Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

1211 ПУТЕШЕСТВИЯ №34 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОЛСКАЯ И НФОРМЛиИОН НО'АНАЛИТИЧ ЕСКАЯ ГАЗЕТА .ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРК0ВЫ756Г0ДА ИЗСЕЛАКОЗЛЯТЬЕВО ' БЕЗЕДИНОГО ГВОЗДЯ ЗАОПВЕДНИКРУССКОЙСКАЗКИ С уздаль — один из сад1ых Kpaci-reiiix городов Затотого кольца. Ту]5исти- чсская тропа но зарастает круглый год. Сюда сдут проникнуться атмос­ ферой унтгной старины. Впервые попав в этот город, житель XXI века думает, что совершил путешествие во времени и оказался в доре- ватюциошюй Р(хсии. Там, где время течёт пето]Х)пливо, где иа улицах города тебя при- вегствуют прохожие, ашмая шапку, где ко- лори'шые и весёлые рьшки манят прохожих влиться в их нестройный гул. Деревянная ар­ хитектура Суздаля создаёт особую атмосферу. Резные сгавии, наличники, петухи иа верхуш­ ках домов, белсжамениые строешы — каждую деталь хочется запечатлеть в памяти. Среди oaioBHbLX досгопримечагельиосгей города — Сузда;1ьск1тй крелыь (XI —XIII века), Спасо-Ев- фимиев мужской монастырь (XIV век). ДОМ БАЛЬЗАМИНОВА Гуляя по городу, мы с мужем наткнулись па смутно зпакомьв) дом. Несколько мпюве- 1ШЙя напрягала память — где же могла его ви­ деть, если приехала в этот гюртд впервые? Уж не он ли мелькал в фильме «Женш-ьба Баль­ зами!юва» ? Полустёртая деревянная табличка ]зазвеивает сомнения — зто и есть «Дом Баль- замшюва». Находится он по адресу улица Ста­ рая, 13 — это местный палштншс архитетуры, принддлежавшии когда-то торговцам кала­ чами Фщхювым. Летом 1964 года здесь сни­ мали эпизоды фильма. Засветились и другие места — Антипиевская и Лаза|х;вская церкви, Ризположенский монастырь, ToproBBie ряды и Торговая шющадь, Суздальский кремль. В Суздале снимались и другие фильмы — эпи­ зоды «Андрея Рублёва» Тарковского, «Царь» Павла Лунгина, «Царская невеста» Владими­ ра Гориккера, «Метель» Владимира Басова по путикипским «Повестям Белкина». СЕЛО В ЦЕНТРЕ ГОРОДА Пепремешю советую побьшать в Музее деревянного зодчества и крестьянского быта. По сути это не привычный му'зей, а целая де­ рев!ш, ехтртвок русской сказки, заповед]!ик, Масгера-эшузиасхъ! воссоздали древиеруссксх; П(хеле1ше — с деревянные избами и богаты­ ми домами ку'пцов, мелышцей и колодцем, амбарами и ба!шми. Над ними возвышшшся величесгвеш1ые деревянные церкви. Внутрь каждого из зданий можно заглянуть и уви­ деть, как жили наши предки. Находится это crapimnoe «село» в це!пре Суздаля иа берегу' реки Каменка, напротив Суздальского кремля. Постройки — не ново­ дел, а сохра!!ёиные дома и церкви XVIII-XIX веков со всей Владимирской обдаст. Сотруд­ ники обследовали более бо иаселё!шых пун­ ктов! Примечательна и история самого меаа, где музей был основа! i в 1969 году. С XI по ХЛТ 11 век здесь существовал Дм)тгриевский Печёр­ ский монастырь. В 1764 году о!! бь!л закрыт, и Дмитриевская церковь стала приходской. Храм разобрали в 1930 году, а кирпичи пошли иа строительство городаюй бани. БЕЗ ЕДИНОГО ГВОЗДЯ Наша экскурсовод оказалась !штересиой рассказчицей и кладезем цешюй информа­ ции — мы узнали, кто спал !!а печи, что было в крааюм углу. Первое адапие, которое мы всцэечаем па пути — Преображенская цер­ ковь 1756 года из села Козлятьево, По тради- ПЕРВЫЙ НОМЕР В холодное время года здесь жила вся се­ мья, поэтому организация пространства была продутиана до мелочей. Старики спали на печке, остальные члены семьи — на полатях под потолком и на лавках. Посетители узнают, что такое «коник» — широкая лавка-ящик и рабочее место мужчины. Крестьянки за работой сидели на «бабьей лавке», которая шла от коника до «красного утла». Рядом с печью — «бабий угол», где хозяйка готовила. Следующая изба — зажиточного крестья­ нина, уже дву'хэтажная. Внизу — ткацкая мастерская, на втором — жилые помещения. У хозяев появляются предметы городского быта: керосиновая лампа, часы-.чодики, фо­ тографии членов семьи, швейная машинка «Зингер». Вместо лавок — стулья, «город­ ской» предмет мебели. циям того времени она пост[хюна без единого гвоздя. Рядом стоит Всхкрссснская церковь из села Патакино 1776 года постройки. Она более приземистая и массивная. Мы зашли внутрь, побывали в трапезной и на колокольне. Сей­ час церковь действующая, время от времени Б ней проводят богослуэке!шя, поэтому вхо­ дить сюда просят Бподобающей одежде. КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ Вправо от храмов идёт сельская улица. «В гостях» можно побывать и у рядового, и у зажитоЧ!Юго крестьянина. Заглядыва­ ем !!а .хозяйстве! !!!ый двор крестьянского дома: здесь сушится лё!!. Его выращивали абсолют!ю все крестьяне. О!! кормил и оде­ вал Л!одей. Через низкую дверь попадаем в се!!И — помещение, которое защища­ ло жилые комнаты от холод!Юго воздуха. Здесь развещепы и сушатся целеб!!ые тра­ вы. Из !!!ьх заваривали чай и делали лечеб­ ные отвары. Налево дверь в клеть — аналог современной кладовки. Здесь хранили про­ дукты, а в сундуках лежало приданое, В лет­ нее время она использовалась как спальня. Направо — изба, самая тёплая часть дома. ВМУЗЕЕ ДЕРЕВЯННОГО у ЗОДЧЕСТВАСОХРАНЕНЫ ОБРАЗЦЫ КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ Выходим, поворачиваем левее. Перед нами колёсный колодец середины XIX века из села Колыщва. Он поднимает воду с глу­ бины более 40 метров. Человек заходил внутрь колеса и раскручивал его, переступая с дощечки на дощечку, как «белка в колесо». Хозяйки собирались не только набрать сту­ дёной водицы, по и поделиться !товостями, посплетничать. Богатый двухэтаж!!ый дом чуть в стороне прш!адлежал суздальским ку'пцам ,А1аповым. Нижнее помеще!ше как только!le использова­ лось: здесь были куз!!ица, закут для зимовки ульев, мельница с паровым двигателем и даже нелегальная ттография. Сейчас здесь рааю- ложеиа «Чайная» — гости могут отведать т]5а- вя!юго чая из самовара, сбите!!ь и суздальскую медовуху. Здесь мы и завершили наше исто­ рическое norpyoKemie — иа ул!ще !!ачал iiaiq^a- пывать мелкийосешшй дождик, В!!утри было тепло и уютно обсуждать впечатле!!ля. День, который мы провели в Суздале, пратегел оче!!ь быстро. Мне захотелось вернуться с!ода ещё раз — не спеша побродить по улочкам, !!а- У'читься искусству' колокольного звона и глуб­ же погрузиться в атмосферу русской сказки. ТЕШ;ЮЛт КОБЗЕАВ.ЧЮТОЙВШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz