Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

№21 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР НАШИ ЛЮДИ 20 1*^* ^1 € I — I V » 1^. о •wA I ■ <• I R ' t I 4 Г ♦ V xS- ' I «ЛИПЕЦКИЕ УЗОРЫ» _ ОТМЕЧАЮТ 45-ЛЕТИЕ. мы ВСТРЕТИЛИСЬ W ► •J •ь I д 1 I Ls ГТ L*/ ь I г 1 * I ч1 V I г*. 1 J Г? г ■Лт V ' I ( U — • V X г ■fr w* "S t AX" г '"iil ft *4 * $ "л А!» к /л ! ^7 1^. т, 1 d ? >41 ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ СТИЛЯ ХУДОЖНИЦЫ ОКАЗАЛО ЗНАКОМСТВ О I С НАРОДНОЙ ГЛИНЯНО^ГРУШКОЙ, 1 ^1лЁЦЮ/^^ СТАРИННОЙ вышивкой •* Ж Ге Ж I * I ч I'j I J < п. .f*L > «. -. r/v о "Z 'Т1 V I W W W j г W W 7 <2 I V* d ) .*1 Изделие покрывается лаком и сушит ­ ся при температуре 150 градусов. Процесс повторяется еще раз — мастер ошкуривает предмет мельчайшим наждаком, добиваясь гладкости, снова покрывает лаком и отправ ­ ляет на сушку вторично. Бережно сохраняя технологию процесса, Боева эксперименти ­ рует с материалами — сегодня она расписы ­ вает не только дерево, но и глину, фарфор, металл. Нина Александровна одновременно работает над несколькими предметами. Во время нашей встречи она нанесла контур на четыре блюда в виде рыб. Рисунок делается сразу, «вживую», как говорит художница — без предварительных набросков. Права на ошибку у мастера нет. J I ♦ L- .2>;- -V; * •. I* — * I Ч ;3 I •^♦rV \ * » I л •г '№U| е * 3 к ♦ > 1 V. • • ♦ X'. • — ■fa * *• . i *s V» 1* V I f ..1 •J-_ * X:. . ж X - т. -О:; 1» V УЗОРНАЯ ЖИЗНЬ V I у с МАСТЕРИЦЕЙ, КОТОРАЯ СОЗДАЁТиОЕВРЫ^! спёрвыхдне У^Н ОСНОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ W V Мы придумывали теллектуальныи центр из лучших масте ­ ров-живописцев, работающих над новыми сюжетами, орнаментами, улучшающими технику росписи. — Нам сказали: «Вы должны фантази ­ ровать», — озвучила лозунг того времени Нина Александровна. формы, которые отличались от промысла из Семёнова. Чуть позже при фабрике открыли образовательные курсы, подготавливающие в течение двух лет мастеров народного про ­ мысла. Преподаватели из Иванова обучали лаковой миниатюре. В то время объём про ­ изводства был огромный. На фабрику даже были проведены железнодорожные линии, чтобы привозить в вагонах дерево. МАТРЕШКИ- ХОККЕИСТЫ Уже более пяти лет фабрика выполняет заказы для Госдумы России. Иностранные делегации увозят в родные края маленький Есусочек липепдой земли. Часто художницы работают и над необычными заказами. На ­ пример, в этом году к 9 Мая они украшали затейливой традиционной росписью метал ­ лические армейские фляги. Нина Александровна вспоминает: чтобы создать по-настоящему уникальные пред ­ меты, ей нередко прЕЕХодЕЕЛось подключать изобретательность и русскую смекалку. Та ­ ким стал заказ на матрёшек от американ ­ ской хоккейной команды. Перед липецкими мастерицами стояла задача передать пор ­ третное сходство каждого из спортсменов. — Шлемы, полоски на форме — все де ­ тали были вырисованы чётко, — уточняет липецкая художница. — Мы даже измеря ­ ли в миллиметрах расстояние между поло ­ сками. V V V V V V V V действительно можно различить орнаменты, типичные для этого известного вида народ ­ ного искусства Липецкой области, — «гречиш- ку», «жемчужку», «паучков», «вороний глаз», «павлинку». V нали свое творчество, беря вдохновение в елецких кружевах. Ездили на фабриЕсу, смотрели, каЕсие они ГЕлетут узоры, наблю ­ дали сам процесс. Мы взяли их плетение. Сначала мы писали белые узоры на чёрном фоне. Затем начали вводить яркие краски. Мы хотели связать наш промысел с круже ­ вами, но при этом оживить рисунок. На складе, где масгерЕща проводит экс ­ курсию, почти половина предметов выЕпла из-под её руЕ<и. Чего тотеько не создавала Нина Александровна за 45 лет работьЕ на фабрике: подносы, ШЕсатулЕси, вазы, ложеое , половни - ЕОЕ, братины (русский шаровидный сосуд ддя напитков. — Прим, ред.), чашЕси, салатниЕШ, солонки, сувениры. Она здесь с самого основа ­ ния — с того момента, когда по приглашеЕшю местЕЕЬЕХ властей в Липепд приехали умельЕЩЕ от ЗАГОТОВКИ из города Семёнова Нижегородской (тогда до ложки Процесс производства остался неизмен- ньЕМ за всё время существоваЕшя фабрЕжи «ЛЕшеЕЦОЕе узоры». На создание одного пред ­ мета посуды Е1ЛИ сувенЕфа уходит "j*! деея , не ­ зависимо от размера. БрусЕШ лршы или осееееье распилЕЕваются по размеру заготовки, ошку ­ риваются, будущие изделЕЕЯ вытачиваются на токарном станке. 20 дней оееи сушатся в есге- сгвенЕЕЬЕХ условиях до досгЕЕжеЕЕЕЕЯ влажности 8%. ВьЕсохЕпие предметьЕ Еплифуются, грунту- Еотся, покрьЕваются слоем олифы. Поверхность приобретает характерный цвет золота. 1фаска на фон расгЕЬЕЛяется пульверЕЕзатором под вы- сокЕЕМ давлением — так досЕигается гладкость казочные сюжеты, красочные ягоды, листья и цветы — роспись промыс ­ ла «Липецкие узоры» напоминает елецкое кружево. Присмотревшись, Горьковской) области, которые занимались хохломской росписью. Мужчины были специ ­ алистами в токарном деле, женщины распи ­ сывали изделия. С них и начались «Липецкие узоры», трансформировавшись в самобытный промысел региона. ДЕРЕВЯННОЕ КРУЖЕВО Узоры елецкого кружева, созданные пе ­ реплетением тонких белых нитей, получи ­ ли воплощение в цвете на лакированной был объявлен набор на новое предприятие, деревянной поверхности. Стиль «Липецких узоров» невозможно перепутать ни с каким другим. Его яркие краски отличаются от Хохломы, Городецкой, Жостовской, Гжель ­ ской росписей. — Для наших узоров мы используем все цвета радуги. Поэтому они такие жизнера ­ достные, — с гордостью отмечает худож ­ ница Нина Боева, демонстрируя ладью в форме лебедя. — Чем мы отличаемся от Хохломы — мы ввели многокрасье. Там — чёрный, желтый, красный, зелёный. У них традиция, от которой они не отступают. У нас собственная технология. Мы начи- 'J V» V V V V V V V V V L 1 ♦ ♦ 1 ( \ ► г *>. : *ibs I 1 * 5^ > * X It > у истоков ПРОМЫСЛА Нина Александровна и сейчас прекрас ­ но помнит день, когда почти полвека назад V V 4?*- • ж* л W * пшеничный колосок И РЯБИНА СТАЛИ сят роспись — от чёрного контура до разживки (нанесение цвета на основные элементы. — — Мне позвонила подружка, рассказала, что нужны художники по хохломе. Я тогда даже не знала, что это такое. Конкурс был без потёков. Далее художники поэтапно нано- пять человек на место, — вспоминает ли ­ пецкая мастерица. — В качестве экзамена мне попался рисунок «Есудрина» (стилизо- Прим, ред.) и травки (нанесение тонкого рас- ванное изображение цветов, завитков или плодов. — Прим, ред.), один из самых слож ­ ных орнаментов семёновского промысла. На следующий день мою фамилию зачита ­ ли, то есть я прошла отбор. Она приступила к работе после трёх месяцев обучения, и уже через несколько лет вошла в художественную группу — ин- СИМВОЛАМИ БЛАГОПОЛУЧИЯ В ЛИПЕЦКИХ МОТИВАХ V Этой осенью «Липецкие узоры» готовят традиционную выставку в Липецком выста ­ вочном зале. Экспозиция будет посвящена 45-летнему юбилею фабрики и продемон ­ стрирует историю развития художествен ­ ного промысла. Продукция фабрики была среди призов Олимпиады-8о, Всемирного тигельного орнамента на фон. — Прим. ред.). — Кисточки мы делаем сами из беличьих хвостов. Их долго «выстуютвают», чтобы оста ­ лись только хорошие волоски. Делаем специ ­ альный узелок, чтобы они не выскочили. Важ- фестиваля молодежи и студентов, «Кубка на идеально ровная поверхность. Мы простой Кремля», кистью не можем писать, — рассказывает о технологии росписи Нина Боева. ТЕКСТ: ЮЛИЯ КОБЗЕВА. ФОТО АВТОРА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz