Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

1001 i/wnkTVDUkIM 1/ПП №35 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ И НФОРМАЕ1ИОН НО'АН АЛИТИЧ ЕСКАЯ ГАЗЕТА | l 0 | К У Л Ь 1 У г п Ы П К и Д ПЕРВЫЙ НОИЕР ПИРУЭТЫ ВЫСТАВКАКОТОРОГО ОТКРЫЛАВСОБЬЛАСТНОМ ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ В иТРАНСФОРМАЦИИ ладимир Басинский родился, вь^ххг и болыиукт часть жизни пртвёл в Льшецке, тем не менее, слож­ но назвать его «лшецким художником» не только потому, что в его картинах нет ни одной местной прьгеязки, но и потому, что это очень высокий, отнюдь не про- вшщиальный уровень мастерства. «От каждой картины Бази- лия веет музеем», — сказал однажды его друт, художник Олег Кузин. И Бзгом комплименте одного мастера друтюму — очень точное определе1ше сути. Это и тщательнейшая проработка каждого миллиметра патотна, и богатство опенков, и вирту­ озное владеште те.хникой, и глубина содержания, пропитан­ ного многочисленными аллюзиями. Представлеиньге сегод)Ш в высгавощюм зале работы, по мнению всех присутствовавших иа открытии, соответавую!" европейскому музейному уровню. МЯТЕЖ В СЕРДЦЕ в детстве перед Басииским стоял серьёзный выбор — стать худож1шком или футболистом. Очень уж нравилось и то, и другое. Художествеииь[е способности, как он считает, передались от деда Леонтия Адамовича Грудковского, кото­ рый ЛJoбил рисовать и лепить. П когда лет в девять Володя очень точно пертрисовал пор треты писателей, которые бы;ш в папке у мамы — учительницы литературы, родители поня­ ли — сына нужно отдавать в «художку». Так что прс^водника- ми в мир изобразительного искусства стали Гоголь, Тургенев и Лермонтов. Вот такие пируэты. Впрочем, они начались ещё до |юждеиия Володи, иначе как обвясиить, что, поляк по ма­ миной линии, он получил вполне по-пшьею! звучащую фами­ лию Бает iCKioi... из липецких Двуречек, откуда родом его отец. Окдующим пирртом была учёба в МХРХИ. Москва конца 70-х — начала 8о-х годов. Отголоски оттепели, свобода и хип­ пи. Ои вдохнул это полной грудыо и... выдохнул, только вос­ становившись в Липецком пединституте. Но, как оказалось. Андрей Ломоносов, искусствовед; — Выставка цельная, дающая представление о внутреннем развитии личности автора. Басинский — художник с очень высокой планкой культуры формы и человек, который, безусловно, чувствует иаорическое проаранство искусства. Но многочисленные аллюзии, присутствующие в его творчестве, никогда не являются самоцелью — его живопись очень открыта диалогу. И мне кажется, что её можно рекомендовать для такой, скажем, эстетической терапии. Приходите, вы получите колоссальное удовольствие! и этот жизненный зигзаг был на пользу — Баегшекий вернул­ ся к Ж1ГВОПИОТ, которую в архитектурном ггнетитуте не препо­ давали. Правда, страсть к эпатажу привез с собой. Чего стоит обнажённый автопортрет в полный jxkt в духе Альбрехта Дю­ рера, который он представил на одном из просмотров! Весь институт тогда бегал на ;^дграф смотреть, удивляясь смелехти этого сгудеита и качеству рисузжа. ПРЕОДОЛЕНИЕ И ПОНИМАНИЕ Подобные истории его друзья могут рассказывать часами, щедро а!абжая их словами и выражениями, далеко не всегда П]жличиымн, которые остались в ртчи благодаря Базилшо — близкие зовут его только так. Однако последний пируэт, стгу- чигзшийся в начале 2018-го, едва не закончился трагично — врачи сгавили вопрос об ампутации сильно ошпарешюй руки. Правой руки! Коллеги из липещеого отделения Союза худож­ ников звонили тогда и в облздравотдел, и в больницу, просили, умоляли, объясняли, как это важно, Р^'ку удалось спасти, но рабочими остались только три пальца. — А мне больше и не иуишо, мне бы только кисточку или мастихин держать, — шутил тогда Басинский, в глубине души очень боясь, что ие сможет' работать как раньше. Две трети из представлеииььх иа выставке пологен созданы уже после большщы. И -геперь очевидно — ои смог. И вышел на другой уровень понимания цегшости жизни и выражения этого П01шмангш ггахолсте. — Я этот год с небольшим работал в две смены — еже- диевио по три часа утром и вечером, — рассказывает х у ­ дожник. — Предполагал, что к бо-летию могут дать зал, и я должен быть готов к этому. Нулюго было дать ие только количество, но и качество. Мгге хотелось, чтобы это была ие ретроспектива, а именно то, какой Басинский художник се- годгш. Я рад, что в работах нет «духа пожилого человека», они современные, молодые. ДИАЛОГ С СОБОЙ На выставку' Владимир привёз 67 работ, но иа стеггы зала попалитолько52.КвггутрешгемудиалогуБасиискогоподклю- чился голос призиагшого мастера экспозиции Олега Кузина. Диалогичность стала множиться, как в галерее зеркал. Это и диалог двух художников, и диалог висящих рядом картин и, конечно, диалог со зрителем. — Мгге больше фигуративггые вещи ггравятся, которые ты сам можешь моделировать, — признаётся Басинский, — Поэтому меня пейзаж ие прельщает, потому что это дан- ггость, которая есть. Мы, по сути, видим одно и то же. А моя задача, как художггика, дать зрителю го, что огг без меггя бы ие открыл. Чтобы ои посмотрел на мою работу и удивился: «Да, вот так может быть!» Интересно, что и сами полоша, благодаря использованию любимых, пош-оряюгцгьхся уже мггого лет' сюжетов, как будто вступают в разговор с теми, что ггаписаиы ггаэга стожеты ранее. «Похищение Евртпы», «Леда и лебедь», «Мастодонты», «Ветер с моря», «Урок музыгси» — сколько их уже было? Но ошг дру­ гие, их кгюиулись трансформации. Наверное, это как с людьми — мы меняемся и остаёмся собогт, сохраняя то лучшее, что есть где-то очень-очень глубоко. — Мгге ие важегг сюжет, — говоритВладимир, — меня шг- тересует пластическое его решение. Иьгогда, после трёх-четы­ рёх часов работы, понимаю — ггадо сесть отдохнуть или пойти перекусить, но ие могу оторваться, затяг ивает. Возврагцают в рталыгсхть учегвщы — вз|ххлые жеищшты, которые уже не первый год ходят в студию к Басшгекому учить­ ся живописи. По его словам, это уже почти сегугья. И это тоже своего рода диалог. ТЕКТС:ЮЛИЯКОНДРАТЬЕВА.ФОТО.СЕРГЕЙПАРШИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz