, возможно, чувствует тягу к технике. Но родители спят и видят своего сьша блестящим юристом. Аеслидля него перспектива зубрить законы—сущее наказание? В выборе будущей профессии имеют решающее значение не фантазии родителей, а реальные склонности подростка. Что «ВЫБЕРИТЕСЕБЕДЕЛО ПОДУШЕ, ИВАМНЕПРИДЁТСЯ РАБОТАТЬНИЕДИНОГО ДНЯВ своей ЖИЗНИ)),- СОВЕТОВАЛКИТАИСКИИ ФИЛОСОФКОНФУЦИИ проку рассуждать о том, как хорошо зарабатывают стоматоло ги, если ребёнок не обладает хладнокровием прирождёгшого медика? Хороший специалист, кем бы он ни бьгл, всегда будет делать работу с любовью, а значит, и будет хорошо зарабаты вать. Находясь не на своей стезе, человек тратит больше сил, нервов, но всё равно терпит неудачи. НЕ БОЙТЕСЬ ОШИБОК Откуда у вашего чада ощущение, что после выбора факуль тета в университете за ним словно навсегда захлопнется некая символическая огромная, тяжёлая дверь? Не вы ли его так на строили? — Прошли те времена, когда человек вставал один раз на путь какой-то профессии и шёл по нему всю жизнь. Мир изме нился. Сейчас легко можно всё изменить хоть в 30, хоть в 40, хоть в 50лет и научиться новому. Поэтому не стоит мучительно придумьгвать некий единствегшо верньгй вариант, — говорит ЛюбовьЗаева. Действительно, ощущение возможности в любой момент уйти с неверного пути и полностью сменить сферу деятель ности заметно снимает напряжение при выборе учебного за ведения. Причём понять это ребёшуг порой бьшает легче, чем родителям: подростки лучше адаптированы к новым реалиям жизни, они более мобильны, благодаря доступности всевоз можных гаджетов и Интернета, они не напуганы негативным жизнетшым опытом. Профессию нужно «попробовать на зуб» хотя бы на стадии обучения, только так можно сформировать о ней объективное впечатление. Вчерашний школьник не обла дает достаточным жизненным опытом, чтобы сходу и без ошибочно определить своё место в жизни, поэтому многие студенты, уже сдав несколько сессий, разочаровываются в своём выборе. А НУЖЕН ЛИ ВУЗ? —я потратил целых пять лет на з^чёбу на юридическом фа культете университета, мои родители вложили в это уйму де нег, а что в итоге? Я проработал по специальности — в службе судебных приставов — всего один год и ушёл, чтобы никогда не юзвращаться, — рассказывает нынешний менеджер по рекламе, липчанинВасилийЕвсеев. — Лучше бы пошёл после школыв армию, апотом —сразуработать. Тогдабыу меня вмоей нынешней сфере деятельности дела шли ещё более успешно — и опыта бьшо бы больше, и клиентов! Возможно, Василий зря так уж обесценивает свой опыт об учения в вузе и забывает, что всё вжизни нам дано для чего-то, в том числе ненужное на первый взгляд образование. Но иногда действительно стоит рассудить здраво: а надо ли так уж рваться в вуз, если путей жизненной реализации гораздо больше? Колледжи, }шилища, техникзпмы — существует масса средних учебных заведений, которые помогут молодому человеку понять, какая профессия ему подходит. Многие выбирают такой путь и делают прекраснзто карьеру, как «горизонтальную», так и «вертикальнзто». И, кстати, после среднего учебного заведения всегда, при желании, можно поступить в вуз. БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ Не тратьте времени на примитивные профориентацион ные тесты — от них очень мало толку. Меньше теории, боль ше практики! Привлеките всех своих знакомых и друзей для того, чтобы подросток как можно больше узнал о том, кем и как работают люди. По возможности проведите для него экскурсии на рабочие места в различных сферах, попросите разных специалистов рассказать, в чём прелести и сложно сти их дела. Молодому человеку будет полезно узнать всё — о степени ответственности сотрудников, об изнурительных ночных дежзфсгвах, о сложностях работы с людьми или с детьми, о мозолях на руках, о периодах простоя в твор ческих профессиях, о приливах вдохновения и )Т1адке сил, о суммах заработной платы. И было бы замечательно, чтобы каждый из этих советчиков поделился воспоминаниями и впечатлениями о своей з^чёбе в вузе. Подросток должен знать, что учёба — это труд Увы, есть что-то, что нравится, и всегда есть что-то, что даётся с трудом, но это необходимо. Ребёнок должен понимать, что человеку всегда приходится что-то преодолевать на пути к мечте. И )Л1ё- ба — это всегда ограничения. ТЕШ: ЕЛЕНАФРОЛОВА.ФТОО: СЕРГЕИПАРШИН КСТАТИ ^КРУГ ИНТЕРЕСОВ Многие родители считают: чем больше секций и кружков посещает ребенок, тем больше у него шансов вырасти активной и всесторонне развитой личностью. Несомненно, рациональное зерно в таких рассуждениях есть: всё, что развивает различные навыки, помогает человеку лучше понять себя. Хорошо, когда ребёнок поёт, танцует, играет в большой теннис, музицирует, лепит кувшины в студии керамики — лишь бы он делал это с удовольствием. Но когда родители нагружают чадо разными активностями по максимуму, причём по своему выбору, надеясь: что-нибудь уж обязательно «выстрелит», это в корне неверно. Хобби, даже самое любимое и увлекательное, может со временем перерасти вдело всей жизни, а может и не перерасти. Если ваш отпрыск хорошо рисует, это ещё не значит, что ему суждено быть художником. И не из каждого маленького фигуриста автоматически вырастает олимпийский чемпион. Скажем так: те или иные склонности, таланты — это как некие стрелочки- указатели, которые могут привести в профессию, А потому талант, как необработанный алмаз, нуждается в «огранке» ежедневным упорным трудом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz