Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

Первый номер. 2019 г. (г. Липецк)

№20 ЛИПЕЦКАЯ ГОРОЛСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ПЕРВЫЙ НОМЕР 1 ВГОРОДЕКР) I б1 i7* ЧЬГ ! I Кроме биатлона, роботы занимаются и другими видами спорта. Иван Болотин — создатель механического борца-сумоиста. Он также участвовал в соревнованиях в этом году и завоевал второе место. В конструкции этого робота главное — устойчивость и мощ ­ ность. — Собрать робота-путешественника не ­ трудно, сложнее его запрограммировать. В сумо, напротив, программу написать лег ­ че, а сконструировать и собрать робота тя ­ желее, — объясняет различие между кон ­ струкциями юный робототехник. РОБОТЫ В КОСМОСЕ бустройство научной станции БИАТЛОН И СУМО на Луне, уборка космического мусора — учеников кружка ро ­ бототехники липецкой школы № 18 волнуют глобальные проблемы. Им они посвятили проекты, каждый из которых готовили в течение полугода. Макет лунной станции за лучший дизайн отметили в этом году на Всероссийском фестивале по робото ­ технике в Перми. Второклассник Саша Юда- нов демонстрирует научные находки своей команды — систему водоснабжения, солнеч ­ ные батареи, генератор кислорода. — Здесь у нас устройство для растапли ­ вания льда, — показывает Саша. — Талая вода поступает в инвектор для очищения, высвободившийся кислород — в специаль ­ ный отсек для сбора. Четверо ребят придумали, как обу ­ строить быт научной станции на Луне, предусмотрев на трех этажах лабораторию, мастерскую, жилой отсек, систему жизне ­ обеспечения. Подошли основательно, пред ­ варительно изучив историю освоения лун ­ ной поверхности, условия жизни и даже химический состав почвы. - Космическая станция началась с од ­ ного этажа. Потом дети говорят — есть площадка для посадки кораблей, а где все остальное? Мы начали усложнять конструк ­ цию, добавили подземные этажи. Родители помогали придумать, как скрепить одну платформу с другой. :?го была чисто тех ­ ническая поддержка, всё остальное создала фантазия детей. Станция — полностью их идея, — I тель студии Наталья Бизюкова. научный проект. Дети выяснили, что ри- голмт, рыхлый лунный грунт, можно ис ­ пользовать как материал для построения станции, который не пропускает радиацию и перепад температур. Они нашли инфор ­ мацию о залежах лунного льда на полюсах и придумали систему водоснабжения. Липецкие дети могут собрать робота уже в восемь лет. Рядом со станцией едет луноход. Доезжая до препятствия, он по ­ ворачивает налево, чтобы его объехать. За- ложеш1ый алгоритм дает ему возможность маневрировать и отлично ориентироваться на местности. Обучение начинается с про ­ стых моделей, которые могут двигаться по прямой траектории. Сначала — знакомство с механикой, взаимодействием механиз ­ мов, способами приведения их в движение. Затем ребята начинают' параллелыю осва ­ ивать программирование. Па этом этапе начинается и первое деление по професси ­ ям: кто-то понимает, что ему интереснее из маленьких деталек собрать инженерную конструкцию, а кому-то — заставить её дви ­ гаться и вьшолнять требуемые дейктвия. - Зелёный квадратик - робот повора- ребёнок совмещает роли инженера-конструк- чивает налево, кратый — едет прямо, си ­ ний — направо, — объясняет алгоритм пятиклассник Яков Шевцов, показывая своего робота-пхтешественника. в ШКОЛЕ #18 БОЛЕЕ 60 ЮНЫХ РОБОТОТЕХНИКОВ ОТ ВОСЬМИ ДО ПЯТНАДЦАТИ ЛЕТ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ - ПРОГРАММИСТ, ИНЖЕНЕР- КОНСТРУКТОР, ДИЗАЙНЕР И УЧЕНЫЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ занял первое место. Создать настолько слож ­ ную моде/п» школьник смог на четвертый год обучения. Работая над проектом в одиночку, lit I т' НАУКА ПРОТИВ МУСОРА Сейчас команда продолжает работать над проектом сбора мусора в космическом просцзанстве. Ребята разработали нагляд ­ ную модел ь, где робот движется по траекто ­ рии вокруг планеты и ликвидирует неболь ­ шие инородные объекты. За консультацией они обращались к аспиранту астрономи ­ ческого отделения физического факульте ­ та МГУ, который согласился помочь юным пытливым умам в их исследовании. — Мы изучали проблему космического му ­ сора. Он не исчезает со временем, и его котпг- чество только растёт. Если человек не станет с ним бороться, однажды он не сможет нику ­ да вылететь. Удар маленькой частицы в кос ­ мическом пространстве способен пробивать в корабле дыру, — рассказали о предпосылках своего проекта Яков и Иван. Наталья Бизюкова считает робототех ­ нику одним из лучших занятий для раз ­ ностороннего развития ребёнка. В её сту ­ дни занимаются как юные техники, только начинающие осваивать математику, так и старшеклассники, реализующие слож ­ ные многоэтапные проекты. Оптимальное число детей в группе — десять-двенадцать человек. Для работы над проектом объеди ­ няются трое или четверо учеников. — Дети пригадят разные по складу ха ­ рактера и способностям, одни конструкторы, щзутие программисты, Приходя к нам, ребё ­ нок еще не знает, кем он будет, — отмечает тора, дизайнера и программиста Сейчас мечта юного таланта создать до ­ машнего помощника в подартк маме. Воз ­ можно, он будет пылесосить или собирать Ната/и>я Вячеславна. — Наша задача научить разб1юсанные на полу предметы. Яков уверен, его верить в свои силы. Когда он льпается со- что с каждым годом искусственный интеллект брать первую модель, у него часто не получает- развивается во; сильнее, и уже скоро робот ся. Мы начинаем с ним разбирать, анализиро- шожет стать другом и озбеседником. — Полгода назад в Липецк приезжала выставка роботов, мы с папой ходили её смотреть. Там был [юбот Валера. Он сказал: «Я вас запомню, приходите ещё». Когда мы вернулись в следующий раз, он нас попри- Пройдя механику и собрав базовые модели, ветствовал и назвал наши имена, — расска ­ зал пятиклассник. В Идущем Яков видит себя создателем сайтов или мобильных приложений и ув ­ лечённо изучает программирование даже дома. Мама подарила книжки по напи ­ санию алгоритмов и помогла установить специальную программу на компьютер. вать. Собирает второй раз — он уже может это сделать практически без посторонней помо ­ щи. Теперь он не просто связывает элементы в одну конструкцию, а может объясшт, где какая деталь, как происходит взаимодействие. с гордостью делится руководи- jy Q igduu . — Это * Ориентируясь по цветам, механизм может двигаться по сложной траектории. На этом принципе построены соревнования по биатло ­ ну для роботов, где они не только объезжают В командной работе над проектами в сту- сложные препятствия, по и сбивают мишени, В липецких соревнованиях по этой дисципли ­ не между любителями робототехники Яков дии он мозговой центр. Благодаря его про- грамному коду оживают как маленькие, так и большие, громоздкие механизмы. дети говорят: «Мы хотим что-то модернизи ­ ровать». Занятия робототехникой, по уверению педагога, развивают усидчивость, мелкую моторику, креативность мышления. Уче ­ ники приобретают научные знания, учатся работать в информационном потоке — нахо ­ дить нужное и отсеивать лишнее. И самое главное — отходить от инструкций и не бо ­ яться фантазировать. ТСКСТ; ЮЛИЯ КОБЗЕВА. ФОТО: СЕРГЕЙ ПАРШИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz