Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)
№24 ЛИПЕЦ КАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР 29 ИЮНЯ НА БЕРЕГУ БЫСТРОЙ СОС НЫ В СЕДЬМОЙ РАЗ ПОКАЖУТ ОПЕРУ I «ЛЕГЕНДА о ГРАДЕ~ЁЛЬЦЁ»?И В ЕЁ ПОСТАНОВКЕ ПРИМУТ УЧАСТИЕ БОЛЕЕ 300 ЧЕЛОВЕК седьмой раз прозвучит «Легенда о граде Ельце» в живых декора циях древнего города на берегу Быстрой Сосны. В этом году она пройдёт в рамках V фестиваля малых тури стских городов России «Великая история в малом городе». I Дсйствия «Легенды» развернутся на двух берегах реки, у горы Кошка и на самой Сосне. Повествование будет идти в трёх вре менных отрезках: в 1941 году, когда была вскрыта могила Тамерлана, в 1395-м, когда Железный Хромец, как называли Тамерла на, двинул свои войска на Русь, и в наши дни. За восемь лет, что живёт «Легенда», ока сама стала легендой для своих создателей. Одно из мистических событий случилось в 2011 году, в день премьеры опасались, что пойдёт ливень. Над Ельцом стояли тяжёлые тучи, сверкали молнии. Но тучи, дойдя до Вознесенского собора, остановились, гроза обошла город стороной. МЫ ВСЕ ПРОШЛИ ЧЕРЕЗ СКОРБИ «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане», как звучит полное название оперы, иа сегодняшний день единственная опера в России, которая регулярно ставится на открытом воздухе. В 2016-м проект по лучил премию Правительства РФ в области культуры. — Думаю, в таких гран- диозньк постановках, как «Легенда о граде Ельце», от нас мало что зависит, — уве рена организатор проекта Наталия Мекаева. — Есть какая-то сила, которая всем движет и всех направляет. Например, в Псков привозили оперу Большого театра «Псковитянка». Она первый раз прошла с большим успехом. Ре шили повторить, но не сложилось. Так что если чему суждено случиться — это случит ся. У меня была давняя мечта сделать поста новку ка берегу Сосны. Как православному человеку, мне хотелось сделать проект во славу Божию. Когда я узнала, что на Елец кой земле было явление Божьей матери, поняла — именно про это и хочу рассказать. Но опера могла не случиться, если бы не поддержка Людмилы Валентиновны Кура- ковой, которая в то время была заместите лем главы администрации региона и кури ровала областное управление культуры. Это фильм о раскопках могилы Тамерлана, был культурный ренессанс в жизни области. Как чиновник Людмила Валентиновна уни кальна: она обладает режиссёрским виде нием, масштабностью мышления. На моём Пригласил посмотреть материал музыканта веку таких чиновников в нашей культуре и режиссёра Радомиру Ползунову-Красавину, больше нс было. Благодаря ей в Липецке мы с ней вместе успешно работали. Она под- прошли несколько крупных культурных сказала мне несколько ходов и взялась напи- проектов: приезжал Эрмитаж, на Соборной сать /тбретго. Когда над чем-то серьёзно ра- площади показали оперу «Борис Годунов». В тот момент мы уже были готовы сами со здать масштабный проект, достойный стать частью культурной жизни России. Поэтому вокруг постановки начали собираться не обходимые ей люди. Большую поддержку в том, что опера ставится на берегах Сосны 1 КУЛЬТУРНЫЙ кодТ^ ЛЕГЕНДЫ о «ЛЕГЕНДЕ», ИЛИ который год, оказала администрация Ель ца. Опера всем нам далась тяжело. Когда попадаешь в точку, делаешь всё правильно, то, как говорится в православии, начинают ся скорби, испытания. Мы все прошли через физические недуги, но не отступили. И как Тамерлана от Ельца для меня вьтлядело не- один из показателей, что мы сделали всё объяатимо. И в одной из книг я прочитал, верно — опера идёт который год и уже даже не по нашей воле. ПОЧЕМУ ТАМЕРЛАН БЕЖАЛ? Елецкую оперу организаторы хотели до верить композитору, который хотя бы опо средованно был связан с Ельцом. Им оказал ся ученик Тихона Хренникова — Народный артист России Александр Чайковский. — Признаюсь честно, я опасался браться за этот проект: мало времени, пред ложение поступило в октя бре, а в июне уже премьера; либретто, по сути, нет. В тот момент я даже не мог обещать, что напи шу музьжу. Но вдруг всё начало собираться кальный режиссёр и либреттист, создала старца, которые с предупреждением яви- в одну линию. Я увидел документальный основную канву и наполнила материал по- лись в 1941 году советским учёным, рабо- ко- этическими и историческими метафорами: тающим на раскопках могилы Тамерлана, торыс проводились в 1941 году советскими - Мне было важно, чтобы в опере были преобразованы в роль стару- учёными, мы ввели эту сцену в оперу. По- современного зрителя заин- хи-пророчицы. Не вошёл в постановочную том попалась книга о Железном Хромце. тересовала история шестисот- версию и монолог Тамерлана, с которого — г т и т летней давности. Предание для меня началась работа над либретто, о том, что вместе с Тамерла ном упокоены духи войны, ботаешь, то всё собирается вместе, — уверен Александр Чайковский. — Я читал книги и наших, и зарубежных исследователей, — мне хотелось понять, почему же в 1395 году Тамерлан, разгромив Елец, нс пошёл на Мо скву. Версии есть разные: что в Самарканде "гак много конфликтов, а в обществе так много Теперь со мной да упокоят вас! начались волнения, поэтому он был вынуж ден вернуться; что заболел; и даже предпо лагали, что из-за бездорожья, но это совсем странная версия, учитывая, что за восемь лет до этого Тохтамыш успешно прошел по этим дорогам и сжёг Москву. Так что отступление что завоеватель верил в приметы, при нём всегда находился толкователь снов. Я по нял, почему Тамерлан мог в страхе бежать из Ельца, почувствовал эту легенду. У меня появился ход — рассказать эту историю через соединение нескольких временных пластов. И тогда в голове всё сложилось, и музыка ро дилась очень быстро. БОГИ ВОЙНЫ Каким был Тамерлан, написано во мно гих книгах. Образ елецкого князя Фёдора тересно было понять эту масштабную лич авторам либретто приходилось создавать по крупицам. Липецкий писатель Николай Ка расик собрал весь исторический материал по нападению Тамерлана на Елец. Москвич ка Радомира Ползунова-Красавина, музы- оперы были трансформированы. Так, три В нём уже звучит основная идея оперы — осознание человеком ответственности за очень поэтично, — поделилась Радомира происходящее и предупреждение потом- Ползунова-Красавина. — Оно гласит о том, что нельзя тревожить этих страшных и беспо щадных духов. Но война начинается не на какой-то отдельной территории, прежде она рождается в умах и гордцах людей. Поэтому Я пробудил богов войны и зла, «Легенда» так актуадана сейчас, когда в мире Оружьем грозным, роковым являясь. мояст кардинально что-то изменить в одно часье, стяжать дух мира — это большая вну тренняя работа каждого отдельного человека. Также в опере поднимается интересная тема чести русских князей — насколько важно по нятие чести и в современном мире. Как гово рит князь Елецкий, «можно стену разрушить и возвести вновь, но порушенную честь уже нс восстановишь». При создании образа Тамерлана меня заинтересовала неоднозначность его лич ности. С одной стороны, он построил один из лучших городов своего времени — Са марканд, в котором собрал великих поэтов, музыкантов и учёных. По преданию, он был верен сердцем одной женщине, своей пре красной Альджай. И в то же время это был один из самых жестоких завоевателей. Ин- ность и какие мотивы им двигали. Не все тексты вошли в постановочную версию «Легенды», нс всех героев увидели зрители, а некоторые во время создания кам. («Мы все в ответе», — эти слова Тамер лан так и не произнёс, но они прочитывают ся. — Прим, ред.) агрессии. Ни один политический деятель не Я ухожу, гордясь, и не раскаюсь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz