Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

№3 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕГОЫЙ НОМЕР 1 РВОКУЛЬТУРУ 1 2^ ПИСАТЕЛЬ СОЛНЦА ■ j* к 1 V W олее 20 живописных и графических работ знако ­ вого российского художника Арона Буха впервые представлены в Липецке. Три картины широкий зритель вообще видит впервые — это «Городская фантазия», «Арбузы» и «Петушок». Можно сказать, что в Липецке состоялся их премьерный показ. Здесь же впер ­ вые прочли и несколько лекций об этом художнике. 18 ян ­ варя в галерее «Буксир» об Ароне Бухе рассказала директор московской галереи ЭКСПО-88 Елена Яковлева. Именно она открыла Арона Буха как художника. Ему тогда было 65 лет. — Однажды осенним вечером 1988 года в нашу галерею зашел старенький >удожник, — рассказала ЕленаЯюзвдева. — Сказал: «Мои работы представлены на одной из центральных площадок Москвы. Не хотите ли посмотреть на них?». Выстав ­ ка была недалеко, и в тот же день я пришла туда. Пототна Буха — их было всего два — потрясли меня тонким импресаго- низмом. Я позвонила: «Будем выставлять». НамжеБухпринес совершегшо другие картины: такие рембрандтовские, темные. Я, понимая конъюнктуру, сказала: «Залейте все свои работы солнцем, как залиты ваши московские бульвары». По сути, Яковлева развернула Буха к солнцу. Света на его карттшах стало много, так много, что порой кажется, от них пышет жаром, веет июльской истомой, августовской негой. Солнце, которое появилось в работах Буха, изменило не только его картины, но и жизнь. Он стал популярным и узнаваемым художником, очень любимым в Испании и США, где его назы ­ вали «русским Ван Гогом». Но вдруг — в 1984 году — он в отча ­ янии сжигает все свои работы, осознав, что его не понимают. — 8о-е были тяжелыми годами для Буха, — рассказала директор ЭКСПО-88. — Его работы браковались МОСХом ЛИПЧАНЕ ПЕРВЫМИ УВИДЯТ ТРИ РАНЕЕ НЕ ВЫСТАВЛЯВШИХСЯ КАРТИНЫ РОССИЙСКОГО ЭКСПРЕССИОНИСТА АРОНА БУКА [1923-2006]. ВЫСТАВКА «ИСЦЕЛЕНИЕ ЦВЕТОМ» ОТКРЫТА ДО 15 ФЕВРАЛЯ В ГАЛЕРЕЕ «БУКСИР». ВХОД СВОБОДНЫЙ f V к- -i (Московский союз художников), жить художнику было не на что. В 1984 году у Буха в мастерских МОСХа открылась персональная выставка. Ему вручили грамоту «Лучший художник года». Бух думает: наконец-то меня поняли, и дарит все полотна, что были на выставке, а их было юо, МОСХу. Союз понимает: хранить столько картин сложно, поэтому выбирает только пять. Но когда выставка закончи ­ лась, даже эти картины не забрали. Бух отчаялся: неужели это признание — профанация? И сжег все свои работы пря ­ мо около выставочного зала в мусорных контейнерах. Это было в 1980-е, а сейчас его картины хранятся в Третьяковке, Пушкинском и Русском музеях. О манере Буха говорят — он писал руками. Действи ­ тельно, художник зачастую вместо кистей использовал соб ­ ственные пальцы. Елена Яковлева говорит, что художник, в первую очередь, пишет головой — для Буха важно было дать зрителю свое понимание живописи. « В живописи дол ­ жен быть запах воздуха. Солнца должно быть больше, чем предмета, так же как восторга больше, чем красок, — так говорил сам Бух о своей манере писать. — Я вижу смысл своей жизни и творчества в том, чтобы дать людям исце ­ ление цветом. Поэтому работаю неистово и непрерывно». Его желание писать было таково, что однажды он про ­ стоял за мольбертом сутки со сломанной ногой, не замечая боли. Бух перенес инфаркт, страдал диабетом, врачи застав ­ ляли его отдыхать хоть несколько часов. Он сбегал к сосе ­ дям, якобы за маслом, солью, а сам делал их портреты. — Без живописи Бух не мог проногть ни дня. Он вставал даже ночью, чтобы рисовать, — рассказала Елена Яковле ­ ва. — Рисовал в темноте, не включая света, чтобы не будить свою Майечку. Его третья жена Майя не имела никакого от ­ ношения к миру художников. Они встретились, когда ему было 50, ей — 40. Но она стала той женой, которая создала максимум условий для его работы. Он не задумывался, что приготовить, что купить в магазине и на что купить. Благо ­ даря ей он мог жить только живописью, постоянно стоять у холста. И когда Maiin ушла, а она сгорела буквально за три месяца, для Буха это стало огромной потерей. После смерти жены, которой на протяжении послед ­ них 30 лет он посвящал стихи и свое искусство, Арон Бух прожил всего год. Свою жену он называл «солнцем мая» — и его солнце закатилось. ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ ГОРЯЙНОВА ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ГАЛЕРЕЕЙ «БУКСИР» I ЛИПЧАНАМ О ХУДОЖНИКЕ РАССКАЗ АЛА ДРУГ АРОНА БУХА^ ИДИ РЕКТ^ Г АЛЕРЕИ HI ^О-ВВЙ елен " а 11 ЯКОВЛЕВА ■ 'i ■ ■■ ь Г' 5 e

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz