Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

|19|РВ0ПСИХ0Л0ГЙю1 №3 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР НЕ УЧИТЕ МЕНЯ ЖИТЬ ять подростковых лет засчиты ­ ваются родителям за двадцать, сказал когда-то неизвестный, но очень рлудрый человек. Пере- ходньп! возраст асфальтным катком прохо ­ дится как по самому ребенку, так и по его родителям. В один день, как ^дто по щелч ­ ку, милый ласковый ребенок превращается в агрессора и бунтаря, который постоянно проверяет нервную систему родителей на прочность. О том. как пережить подростко ­ вый возраст своего чада с наименьшими по ­ терями, «Первому номеру» рассказала пси ­ холог Юлия Кондратьева. ■4(1 иЧ * ПСИХОЛОГАМИ ЮЛИЯ КОНДРАТЬЕВА О ПОДРОСТКОВОмА БУНТЕ и УКРОЩЕНИИ СТРОПТЙВЫХ^И ТАК НАДО - Почему подросток спорит? Мы ведь старше, умнее, он должен это при ­ знавать и соглашаться с на ­ шим мнением, как это было раньше, — ломают голову родители. К сожалению {или к радости), «как рань ­ ше» уже не будет, в гпобом случае — ближгиг- шис несколько лет. Подросток должен спорить и ^лгговать, это необходимо для развзтгя его психики. Мы ведь нс ругаем младенца, кото ­ рый кричит, когда голоден или описался? Здесь схожая стуация: спорит, потому что не может иначе. Подростковьт возраст — это пе^люд, когда ребенок у'чится разрушать барьеры и выби ­ раться Т13 кокона родительской опеки, кото ­ рый не дает eivty выйти в большой мир. В этот период он похож на малыша, который учится ходить. И сложность в том, что той «стеной», которую должен разрушить подросток, стано ­ вится в первую очередь родитель. Ситуации не позавидуешь. Если стена будет слишком мя1"кой. поглощающей и все подросткрв_ыи принимающей, подросток не псяучит опыта -------------------------- столкновения. В таком случае ребенок будет чувствовать себя всемогущим: если он смог подчшшть себе родителей, то и весь мир ле- лагг у его ног. Только набив шишки, он пой ­ мет, что это не так. При этом ему необходи ­ мо израсходовать заложенные в нем запасы мощности. Не дома, так в школе или на улице. С /ругой стороны, если родительская «стена» Лучший выход из этой опуации — не спештъ ЗАЩИТА окажется слишком жесткой, непререкаемый с критикой. Если нужно донести мысль, кото- авторитет родителей сделает свое дело — под ­ росток просто не наберется смелости, чтобы разрушить стены своего kokoi la. Ему будет тя ­ жело стать Г1о-насгоя1цему взрослым. Подростку крайне сломаю кошролироватъ свои действия и эмоции. Родителям важно понимать: эго не детзг плохие, это период та ­ кой. Ош! сами — заломашю! своего возраста. Причин подростковой «колючести» много, но ЖЕЛАНИЕ РИСКОВАТЬ можно выделить пять оаювиых. Самоуверенные подростки часто бывают излишне бесстрашными. Не удивляйтесь, если ваш сын, которьш раньше был паинькой, бенку, а тот уже начал спорить с тшм и за- вступиг в дебаты с директором школы, да еще в лгщо скажет все, что о нем думает. И все бы штчего, но дети часто увлекаются и риоуют своей жизнью Пробуют все: от пирсиша до паркура. Подростки не воспринимают реаль- ниями. Он будет дискутировать и доказывать ность смерти, поэтому безбашешю рискуют. < « 1 < :12 ■ -v • • * f 4-^4 .. ■ 1 •*. ■ падающим за компьютером. Ребенку необхо- Кому-то ^дет интереснее прыгать выше голо- дим xopounrii ночной сон: неюлорые важные гормоны вырабатываются именно в это время. Помощники родителей в деле «укроще ­ ния» подростка — свежий воздух и физиче ­ ские нагрузки. Это может бьпъ спорт, работа па огороде или даже мытье полов дома Чем больше он устал физически, тем меньше за ­ цикливается на своих изменениях. вы в учебе. Позвольте своему ребенку преодо ­ левать трудности, если их нет — придумайте. Все, что нс вредит его здоровью и жизни, пой ­ дет ему только на поль^. , РЦИССИЗМ «СТЕНОЙ», КОТОРУЮ ДОЛЖЕН РАЗРУШИТЬ ПОДРОСТОК, СТАНОВИТСЯ ОБЫЧНО РОДИТЕЛЬ пойдет быстрее и проще. Если нет, значтгт, самое время этому научиться. Как ни стран ­ но, но именно родительское поведение ста ­ нет для подростка образцом того, как нуж ­ но находить выход из конфликтов. Или как не нужно — это зависит только от родителя. Поэтому не боитесь сделать первый шаг к примирению после ссоры с ребенком, Это научит его большему, чем ваша победа в споре. Подростковьит возраст — ед1Я1сгве)и1Ы11 период в жизни человека, когда нарцисотзм ему просто необходим. В это время для под ­ ростка естественно считать себя лучшим, бьпъ максимально уверенным в себе. Обычно это проявляется в том, что ребенок крайне остро реагирует на любую критш^, легко обижается. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ рая вряд ли понравится ребеш^, начните с по ­ хвалы. «Погладьте» его BHyrpeiuiero нарцисса, а уже потом ведите с igim серьезные разгово ­ ры, Помните: подросток обычно не признает, что он I le прав, даже если понимает, что все ар ­ гументы не на его стороне — дайте ему время «созреть» для вывода. Из-за постояшюй нагрузки на подрост ­ ка его нервная атстема начтигаег ставгтть психические затциты. Одтш из вариантов смириться, защиты — регрессия. Ребенок слошю «отка ­ тывается» назад в своем развитии: отказы ­ вается принимать решения, не задумывает ­ ся о последствиях своих действии, живет по принцип)' «что воля, что неволя, все равно». Он не думает о поступлении, об экзаменах, не хочет нести ответсгвенность — он сейчас младенец. Еще одна заиц-гтная реакция — агрессия. Родитель еще штчего не сказал ре- ребенок разрушит, и гаванью, в которую он сможет вернуться в любой момент, зная, что его примут. Постарайтесь взглянуть на это время под другим углом. Это период узнавания и общих открытий. Можно успокаивать себя и тем, что этот период конечен. Однажды утром вы проснетесь и рядом с вами вместо колючего подростка, к жизни с которым вы НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ Надо признать, что наши дети прогрес ­ сивнее нас, 14 в том, что ошт считают роди ­ телей консерваторами, нет ничего неверо ­ ятного, Подростки ближе к миру, в котором они будут жить. О1Ш легко осваивают новые технологии, лучше нас знают все тренды. Поэтому родительское восприятие мира для детей — «ботинки, которые жмут». Ка ­ ждое новое поколение отрицает устои пре ­ дыдущего — это закон, с которым придется Прнмите то, что ваш ребенок разбирает ­ ся в чем-то лучше вас. Попросите его, к при ­ меру, рааз<азать о функциях вашего смарт ­ фона. Возможно, откроете для себя что-то новое, при этом пообщаетесь с ребенком. Не переживайте, что кто-то свергает вас с пье ­ дестала. Роль родителя уникальна: он од ­ новременно должен быть стеной, которую ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Подростковый возраст — это, прежде все ­ го, гормональный взрьЕ. У ребенка еще нет понимащщ, что его настроение может' зави ­ сеть не от внеипвтх факторов, а от гормонов. Выражается это в резкой смене настроения: он только что смеялся над вашей шуткой, а через Если у ребенка есть жажда риска, предложи- пар)' секу1щ обиделся, ушел в свою комнату и перестал разговаривать с вами, Лучшее, что можно сделать для ребенка — правильно вы ­ строить его режим дня и imrarBie. Подросток не должен быть «полуночником», часами про- щищаться. Отгородиться от внешнего ми ­ ра подростку помогает и рационализация — излишнее умсгвовашк, при1фьггие исгиииьк мыслей и желашп! многостав1[ыми излия- те ему развиваться в спорте. Пошците вместе варианты, с которылш он будет получать свой глоток адренашша. Попробуйте заиптересо- родителя — понять, чего именно боится его вать его исторической реконструкцией: здесь ребенок. Если в семье всегда было приня- и сражения па мечах, и погружение в историю, то обсуждать свои мысли и чувства — дело свою правоту по поводу и без. Выход для родителей — говорить с ре ­ бенком. Чем больше, тем лучше. Любая уже почти привыкли, появится уравнове- защита имеет в своей основе страх. Задача шейный, повзрослевший молодой человек. И это будет новая история. ТЕКСТ: АННА ЧЕРКАСОВА. НОТО: ЮЛИЯ КОНДРАТЬЕВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz