Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)
№20 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОЛСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР 1 ВГОРОДЕКР) I б1 i7* ЧЬГ ! I Кроме биатлона, роботы занимаются и другими видами спорта. Иван Болотин — создатель механического борца-сумоиста. Он также участвовал в соревнованиях в этом году и завоевал второе место. В конструкции этого робота главное — устойчивость и мощ ность. — Собрать робота-путешественника не трудно, сложнее его запрограммировать. В сумо, напротив, программу написать лег че, а сконструировать и собрать робота тя желее, — объясняет различие между кон струкциями юный робототехник. РОБОТЫ В КОСМОСЕ бустройство научной станции БИАТЛОН И СУМО на Луне, уборка космического мусора — учеников кружка ро бототехники липецкой школы № 18 волнуют глобальные проблемы. Им они посвятили проекты, каждый из которых готовили в течение полугода. Макет лунной станции за лучший дизайн отметили в этом году на Всероссийском фестивале по робото технике в Перми. Второклассник Саша Юда- нов демонстрирует научные находки своей команды — систему водоснабжения, солнеч ные батареи, генератор кислорода. — Здесь у нас устройство для растапли вания льда, — показывает Саша. — Талая вода поступает в инвектор для очищения, высвободившийся кислород — в специаль ный отсек для сбора. Четверо ребят придумали, как обу строить быт научной станции на Луне, предусмотрев на трех этажах лабораторию, мастерскую, жилой отсек, систему жизне обеспечения. Подошли основательно, пред варительно изучив историю освоения лун ной поверхности, условия жизни и даже химический состав почвы. - Космическая станция началась с од ного этажа. Потом дети говорят — есть площадка для посадки кораблей, а где все остальное? Мы начали усложнять конструк цию, добавили подземные этажи. Родители помогали придумать, как скрепить одну платформу с другой. :?го была чисто тех ническая поддержка, всё остальное создала фантазия детей. Станция — полностью их идея, — I тель студии Наталья Бизюкова. научный проект. Дети выяснили, что ри- голмт, рыхлый лунный грунт, можно ис пользовать как материал для построения станции, который не пропускает радиацию и перепад температур. Они нашли инфор мацию о залежах лунного льда на полюсах и придумали систему водоснабжения. Липецкие дети могут собрать робота уже в восемь лет. Рядом со станцией едет луноход. Доезжая до препятствия, он по ворачивает налево, чтобы его объехать. За- ложеш1ый алгоритм дает ему возможность маневрировать и отлично ориентироваться на местности. Обучение начинается с про стых моделей, которые могут двигаться по прямой траектории. Сначала — знакомство с механикой, взаимодействием механиз мов, способами приведения их в движение. Затем ребята начинают' параллелыю осва ивать программирование. Па этом этапе начинается и первое деление по професси ям: кто-то понимает, что ему интереснее из маленьких деталек собрать инженерную конструкцию, а кому-то — заставить её дви гаться и вьшолнять требуемые дейктвия. - Зелёный квадратик - робот повора- ребёнок совмещает роли инженера-конструк- чивает налево, кратый — едет прямо, си ний — направо, — объясняет алгоритм пятиклассник Яков Шевцов, показывая своего робота-пхтешественника. в ШКОЛЕ #18 БОЛЕЕ 60 ЮНЫХ РОБОТОТЕХНИКОВ ОТ ВОСЬМИ ДО ПЯТНАДЦАТИ ЛЕТ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ - ПРОГРАММИСТ, ИНЖЕНЕР- КОНСТРУКТОР, ДИЗАЙНЕР И УЧЕНЫЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ занял первое место. Создать настолько слож ную моде/п» школьник смог на четвертый год обучения. Работая над проектом в одиночку, lit I т' НАУКА ПРОТИВ МУСОРА Сейчас команда продолжает работать над проектом сбора мусора в космическом просцзанстве. Ребята разработали нагляд ную модел ь, где робот движется по траекто рии вокруг планеты и ликвидирует неболь шие инородные объекты. За консультацией они обращались к аспиранту астрономи ческого отделения физического факульте та МГУ, который согласился помочь юным пытливым умам в их исследовании. — Мы изучали проблему космического му сора. Он не исчезает со временем, и его котпг- чество только растёт. Если человек не станет с ним бороться, однажды он не сможет нику да вылететь. Удар маленькой частицы в кос мическом пространстве способен пробивать в корабле дыру, — рассказали о предпосылках своего проекта Яков и Иван. Наталья Бизюкова считает робототех нику одним из лучших занятий для раз ностороннего развития ребёнка. В её сту дни занимаются как юные техники, только начинающие осваивать математику, так и старшеклассники, реализующие слож ные многоэтапные проекты. Оптимальное число детей в группе — десять-двенадцать человек. Для работы над проектом объеди няются трое или четверо учеников. — Дети пригадят разные по складу ха рактера и способностям, одни конструкторы, щзутие программисты, Приходя к нам, ребё нок еще не знает, кем он будет, — отмечает тора, дизайнера и программиста Сейчас мечта юного таланта создать до машнего помощника в подартк маме. Воз можно, он будет пылесосить или собирать Ната/и>я Вячеславна. — Наша задача научить разб1юсанные на полу предметы. Яков уверен, его верить в свои силы. Когда он льпается со- что с каждым годом искусственный интеллект брать первую модель, у него часто не получает- развивается во; сильнее, и уже скоро робот ся. Мы начинаем с ним разбирать, анализиро- шожет стать другом и озбеседником. — Полгода назад в Липецк приезжала выставка роботов, мы с папой ходили её смотреть. Там был [юбот Валера. Он сказал: «Я вас запомню, приходите ещё». Когда мы вернулись в следующий раз, он нас попри- Пройдя механику и собрав базовые модели, ветствовал и назвал наши имена, — расска зал пятиклассник. В Идущем Яков видит себя создателем сайтов или мобильных приложений и ув лечённо изучает программирование даже дома. Мама подарила книжки по напи санию алгоритмов и помогла установить специальную программу на компьютер. вать. Собирает второй раз — он уже может это сделать практически без посторонней помо щи. Теперь он не просто связывает элементы в одну конструкцию, а может объясшт, где какая деталь, как происходит взаимодействие. с гордостью делится руководи- jy Q igduu . — Это * Ориентируясь по цветам, механизм может двигаться по сложной траектории. На этом принципе построены соревнования по биатло ну для роботов, где они не только объезжают В командной работе над проектами в сту- сложные препятствия, по и сбивают мишени, В липецких соревнованиях по этой дисципли не между любителями робототехники Яков дии он мозговой центр. Благодаря его про- грамному коду оживают как маленькие, так и большие, громоздкие механизмы. дети говорят: «Мы хотим что-то модернизи ровать». Занятия робототехникой, по уверению педагога, развивают усидчивость, мелкую моторику, креативность мышления. Уче ники приобретают научные знания, учатся работать в информационном потоке — нахо дить нужное и отсеивать лишнее. И самое главное — отходить от инструкций и не бо яться фантазировать. ТСКСТ; ЮЛИЯ КОБЗЕВА. ФОТО: СЕРГЕЙ ПАРШИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz