Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)
№21 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР НАШИ ЛЮДИ 20 1*^* ^1 € I — I V » 1^. о •wA I ■ <• I R ' t I 4 Г ♦ V xS- ' I «ЛИПЕЦКИЕ УЗОРЫ» _ ОТМЕЧАЮТ 45-ЛЕТИЕ. мы ВСТРЕТИЛИСЬ W ► •J •ь I д 1 I Ls ГТ L*/ ь I г 1 * I ч1 V I г*. 1 J Г? г ■Лт V ' I ( U — • V X г ■fr w* "S t AX" г '"iil ft *4 * $ "л А!» к /л ! ^7 1^. т, 1 d ? >41 ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ СТИЛЯ ХУДОЖНИЦЫ ОКАЗАЛО ЗНАКОМСТВ О I С НАРОДНОЙ ГЛИНЯНО^ГРУШКОЙ, 1 ^1лЁЦЮ/^^ СТАРИННОЙ вышивкой •* Ж Ге Ж I * I ч I'j I J < п. .f*L > «. -. r/v о "Z 'Т1 V I W W W j г W W 7 <2 I V* d ) .*1 Изделие покрывается лаком и сушит ся при температуре 150 градусов. Процесс повторяется еще раз — мастер ошкуривает предмет мельчайшим наждаком, добиваясь гладкости, снова покрывает лаком и отправ ляет на сушку вторично. Бережно сохраняя технологию процесса, Боева эксперименти рует с материалами — сегодня она расписы вает не только дерево, но и глину, фарфор, металл. Нина Александровна одновременно работает над несколькими предметами. Во время нашей встречи она нанесла контур на четыре блюда в виде рыб. Рисунок делается сразу, «вживую», как говорит художница — без предварительных набросков. Права на ошибку у мастера нет. J I ♦ L- .2>;- -V; * •. I* — * I Ч ;3 I •^♦rV \ * » I л •г '№U| е * 3 к ♦ > 1 V. • • ♦ X'. • — ■fa * *• . i *s V» 1* V I f ..1 •J-_ * X:. . ж X - т. -О:; 1» V УЗОРНАЯ ЖИЗНЬ V I у с МАСТЕРИЦЕЙ, КОТОРАЯ СОЗДАЁТиОЕВРЫ^! спёрвыхдне У^Н ОСНОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ W V Мы придумывали теллектуальныи центр из лучших масте ров-живописцев, работающих над новыми сюжетами, орнаментами, улучшающими технику росписи. — Нам сказали: «Вы должны фантази ровать», — озвучила лозунг того времени Нина Александровна. формы, которые отличались от промысла из Семёнова. Чуть позже при фабрике открыли образовательные курсы, подготавливающие в течение двух лет мастеров народного про мысла. Преподаватели из Иванова обучали лаковой миниатюре. В то время объём про изводства был огромный. На фабрику даже были проведены железнодорожные линии, чтобы привозить в вагонах дерево. МАТРЕШКИ- ХОККЕИСТЫ Уже более пяти лет фабрика выполняет заказы для Госдумы России. Иностранные делегации увозят в родные края маленький Есусочек липепдой земли. Часто художницы работают и над необычными заказами. На пример, в этом году к 9 Мая они украшали затейливой традиционной росписью метал лические армейские фляги. Нина Александровна вспоминает: чтобы создать по-настоящему уникальные пред меты, ей нередко прЕЕХодЕЕЛось подключать изобретательность и русскую смекалку. Та ким стал заказ на матрёшек от американ ской хоккейной команды. Перед липецкими мастерицами стояла задача передать пор третное сходство каждого из спортсменов. — Шлемы, полоски на форме — все де тали были вырисованы чётко, — уточняет липецкая художница. — Мы даже измеря ли в миллиметрах расстояние между поло сками. V V V V V V V V действительно можно различить орнаменты, типичные для этого известного вида народ ного искусства Липецкой области, — «гречиш- ку», «жемчужку», «паучков», «вороний глаз», «павлинку». V нали свое творчество, беря вдохновение в елецких кружевах. Ездили на фабриЕсу, смотрели, каЕсие они ГЕлетут узоры, наблю дали сам процесс. Мы взяли их плетение. Сначала мы писали белые узоры на чёрном фоне. Затем начали вводить яркие краски. Мы хотели связать наш промысел с круже вами, но при этом оживить рисунок. На складе, где масгерЕща проводит экс курсию, почти половина предметов выЕпла из-под её руЕ<и. Чего тотеько не создавала Нина Александровна за 45 лет работьЕ на фабрике: подносы, ШЕсатулЕси, вазы, ложеое , половни - ЕОЕ, братины (русский шаровидный сосуд ддя напитков. — Прим, ред.), чашЕси, салатниЕШ, солонки, сувениры. Она здесь с самого основа ния — с того момента, когда по приглашеЕшю местЕЕЬЕХ властей в Липепд приехали умельЕЩЕ от ЗАГОТОВКИ из города Семёнова Нижегородской (тогда до ложки Процесс производства остался неизмен- ньЕМ за всё время существоваЕшя фабрЕжи «ЛЕшеЕЦОЕе узоры». На создание одного пред мета посуды Е1ЛИ сувенЕфа уходит "j*! деея , не зависимо от размера. БрусЕШ лршы или осееееье распилЕЕваются по размеру заготовки, ошку риваются, будущие изделЕЕЯ вытачиваются на токарном станке. 20 дней оееи сушатся в есге- сгвенЕЕЬЕХ условиях до досгЕЕжеЕЕЕЕЯ влажности 8%. ВьЕсохЕпие предметьЕ Еплифуются, грунту- Еотся, покрьЕваются слоем олифы. Поверхность приобретает характерный цвет золота. 1фаска на фон расгЕЬЕЛяется пульверЕЕзатором под вы- сокЕЕМ давлением — так досЕигается гладкость казочные сюжеты, красочные ягоды, листья и цветы — роспись промыс ла «Липецкие узоры» напоминает елецкое кружево. Присмотревшись, Горьковской) области, которые занимались хохломской росписью. Мужчины были специ алистами в токарном деле, женщины распи сывали изделия. С них и начались «Липецкие узоры», трансформировавшись в самобытный промысел региона. ДЕРЕВЯННОЕ КРУЖЕВО Узоры елецкого кружева, созданные пе реплетением тонких белых нитей, получи ли воплощение в цвете на лакированной был объявлен набор на новое предприятие, деревянной поверхности. Стиль «Липецких узоров» невозможно перепутать ни с каким другим. Его яркие краски отличаются от Хохломы, Городецкой, Жостовской, Гжель ской росписей. — Для наших узоров мы используем все цвета радуги. Поэтому они такие жизнера достные, — с гордостью отмечает худож ница Нина Боева, демонстрируя ладью в форме лебедя. — Чем мы отличаемся от Хохломы — мы ввели многокрасье. Там — чёрный, желтый, красный, зелёный. У них традиция, от которой они не отступают. У нас собственная технология. Мы начи- 'J V» V V V V V V V V V L 1 ♦ ♦ 1 ( \ ► г *>. : *ibs I 1 * 5^ > * X It > у истоков ПРОМЫСЛА Нина Александровна и сейчас прекрас но помнит день, когда почти полвека назад V V 4?*- • ж* л W * пшеничный колосок И РЯБИНА СТАЛИ сят роспись — от чёрного контура до разживки (нанесение цвета на основные элементы. — — Мне позвонила подружка, рассказала, что нужны художники по хохломе. Я тогда даже не знала, что это такое. Конкурс был без потёков. Далее художники поэтапно нано- пять человек на место, — вспоминает ли пецкая мастерица. — В качестве экзамена мне попался рисунок «Есудрина» (стилизо- Прим, ред.) и травки (нанесение тонкого рас- ванное изображение цветов, завитков или плодов. — Прим, ред.), один из самых слож ных орнаментов семёновского промысла. На следующий день мою фамилию зачита ли, то есть я прошла отбор. Она приступила к работе после трёх месяцев обучения, и уже через несколько лет вошла в художественную группу — ин- СИМВОЛАМИ БЛАГОПОЛУЧИЯ В ЛИПЕЦКИХ МОТИВАХ V Этой осенью «Липецкие узоры» готовят традиционную выставку в Липецком выста вочном зале. Экспозиция будет посвящена 45-летнему юбилею фабрики и продемон стрирует историю развития художествен ного промысла. Продукция фабрики была среди призов Олимпиады-8о, Всемирного тигельного орнамента на фон. — Прим. ред.). — Кисточки мы делаем сами из беличьих хвостов. Их долго «выстуютвают», чтобы оста лись только хорошие волоски. Делаем специ альный узелок, чтобы они не выскочили. Важ- фестиваля молодежи и студентов, «Кубка на идеально ровная поверхность. Мы простой Кремля», кистью не можем писать, — рассказывает о технологии росписи Нина Боева. ТЕКСТ: ЮЛИЯ КОБЗЕВА. ФОТО АВТОРА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz