Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)
№20 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР 1 КУЛЬТУРНЫЙ кодТ^ ЭНЕРГИЯ СЦЕНЫ - ЭНЕРГИЯ ДЛЯ ЭРИТЕЛЯ 28 МАЯ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙ АКТРИСА ЛИПЕЦКОГО . ТЕАТРА КУКОЛ ЛЮДМИЛА ЧЕРНЫХ. . КАК ВДОХНУТЬ ЖИЗНЬ В КУКЛУ, ТЯЖЕЛО ли РАБОТАТЬ V*- ЗАШИРМОЙ ж.г и КАК СТАНОВЯТСЯ ™ АКТЁРАМИ- КУКОЛЬНИКАМИ - в РУБРИКЕ «Я-АРТИСТ» ,1 идти иа актёра-кукольника — новое отделение в институте искусств только открылось. — Тут ещё один мальчик опоздавший подбежал. И мы итрющая интриганка Лиса из «Красной шапоч ки», романтичная Алёнушка из «Аленького цве точка» и мама-медведица из «Умки» — всё это актриса Липецкого театра кукол Людмила Мер- пошли с ним переписывать заявления. Виолетта Владими- ных, вернее, её голос и руки. Актёры-кукольники редко по- ровна — тиудрейшая женщина. Она пообещала, что нас на- являются на сцене. Почти 35 лет Людмила Черных работает учат всему, чему учат на драматическом, да еще и работу за ширмой, вдыхая жизнь в кукольных артистов, заставляя их любить, страдать и жить полной жизнью. с куклой мы освоим. Было трудно учиться. Некоторые не выдерживали, ухо дили. Психика ломается, мировоззрение ломается. Ведь не ты живешь на сцене, предмет живёт. Ты ему жизнь даёшь через свою руку. В твоих руках кирпич должен огорчаться, любить, плакать — нужно передать миллион эмоций, разго варивать пальцами. МАТЕМАТИКА ЗАТЯГИВАЛА с 14 лет она знала, что будет актрисой, хотя в самодея тельности, как это обычно бывает, не участвовала, да и не стремилась. После 8 класса попросила родителей отвезти её в институт искусств в Воронеже. Девочке объяснили, что в институт можно поступить только после 10-Г0. И она по- ПРИДУМАТЬ ЖИЗНЬ ВОРОНЕ шла в математическую школу, чтобы не так скучно было пережидать два года. — Мне очень нравилась математика. Но когда я учи лась в математической школе, поняла, наука затягивает: чем больше я в математике, тем меньше меня остаётся для искусства. Поэтому вернулась в обычную школу и начала целенаправленно готовиться к поступлению в институт искусств. Я всегда знала твёрдо, что буду актрисой. Когда в роду у тебя четыре актёра, разве выбор остаётся. Эта твор ческая жилка во мне с отцовской стороны. Первая роль Людмилы была без слов. Действительно, пришлось говорить только пальцами. Это была роль воро ны в спектакле «Чучи» Липецкого театра кукол. рона отстала и догоняет стаю, загребая крыльями. Вадим Васильевич Жуков (главный режиссёр театра кукол с 1968 по 2007 годы. — Прим, ред.) очень любил такие конфетки- изюминки в ролях. Получается, я этой вороне мир и жизнь придумала. ВЫЛЕПИ ИЗ НИХ СЕБЯ придумывать жизнь кукле Людмила Алексеевна учит и молодых актёров театра. Когда в 2008 году в колледже ис кусств имени Игумнова открыли отделение специально под театр кукол, Людмилу Черных направили туда педагогом. Жуков велел ей: «Вылепи из них себя». Театру нужны молодые кадры. К нам никто нс едет — жить негде. Это же вам не Советский Союз, где молодым специалистам дают жильё, как это было со мной, когда я после института приехала работать в Липецк. Поэтому ре шили учить актёров сами. На курс набрали ю студентов, до выпуска дошли пятеро. Актёр — тяжелая профессия. Когда на профосмотре я сказала, что ни на что не жалуюсь, врач-кардиолог мне лекцию прочитала: «Если на вас датчики во время спекта кля повесить, то у вас несколько раз будет зафиксирована остановка сердца». Сейчас из того выпуска у нас трое работают: Катя Ря занцева, Саша Долматов и Галя Изотова. Когда они трое на сцене, чувствуется — это единый коллектив, одна школа. Партнёрство очень важно для артистов-кукольников. Ведь одну куклу могут водить два-три человека: один артист — голова и голос, руки и ноги отыгрывают уже ассистенты. МНЕ ОТДЫХАТЬ НЕЛЬЗЯ т Jj '* * < W-/ •" 4. л. t са. МОЯ жизнь РУХНУЛА правда, отец хотел видеть Людмилу математиком. Но родители дочь не отговаривали. Из деревни исправно во зили на экзамены в Воронеж на стареньком «Запорожце». — Папа хотел первым услышать, что я провалилась, меня нс взяли, и я иду в математику, — смеётся актри- Я поступала на драматический факультет, и мне всё давалось легко. Вот первый тур, второй — выходят ревущие девчонки, а я иду руки в брюки: «прошла». На третий тур папа не мог меня привезти. Пришлось ехать автобусом. Пока с автовокзала через весь Воронеж добиралась до ин ститута — экзамен кончился, я опоздала. Мне говорят, те перь приезжай на следующий год. Отвечаю: «Не приеду». В этот момент жизнь моя рухнула — что делать весь этот год, я не знала. «РОЛЬ АТАМАНШИ В «БРЕМЕНСКИХ МУЗЫКАНТА?^ СТАЛА ДЛЯ МЕНЯ П0ДАРК0М"| ОНА ТАКАЯ ЖЕ ЯРКАЯ И ВЕСЁЛАЯ, КАК Я» tiil — Ворон нам сделали много, на весь состав. Но каждая кукла, как бы ни старались бутафоры сделать их одинако выми, получается со своей спецификой: глаз может быть чуть сбоку, нитка затянута и крыло заедает. В каждой ку кле нужно найти изюминку и обыграть. Моя ворона могла КИРПИЧ ДОЛЖЕН ЛЮБИТЬ крыльями по кругу вертеть. И вот спектакль — вылетает Профессор актёрского мастерства Виолетта Владими- туча ворон. Сначала выходят маститые артисты. Ну, а я, ма- ровна Тополага посоветовала плачущей 16-летней девчонке ленькая, — последняя. И я представляю, как будто моя во- 1Л_ J Так что когда будете смотреть «Айболита», присмотри тесь к ногам Бармалея — это тоже Людмила Черных. За го лову отвечает Станислав Черняк. На счету Людмилы Алексеевны более юо ролей. Некото рые она играет десятилетиями. На «Гусёнке» выросло уже пять поколений липецких первоклассников — спектакль идёт 35 лет. И все эти годы непослушного гусёнка исполня ет Людмила Черных. — Эта одна из самых моих любимых ролей. Да, на сце не много энергии оставляешь. Но когда режиссёр говорит: «Ты пока свободна. Отдохни». — я заболеваю, и заболеваю так сильно, что попадаю в больницу. Помню, однажды Вадим Васильевич консилиум собрал — мне диагноз поставить не могли, врачи только плечами по жимали. Я пошла к заведующему и говорю: «Выписывайте меня». Позвонила Вадиму Васильевичу: «Дайте мне неделю, я выхожу». Как-то у меня была сильная травма. Я играла прыгаю щую принцессу, нужно было выходить на сцену и танце вать. Спрашиваю у доктора, когда. Он отвечает: «С вашей травмой только через год». Я уже через месяц танцевала. Вроде бы выплёскиваешься, отдаешь всё, ио сила снова при ходит. Мне отдыхать нельзя. Сцена мне даёт энергию. ТЕКСТ: НЙТАЛЬЯ ГОРЯЙНОМ. ФОТО АВТОРА И ИЗ АРХИВА ГЕРОЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz