Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

№24 ЛИПЕЦ КАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР 29 ИЮНЯ НА БЕРЕГУ БЫСТРОЙ СОС НЫ В СЕДЬМОЙ РАЗ ПОКАЖУТ ОПЕРУ I «ЛЕГЕНДА о ГРАДЕ~ЁЛЬЦЁ»?И В ЕЁ ПОСТАНОВКЕ ПРИМУТ УЧАСТИЕ БОЛЕЕ 300 ЧЕЛОВЕК седьмой раз прозвучит «Легенда о граде Ельце» в живых декора ­ циях древнего города на берегу Быстрой Сосны. В этом году она пройдёт в рамках V фестиваля малых тури ­ стских городов России «Великая история в малом городе». I Дсйствия «Легенды» развернутся на двух берегах реки, у горы Кошка и на самой Сосне. Повествование будет идти в трёх вре ­ менных отрезках: в 1941 году, когда была вскрыта могила Тамерлана, в 1395-м, когда Железный Хромец, как называли Тамерла ­ на, двинул свои войска на Русь, и в наши дни. За восемь лет, что живёт «Легенда», ока сама стала легендой для своих создателей. Одно из мистических событий случилось в 2011 году, в день премьеры опасались, что пойдёт ливень. Над Ельцом стояли тяжёлые тучи, сверкали молнии. Но тучи, дойдя до Вознесенского собора, остановились, гроза обошла город стороной. МЫ ВСЕ ПРОШЛИ ЧЕРЕЗ СКОРБИ «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане», как звучит полное название оперы, иа сегодняшний день единственная опера в России, которая регулярно ставится на открытом воздухе. В 2016-м проект по ­ лучил премию Правительства РФ в области культуры. — Думаю, в таких гран- диозньк постановках, как «Легенда о граде Ельце», от нас мало что зависит, — уве ­ рена организатор проекта Наталия Мекаева. — Есть какая-то сила, которая всем движет и всех направляет. Например, в Псков привозили оперу Большого театра «Псковитянка». Она первый раз прошла с большим успехом. Ре ­ шили повторить, но не сложилось. Так что если чему суждено случиться — это случит ­ ся. У меня была давняя мечта сделать поста ­ новку ка берегу Сосны. Как православному человеку, мне хотелось сделать проект во славу Божию. Когда я узнала, что на Елец ­ кой земле было явление Божьей матери, поняла — именно про это и хочу рассказать. Но опера могла не случиться, если бы не поддержка Людмилы Валентиновны Кура- ковой, которая в то время была заместите ­ лем главы администрации региона и кури ­ ровала областное управление культуры. Это фильм о раскопках могилы Тамерлана, был культурный ренессанс в жизни области. Как чиновник Людмила Валентиновна уни ­ кальна: она обладает режиссёрским виде ­ нием, масштабностью мышления. На моём Пригласил посмотреть материал музыканта веку таких чиновников в нашей культуре и режиссёра Радомиру Ползунову-Красавину, больше нс было. Благодаря ей в Липецке мы с ней вместе успешно работали. Она под- прошли несколько крупных культурных сказала мне несколько ходов и взялась напи- проектов: приезжал Эрмитаж, на Соборной сать /тбретго. Когда над чем-то серьёзно ра- площади показали оперу «Борис Годунов». В тот момент мы уже были готовы сами со ­ здать масштабный проект, достойный стать частью культурной жизни России. Поэтому вокруг постановки начали собираться не ­ обходимые ей люди. Большую поддержку в том, что опера ставится на берегах Сосны 1 КУЛЬТУРНЫЙ кодТ^ ЛЕГЕНДЫ о «ЛЕГЕНДЕ», ИЛИ который год, оказала администрация Ель ­ ца. Опера всем нам далась тяжело. Когда попадаешь в точку, делаешь всё правильно, то, как говорится в православии, начинают ­ ся скорби, испытания. Мы все прошли через физические недуги, но не отступили. И как Тамерлана от Ельца для меня вьтлядело не- один из показателей, что мы сделали всё объяатимо. И в одной из книг я прочитал, верно — опера идёт который год и уже даже не по нашей воле. ПОЧЕМУ ТАМЕРЛАН БЕЖАЛ? Елецкую оперу организаторы хотели до ­ верить композитору, который хотя бы опо ­ средованно был связан с Ельцом. Им оказал ­ ся ученик Тихона Хренникова — Народный артист России Александр Чайковский. — Признаюсь честно, я опасался браться за этот проект: мало времени, пред ­ ложение поступило в октя ­ бре, а в июне уже премьера; либретто, по сути, нет. В тот момент я даже не мог обещать, что напи ­ шу музьжу. Но вдруг всё начало собираться кальный режиссёр и либреттист, создала старца, которые с предупреждением яви- в одну линию. Я увидел документальный основную канву и наполнила материал по- лись в 1941 году советским учёным, рабо- ко- этическими и историческими метафорами: тающим на раскопках могилы Тамерлана, торыс проводились в 1941 году советскими - Мне было важно, чтобы в опере были преобразованы в роль стару- учёными, мы ввели эту сцену в оперу. По- современного зрителя заин- хи-пророчицы. Не вошёл в постановочную том попалась книга о Железном Хромце. тересовала история шестисот- версию и монолог Тамерлана, с которого ­ — г ­ т и т ­ летней давности. Предание для меня началась работа над либретто, о том, что вместе с Тамерла ­ ном упокоены духи войны, ботаешь, то всё собирается вместе, — уверен Александр Чайковский. — Я читал книги и наших, и зарубежных исследователей, — мне хотелось понять, почему же в 1395 году Тамерлан, разгромив Елец, нс пошёл на Мо ­ скву. Версии есть разные: что в Самарканде "гак много конфликтов, а в обществе так много Теперь со мной да упокоят вас! начались волнения, поэтому он был вынуж ден вернуться; что заболел; и даже предпо ­ лагали, что из-за бездорожья, но это совсем странная версия, учитывая, что за восемь лет до этого Тохтамыш успешно прошел по этим дорогам и сжёг Москву. Так что отступление что завоеватель верил в приметы, при нём всегда находился толкователь снов. Я по ­ нял, почему Тамерлан мог в страхе бежать из Ельца, почувствовал эту легенду. У меня появился ход — рассказать эту историю через соединение нескольких временных пластов. И тогда в голове всё сложилось, и музыка ро ­ дилась очень быстро. БОГИ ВОЙНЫ Каким был Тамерлан, написано во мно ­ гих книгах. Образ елецкого князя Фёдора тересно было понять эту масштабную лич авторам либретто приходилось создавать по крупицам. Липецкий писатель Николай Ка ­ расик собрал весь исторический материал по нападению Тамерлана на Елец. Москвич ­ ка Радомира Ползунова-Красавина, музы- оперы были трансформированы. Так, три В нём уже звучит основная идея оперы — осознание человеком ответственности за очень поэтично, — поделилась Радомира происходящее и предупреждение потом- Ползунова-Красавина. — Оно гласит о том, что нельзя тревожить этих страшных и беспо ­ щадных духов. Но война начинается не на какой-то отдельной территории, прежде она рождается в умах и гордцах людей. Поэтому Я пробудил богов войны и зла, «Легенда» так актуадана сейчас, когда в мире Оружьем грозным, роковым являясь. мояст кардинально что-то изменить в одно ­ часье, стяжать дух мира — это большая вну ­ тренняя работа каждого отдельного человека. Также в опере поднимается интересная тема чести русских князей — насколько важно по ­ нятие чести и в современном мире. Как гово ­ рит князь Елецкий, «можно стену разрушить и возвести вновь, но порушенную честь уже нс восстановишь». При создании образа Тамерлана меня заинтересовала неоднозначность его лич ­ ности. С одной стороны, он построил один из лучших городов своего времени — Са ­ марканд, в котором собрал великих поэтов, музыкантов и учёных. По преданию, он был верен сердцем одной женщине, своей пре ­ красной Альджай. И в то же время это был один из самых жестоких завоевателей. Ин- ность и какие мотивы им двигали. Не все тексты вошли в постановочную версию «Легенды», нс всех героев увидели зрители, а некоторые во время создания кам. («Мы все в ответе», — эти слова Тамер ­ лан так и не произнёс, но они прочитывают ­ ся. — Прим, ред.) агрессии. Ни один политический деятель не Я ухожу, гордясь, и не раскаюсь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz