Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)
№30 Л И П ЕЦ К А Я ГОРОДСКАЯ И Н Ф О РМ А Ц И О Н Н О -А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР \ Ш Ь Ш Ь 1 й В ж г п ^ Ь 1 Й К 0 Д СОЗДАТЕЛЬ АНСАМБЛЯ ((КАЗАКИ РОССИИ» В ПР0ЕКТ[ ((Я -АРТИСТ» О ТОМ, ^ Ч ПОЧЕМУ ТАНЕЦ-МУЖСКОЙ ■ ВИД СПОРТА, КАК В ЛИПЕЦКЕ . СОБИРАЛСЯ УНИКАЛЬНЫЙ ’ КОЛЛЕКТИВ И КАКОЕ , ЖЕЛАНИЕ ОН ЗАГАДАЛ | Jp НА СВОЁ 70-ЛЕТИЕ I Л Е О Н И Д М И Л О В А Н О В ^ «Я ЖЕ БОКСЁР Я УМЕЮ ДЕРЖАТЬ УДАР» МУЗЫКАЛЬНОСТЬ И АРТИСТИЗМ БРАТЬЯ МИЛОВАНОВЫ УНАСЛЕДОВАЛИ ОТ ОТЦА, ПЕТРА СЕМЁНОВИЧА В 1990 году в затею юздать в Липецке ансамбль казачьей песни и пляски мало кто верил. Даже напротив, восприняли в штыки. Иначе как объяснить, что коллектив с мировьш име нем до сих пор не имеет своей сценической площадки, а его создатель и художественный руководитель, народный артист РФ, лауреат премии Правительства РФЛеонид Милованов главной своей мечтой называет обретение соб ственного помещения. НЕ МОГ НАТАНЦЕВАТЬСЯ Танцами 12 -летний Лёня заболел, ког да в Доме пионеров увидел выступление на сцене своих ровесников. Говорит, глаз не мог оторвать. До этого был футбол —занимался в детской команде при «Трудовьк резервах» (позже ФК «Металлург». — Прим, ред.), даже на взрослых матчах за юротами стоял —мячи подавал. Было ещё увлечение боксом. Но тан цами занялся неистою: танцевал в «Калин ке», в «Магнитке», детском коллективе при хоре Ноюлипецких металлургов и в ДК Сту- дёновского рудоуправления. —Я не мог натанцеваться. Мне всё было мало. Я хотел учиться у всех и везде. Маль чишки мечтали быть лётчиками, Гагари ными, а я —танцевать. Когда я занимался боксом и смотрел по телевизору поединок, у меня руки сами дрались. Но танцы всё затмили. Танец — это настоящее мужское занятие. Ведь первоначально это боевое ис кусство. Вот я делаю шаг, —показывает. — Потом поворачиваюсь, а это удар по ногам противника. Делаю ножницы — так мож но челюсть снести. Так что эти красивые движения очень опасны. Женщины обла гораживают, смягчают танец. Но мужская техника —.это настоящая мощь, ловкость, сила. Я родился в простой семье. Мой отец, Пётр Семёнович, из {юскулаченных. Говорят, у деда была маслобойня и ботшшой табун лошадей. Отец был юдителем, сам научился играть на гармошке и играл как Бог —ни одна свадьба в Липецке без него не обходилась. Но из-за этого сильно вьшивал. Хозяйство в доме, мы жили на улице Гоголя, было на сьшовьях. Мама работала на швейной фабрике, что рань ше была на Первомайской, но потом стала до мохозяйкой. Нас у неё было четверо. Так что нам приходилось ей помогать. Помню, набега ешься вечером, а потом мама утром в четыре часа будит, на поле везёт картошку сажать. Идёшь сонный. Она ругается —мимо лунки кинул. КАЗАКИ - НАЧАЛО После 9 класса Леонид поехал в Задонск. Поступил на хореографическое отделение культпросветучилища В то время )чилище гремело на весь Советский Союз. Студентов даже в Москву на Центральное телеввдение возили —таких певцов и танцоров взращивали в липецкой глубинке. Армия для 18 -летнего Леонида началась на сцене Государственного ансамбля песни и пляски Московского военного округа Гово рит, неизвестно, где было легче —на полигоне с автоматом или в репетиционном зале. —Вот там точно нельзя недоделать, недо тянуть. Именно в армии я впервые столкнулся с жестким профессиональным подходом к тан цам. Это была муштра и натаскивание на уро вень. Не жалеть себя —это пригодилось, когда ktii Любимые женщины Леонида Милованова: с женой Галиной идочс| 1 мЗ пригласили работать балетмейстером ский казачий хор. Признаюсь, бьшо согласиться на эту должность. Нояш| в самодеятельность всегда смогу нужно попробовать себя на профессий сцене. Художественный рукоюдитмы Виктор Гаврилович Зах^ченко учил «Ничего не надо специально ставить, фольклор». Я бросал магнитофон в и ездил по станицам. Столько ла собрал — всё это потом в «Казя 1 сии» пригодилось. В Ставропольскш| познакомился с некрасовскими В 1961 -м их поселение, что жило вТу ти два с половиной века, вернулось Я у них несколько дней жил, общался, понять: откуда эта осанка, почемуим( руки идут. На этом материале я создал мера. Да, в моём танце другие движ сохранён стиль и характер. Самиw казаки сказали: «Да, это мы». Этовы 1 хвала для профессионала ДЕВУШКА СРУСОИ К( косой Во всех начинаниях поддержка и для Леонида Петровича его жена- женная артистка России Галина Миле Познакомились они в Орле, где bi Московского института культуры практику в одном из филиалов. —Там встретил свою судьбу, девушку. Оказалось, наша, липецкая, такая —с косой, казалась недоступно >1 мы встретились в Липецке —я после тута два года по распределению в ДК Профсоюзов. Как-то увидел о| знакомую на улице —пригласил на церт, так начали встречаться. Потом ла в Тюменскую филармонию, тямi самбле «Зодчие», с которым выступя®*' Лоза и Валерий Сюткин. А я в КубаН' чий хор. Меня туда переманил стар Анатолий —он руководил оркесЛ® пой. В отца пошёл —идеальный слу*’* Через год мне дали отдельную квартиру, и Галя ' _ PJ 3 эстрадыушла в народники. Пересгроить- .^яжело, но она смогла. Иногда берет микрофон te r замечательно поёт репертуар Софии Ротару. г „,прн своей Галине Николаевне, что она сумела 1 благоДЗ^" „ .. 1 подменя. Эго мои тьш, моя поддержка. Унее все **”^яяку. Я зашёл в квартиру и всё летит в разные сто навсе разложит по местам. Она меня упорядочивает. ХУЖЕ, ТЕМ ЛУЧШ Е ЛеонидМилованов вернулся в 1989 году с чёткой Qпнизовать свой коллектив в родном городе. При- „ _ вместе с ним прибыла часть ансамбля танца )ДИН' ® олье» где он перед этим работал балетмейстером, «ставропольцы» стали скелетом липецкого коллек- приЛипецкой областной филармонии бьш соз- лзнца «Казаки России». И уже в 1991 -м он стал ,нымгосударственным учреждением. Его презен- фоишав концертном зале «Россия». Вскоре липецкий всталиназывать казачьим балетом и энциклопедией эы. Милованов сделал самое важное - он объе- да казаков в своём творчестве. [ояидея была проста: есть кубанские казаки, есть ан- песниипляски донских казаков, есть юлжосие казаки, ыобъединить казаков в единый коллектив —такого было. Мне говорили: «Казаки России» —ну, ты замах- Всеждали: у Милованова не получится. Но я понимал: 10 сделаю, а вот остальное: условия доя проживания, - эго уже внешние факторы, на которые я не всег- повшять. Но, как говорится, делай что должно и будь, [ Даже если взять Областной дюрец культуры, Г, - вспаббревиатура, не вьшоюришь, —там у самодея- коллективов условия лучше, чем у нас, у профессио- |болыпиерепетиционные залы, доступ к сцене. У нас же маленький, еле помещаемся, сцены своей вообще нет. 'ieпарадокс? Вот в Кремлёвском дворце с «Пугачёвым» 'шоупать. Кто из липецких коллективов такого досги- laynacодна руководитель в городе, она говорила: «Чем ;еделают, тем ты ещё больше распылаешься». Да, нам югопалок вставляли. Но я спортсмен по духу. Я же боксёр- я умею держать удар. Уменя азарт появляет- 1 ШТИизситуации победителем. 11УТЕВЫИ КОММЕРСАНТ 'одаря сильному характеру руководителя «Казаки» внепростые 90 -е, когда приходилось работать за кол- ароны и сахар, а их художественному руководителю >стать бизнесменом и торговать на рьшках Москвы ква, чтобы заработать коллективу на костюмы и визы. |годугосударственный ансамбль выехал за границу на которыевзял лично Леонид Милованов под залог сво ры. Так он будет поступать ещё не раз. «Казаки Рос- ■этоне просто ансамбль, это его душа, его служение, (мужбуказаки всегда несут честно. |б 1 игодаренлюдям, которые создавали со мной коллек- яегиторунашего балета Максуту Кубанову, моей жене t Николаевне, братуАнатолию Петровичу. Они пошли за [•выстояли со мной. Когда мы приехали в Липецк, нам | ^ ’Ц®‘®гие на Соколе, улица Дружбы, 32 . Пятый этаж — ,течет. Но это ещё полбеды. Там была полная разруха, 1 прошёл: стены и унитазы разбиты, смесители уз- ®Ы-Мысами там ремонт сделали. На тех, кто не вы- •>уезжал назад или уходил в другой коллектив, я не Понимал: тяжело в таких условиях жить и рабспать. W исейчасв этом общежитии живут, а там два туалета “товек. ®П<емы долгое время скитались с места на место — пвщавливали из города Сцену не давали, все город- ыеплощадки для нас были закрыты —мы могли только в зале санатория «Липецк». Может, и хоро- вакрьшали здесь, зато для нас открьшась Европа J мыпоехали в Испанию. Гастроли организовывала ьева Она вьшша замуж за испанца И мы стали ’Ч’оекгом в Европе, как оказалось, очень удачным. •вМадриде в театре имени Кальдерона Вьппел про- ®>отрю: очередь огибает театр, спускается вниз по ■°’^^“ аегся,эгонанас. ®*^гдаза свой счёт: солярка, визы. Я понимал, если J ~ будет всё, мы сможем продержаться, эта финансовую базу доя коллектива Но чтобы транспорт. Мне говорят —возьми в банке № 30 " л и п е ц к а я г о р о д с к а я и н ф о р м а ц и о н н о - а н а л и т и ч е с к а я г а з е т а ПЕРВЫЙ НОМЕР кредит. Взял 10 млн под залог квартиры. Жена даже не знала, я ей потом сказал, когда после поездки автобус продал и рас платился с долгами. Как-то занял миллион, купил трикотаж и поехал в Москву продавать, чтобы заработать нам на визы. Всем занимался —во мне коммеркант непутёвый проснулся: нет бы доя себя, а я —доя коллектива. Потом нам транспорт давал Иван Васильевич Франценюк, бьшший тогда генераль- ньпл директором Новолипецкого комбината. Он нам здорово помогал —Царствие ему Небесное. ДОЧЬ НЕ ОТГОВОРИЛ в 2015 -м театр танца поставил свой первый большой спек такль, «Донскую легенду» по роману Шолохова «Тихий Дон». В 2018 -м — «Пугачёва» по повести Пушкина «Капитанская дочка». Леонид Петрович здесь уже больше выступал в роли менеджера и продккюра. Свои силы как балетмейстер и поста новщик попробовала его дочь —Екатерина. —Для меня было неожиданностью, что она станет по становщиком. Я Катю отговаривал от этой просфессии. Гово рил —мне нужен переводчик. Но она завидела Барышникова по телевизору, как он танцует под «Кони привередливые» Высоцкого, —и её заклинило, как когда-то меня. Она одер жимая. Когда Георгий Ковтун ставил нам «Донскую леген ду», она для него самостоятельно сделала пять номеров. И тогда я ей посоветовал: приобретай свой хореографиче ский почерк, чтобы он был узнаваем. Катя изучила современ ную хореографию. И когда я задумал делать «Капитанскую дочку» и мы на семейном совете решали, кого пригласить постановщиком, моя дочь спросила: «А почему ты не хо чешь попробовать меня?». Я понимал, ей будет сложно. Кол- КОРОТКО и ОТКРОВЕННО лектив —люди взрослые, мэтры, а она —девчонка. Но я не вмешивался. Сказал, будешь делать всё сама, чтобы никто потом не мог упрекнуть: тебе отец помогал. Было тяже ло, но она молодец. У меня часто спрашивают про преемника. Но это такая трудная работа—дочери бы своей я этого не поже лал. Конечно, потихоньку, исподволь готовлю её. Но я как пред ставлю, сколько здесь не сделано и сколько нужно сделать... Я -Л И П Е Ц К И Й Леонид Петрович жалуется, что административная работа полностью поглотила его, времени на творчество всё меньше. Но перед интервью показал, что и в 70 лет казак остаётся каза ком. Обещал, что и на своё 8 о-летие также станцует. — Нам предлагали остаться за границей. Но всё-таки мы —русские: не могу я там. Наш дух, менталитет, язьпс — никуда мы от этого не денемся. Мне предлагали и в Воро неж, и в Ростов переехать —нам в любом городе были бы рады, и площадку готовы дать, ведь «Казаки» —уже гото вый коллектив. Но я —липецкий. Здесь я родился. Здесь мама моя живёт. Ей 93 -й год пошёл. Здесь пупок мой зарыт. Здесь могилы дедов. Я живу в Нижнем Казачьем: приехал туда и растворился. Какой воздух там, ребята. Село на горе стоит, кругом лес сосновый. Вот это жизнь, а вы говорите — Европа: там камни, песок и жара. ТЕКСТ:НАТАЛЬЯГОРЯЙНОВА. ФОТО: СЕРГЕЙПАРШИН. ИЗАРХИВАГЕРОЯ ^ О ПРОФ ЕССИИ : «я жёсткий руководитель. У меня два репетитора, они ещё жёстче. Мне даже приходится их притормаживать. Но профессиональное искусство не терпит половинчатого отношения. Нужно или полностью отдаваться ему, или уходить. Профессиональное искусство вообще жестоко по своей сути. После 20 лет на сцене мы уходим на пенсию, потому что искусство — это больные колени, суставы, порванные связки, мениски». О КАД РАХ : Для профессионального артиста сейчас в Липецкой области много работы. Вся область оголена — кадров не хватает. Для того чтобы стать хорошим педагогом и балетмейстером, у тебя самого за плечами должен быть большой багаж и солидная школа. Нельзя стать профессионалом, закончив только наш колледж искусств и ЛГПУ. Это всё та же самодеятельность. Профессиональный артист — он уже по-другому покажет и даст другой уровень. Вот в Становое два моих артиста уехали, сразу там хорошая самодеятельность появилась. Раньше были артисты, и была культура. Сейчас построили прекрасные дворцы, а там пусто. Обидно, что мы это теряем. Дайте людям квартиру, зарплату, тогда они поедут поднимать культуру. Нельзя профессионалам платить копейки». ^ О ВЕРЕ: «у меня бабушка, родная сестра моей бабушки, монашкой была. Она меня и научила верить. Рассказывала из Библии, про ангелов. С дочкой моей Катей сидела. Та в детстве очень много кричала. Бабушка ночью говорила; «Вы отдыхайте, я ее понянчу». Молитвы ей читала, и та затихала. За мат в коллективе всегда штрафовал. Может, между собой когда и скажут, но так — нет. Я объяснил, мат — это поношение наших родных. Сквернословие всегда чревато для души». ^ О Ж ЕЛ АНИ Я Х : «Хочу, чтобы у моих артистов была нормальная зарплата. Организм у артиста изнашивается быстро, 20 лет работы и на пенсию. А пенсия у них будет 10 тысяч. Поэтому сейчас, когда они молодые, нужно давать звания, зарплаты, чтобы они могли квартиры купить. С этими зарплатами они даже в ипотеку вступить не могут». ^ О Д РУЗЬЯХ : «Больше всего ценю дружбу. Когда теряешь друзей, отрываешь что-то от сердца. Друг — это то, что ты сам. Родных не выбирают, а друзей подбирают по себе». ^ О М ЕЧТЕ: «Мечтаю, чтобы у «Казаков России» свой дом появился, чтобы они могли работать на полную мощь. Областные и городские власти обещали «Октябрь» нам передать. Ждём. Пока не вижу подвижек по этому вопросу. Ещё мечтаю, чтобы наши русские люди жили как в Арабских Эмиратах — чтобы все богатства страны народу принадлежали. А то всё ушло в частные руки. Обидно. Наши люди должны жить достойно».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz